Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи

Вассиан (Бирагов), игумен, Кузнецова Людмила Михайловна
Библия
В статье рассматриваются основополагающие принципы александрийской пасхалии. Показано, что ее структуру определяют библейские нормы праздника Св. Пасхи и неизменные характеристики пасхального месяца новых (колосьев). В онтологическом плане исследовано влияние введения византийской эры от сотворения мира на становление православной пасхалии на основе александрийской.

Светлое Христово Воскресенье освящает всю нашу жизнь. Мы знаем, что преп. Серафим Саровский постоянно пребывал в пасхальной радости, которой щедро делился с окружающими людьми. Святые отцы нашей Церкви находили предзнаменования Пасхи во всех событиях священной истории. Именно такое понимание глубинной взаимосвязи Св. Пасхи и св. истории нашло свое отражение в православной пасхалии – в исполненном Духа Святого творении отцов Церкви. Наша пасхалия утверждает вечность и неизменность библейских норм Пасхи. Всестороннему рассмотрению и обоснованию этого положения и посвящена данная статья.

Византиец М. Властарь в работе «Алфавитная Синтагма» (первая половина ХIV века), касаясь правил установления христианской Пасхи, пишет: «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. <…> Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия <…>; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия <…>; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету» [1]. Заметим: в ряде современных работ утверждается, что на этих правилах в конце III – начале IV вв. была основана александрийская пасхалия и что они сохраняются в полной силе до нашего времени.

Однако необходимо признать, что астрономические данные, которыми пользовались создатели александрийской пасхалии в эпоху Никейского собора (325 г.), устарели. К примеру, в наше время день весеннего равноденствия сместился с 21 марта на 7 марта юлианского календаря, а астрономические полнолуния опережают пасхальные полнолуния александрийского лунного цикла примерно на 4−5 дней. В связи с этим высказываются предложения привести православную пасхалию, сохраняющую неизменными александрийские пасхальные границы, в соответствие с астрономической точностью, как это сделала в свое время Католическая Церковь. Действительно, следуя вышеизложенным правилам, цель григорианской реформы 1582 г. («не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, <…> и ХIV луне вернуть ее место, <…> но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и ХIV луна со своих мест никогда не сдвигались» [2. С. 109]) была практически реализована.

Но существует и другой взгляд на решение этой проблемы. В начале ХХ в. священномученик профессор Д.А. Лебедев1 сформулировал основной закон православной пасхалии так: «По правилам принятой у нас александрийской пасхалии, Пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно, в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана» [3. С. 300].

Между приведенными правилами М. Властаря2 и Д.А. Лебедева есть, по нашему мнению, принципиальное различие. Первые четыре правила ставят праздник христианской Пасхи в зависимость от временного фактора, в частности, от дня празднования иудейской Пасхи и от моментов наступления астрономических явлений – весеннего равноденствия и полнолуния. Правило же, сформулированное Д.А. Лебедевым, освобождает день Св. Пасхи от такой зависимости, так как вычисленные однажды по александрийскому циклу пасхальные границы, они же дни 14-й луны, полагаются неизменными и периодически повторяемыми во всех Великих Индиктионах. Тем самым утверждается принцип неизменности православной пасхалии.

Как мы убедимся далее, к нашей пасхалии не следует подходить только с мерками математической и астрономической скрупулезности. Православная пасхалия, хотя и включает в себя алгоритм вычисления дня праздника Св. Пасхи на каждый год, построенный с учетом движения небесных светил, однако не может быть сведена только к этому алгоритму. Пасхалия не примитивное, устаревшее изобретение «александрийских компутистов», как ее часто представляют в некоторых печатных изданиях, но отвечающее Божественному Закону о Св. Пасхе великое творение святых отцов Александрии, Сирии, всей Византии, которое создавалось на протяжении нескольких веков. Святые отцы запечатлели в основных принципах построения пасхалии взгляд Церкви на христианскую Пасху и тем самым придали им глубочайший богословский смысл.

Считаем, что необходимо последовательно рассмотреть следующие аспекты проблемы:

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий