Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи

I

Правила, сформулированные М. Властарем, не являются основным принципом александрийской пасхалии.

Для обоснования предложенного тезиса, во-первых, рассмотрим правило – не праздновать Пасху вместе с иудеями в один день, которое фактически не всегда соблюдалось.

Во времена Никейского собора как христиане, так и иудеи вычисляли день праздника Пасхи по 19-летним лунным циклам. В каждый год цикла определялся пасхальный месяц нисан и его 14-й день, называемый пасхальной границей. Вычисленные один раз для одного цикла девятнадцать пасхальных границ периодически возвращаются, не изменяясь, на прежние места через каждые 19 лет. В Александрии день Пасхи назначался на ближайшее воскресенье3 после пасхальной границы, т.е. на 15-21 дни луны (см. выше правило, сформулированное Д.А. Лебедевым). У иудеев, согласно религиозным предписаниям (Лев. 23: 5-6), днем законной Пасхи считается 15 нисана. Он начинается с вечера накануне и является обычно днем, следующим за пасхальной границей4. В пасхальной практике Александрийская Церковь следовала т.н. александрийскому лунному циклу, а иудеи и часть христиан, проживавших в Сирии, Месопотамии, Киликии, – сирийскому. Циклы были построены по одному принципу и отличались лишь началом отсчета [4]. В александрийском цикле за начало отсчета принято 29 августа 284 г., и первая в цикле пасхальная граница приходится на 5 апреля. В первый год сирийского цикла отсчет лунных месяцев ведется с 24 сентября и, соответственно, 14 нисана выпадает на 2 апреля – четвертую пасхальную границу в александрийском цикле. Таким образом, циклы оказались смещенными относительно друг друга.

В табл.1. представлены пасхальные границы обоих циклов. Из нее видно, что, за исключением нескольких лет, они одинаковые. Поэтому если в александрийском циклическом нисане 15 день луны приходился на воскресенье и совпадал с 15 нисана сирийского цикла, то александрийцы и иудеи справляли Пасху в один день. В.В. Болотов5приводит примеры таких совпадений, указывая следующие годы: 289, 296, 316, 319, 323, 343, 347, 367, 370, 374, 394. В 495 г., во второй год александрийского цикла, христианская Пасха (26 марта) справлялась раньше иудейской Пасхи (28 марта) [5]. Последнее совпадение обоих праздников было в 783 г. [4]. Затем совпадения прекращаются только из-за того, что в середине IV в. евреи ввели новый календарь, в котором средний синодический6 месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,37 минуты, и поэтому через каждые 323 года наша пасхальная граница отстает на один день от иудейского 14-го нисана [4].

Таблица 1

Пасхальные границы александрийского и сирийского циклов

Пасхальные границы александрийского и сирийского циклов

Пояснения к табл. 1. В таблице используются сокращения: «м» — март, «а» — апрель. Дни выражены в датах юлианского календаря. Пасхальные границы сирийского цикла представлены в реконструкции Д.А. Лебедева [5. С. 267]. Жирным шрифтом выделены годы, называемые эмболимическими, в них осуществлялась вставка дополнительного 13-го лунного месяца. Остальные годы, содержащие 12 месяцев, считаются простыми. Курсивом отмечены пасхальные границы, в циклах не совпадавшие. Подчеркнуты пасхальные границы, при которых Пасху по сирийскому циклу справляли почти на месяц раньше, чем по александрийскому.

Во-вторых, рассмотрим правило, предписывающее справлять Пасху после первого, следующего за равноденствием, полнолуния. Соблюдение этого правила также не подтверждается фактами. Уже в IVв. Пасху в Александрии довольно часто справляли либо в день полнолуния, либо даже раньше.В ту эпоху 14-я луна александрийского циклического нисана почти никогда не совпадала с астрономическим полнолунием[5]. Последнее немного запаздывало и обыкновенно приходилось на 15-й или даже на 16-й день луны. Д.А. Лебедев объясняет это тем, что создатели александрийской пасхалии, вероятнее всего, считали дни луны не от появления нового серпа на небе, а от истинного новолуния. В таком случае астрономическое полнолуние наступает не на 13-й день, как полнолуние в цикле, а в среднем через 14 дней 18 часов [5]. Со временем, наоборот, астрономическое полнолуние стало опережать пасхальную границу, так как средний астрономический синодический лунный месяц короче лунного месяца александрийского цикла примерно на 0,00026 суток. В настоящее время истинное полнолуние опережает пасхальную границу примерно на пять дней, и каждые 317 лет разность между ними увеличивается на одни сутки.

В-третьих, представляется в принципе невозможным допущение, что создатели александрийской пасхалии положили в ее основу только астрономический принцип («после равноденствия», «после полнолуния»). Как известно, в древние времена семидневной недели придерживались многие народы – вавилоняне, арабы, сирийцы, китайцы. Вавилоняне, кроме того, благодаря вставке дополнительного 13-го месяца в лунный календарь, удерживали начало года вблизи дня весеннего равноденствия. Однако только у древних евреев и неделя, и вставка в календарь дополнительного 13-го месяца приобрели религиозно-нравственный смысл, поскольку были связаны с религиозными, историческими событиями и законодательством. Так, семидневная неделя была освящена воспоминаниями событий Дней творения мира. А целесообразность вставки 13-го дополнительного зимнего месяца, в отличие от соседних языческих народов, поклонявшихся солнцу, определялась, согласно Божественному Закону о Пасхе, степенью зрелости хлебов к началу пасхального месяца Авива (или позже – Нисана).

Таким образом, положив в основупасхалии только астрономический принцип, александрийцы неотвратимо облекли бы Св. Пасху – «Госпожу и Царицу праздников» христианских – в языческие одежды. Укажем несколько основных причин, по которым это предположение недопустимо.

Причина первая. Как во всех творениях надо видеть и разуметь их Создателя, так и в пасхалии Духом Святым должно познавать Сына Божия, Пасху7, Христа-Избавителя.

Александрийская пасхалия создавалась в эпоху правления Диоклитиана – ревностного язычника и гонителя христиан. В это время в подвиге просияли тысячи мучеников, отказавшихся приносить жертвы языческим богам. Однако идолопоклонничество проявлялось не только в грубой, очевидной форме, но и таилось в бытовых отношениях, в изящных искусствах и в различных науках. Именно об опасности такого рода уловления христиан в языческие сети предупреждал свою паству современник становления и распространения александрийской пасхалии Василий Великий (+ 379 г.). В беседах на «Шестоднев», рассуждая о «пресловутой» астрономии, он отмечал: «Но к какому концу приводят геометрия, арифметические способы, исследования в толщах и пресловутая астрономия – эта многопопечительная суета, если изучившие эти науки дошли до заключения, что видимый сей мир совечен Творцу всяческих Богу, и если то, что ограничено и имеет вещественное тело, возвели они в одну славу с Естеством Непостижимым и Невидимым. <…> Но они, вымерившие расстояние звезд, описавшие звезды, всегда видимые и северные, а также звезды, находившиеся около южного полюса, и живущим там видимые, а нам неизвестные, разделившие на тысячи частей и северную широту, и зодиакальный круг, с точностью наблюдавшие возвращение звезд, их стояния, склонения и общее движение к прежнем местам, а также время, в какое каждая из планет совершает свой период, – они не нашли одного из всех способа, – как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам» [7. Б. 1]. Далее, разъясняя причину, по которой Господь создал растения раньше небесных светил, Василий Великий вразумляет христиан: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается преждесолнца, чтобы заблуждающиеся перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени» [7. Б. 5]. И далее: «<…> земля наполнилась собственными порождениями, произрастив бесчисленные роды трав и обогатившись растениями всякого рода. Но солнца и луны еще не было, дабы не ведущие Бога не именовали солнца начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний» [7. Б. 6]. Согласно с мыслью Василия Великого, о Солнце рассуждает Иоанн Златоуст (+ 407 г.): «Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел. <…> Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный, остановился на ней, <…> но чтобы от нее восходил выше и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется стихия, тем более дивным является Создатель <…>» [8. С. 45].

Причина вторая. Астрономический принцип противоречит христианскому учению о цели и смысле жизни, явленном нам в Св. Пасхе – в Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.Астрономический принцип построения пасхалии необходимо предполагал бы стремление к достижению астрономической точности. Однако александрийский 19-летний лунный цикл самим своим построением свидетельствует, что его создатели стремились не к астрономической точности, а к простоте. В подтверждение сказанного приведем следующие примеры.

А) В 19-летнем цикле полнолуние никогда не приходится на следующие 10 дней: марта 23, 26, 28, 31 и апреля 3, 6, 8, 11, 14, 16, 19, хотя астрономически это невозможно [4].

Б) Параллельно с александрийской пасхалией иудеи, на основе цикла Гиппарха8, создавали свой календарь, которым пользуются и доныне [4]. С его помощью достигается более точное приближение к астрономическим фазам луны. Однако александрийцы не воспользовались циклом Гиппарха и не предусмотрели ввод поправок на астрономическую точность в будущем, ей они предпочли неподвижность пасхальных границ.

Причина, по которой александрийцы не возвели в свое время в абсолютный принцип астрономическую точность, видимо, заключается в том, что солнце (да и луна) есть «только физический, а не <…> духовный центр земной твари» [9. С. 94]. Солнце, как уже отмечалось, – «лишь мнимый «источник жизни» для твари, которая о нем радуется; и этой радости наступает скорый, неумолимый конец» [9. С. 94]. По нашему убеждению, промыслительно то, что астрономическая точность никогда не достигается. В пасхалии стремление к точности будет периодически вызывать обманчивое желание усовершенствовать ее, ввести, так сказать, астрономически более точный календарь. Кроме того, особенно в пасхалии стремление к недостижимому порочно уже по той причине, что оно противоречит христианскому учению о цели, смысле жизни, явленном нам в Св. Пасхе – в Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий