Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи

V

Создание византийской эры от сотворения мира есть результат дальнейшего богословского осмысления значения пасхалии.

В александрийской пасхалии зависимость лунного цикла от конкретной исторической даты – 29 августа 284 г., начала правления Диоклитиана, − являлась признаком ее несовершенства, так как, во-первых, астрономические данные со временем изменяются; а во-вторых, начальные моменты циклов оказываются оторванными от событий и ветхозаветных, и евангельских. К тому же Диоклитиан был гонителем Церкви. К началу VI в. эти несовершенства были преодолены. Решение нашлось не в согласовании пасхалии с временным, астрономическим фактором, а в сфере духовного осмысления ее значения. Пасхалия была преобразованатак, что в ней праздник Пасхи мог быть определен во все времена, как в ветхозаветные, так и в новозаветные, как в прошлом, так и в будущем.

Это явилось следствием создания и введения в пасхалию т.н. византийской (или константинопольской) эры12 от сотворения мира, эпоха которой – суббота13 1 сентября 5509 года до Р. Х...Побудительной причиной к ее созданию можно считать стремление соединить события Священной истории в общую систему счета времени. В ней первый год, 5509/ 5508 г. до Р. Х., принимается за год Творения Мира, от которого в последовательном порядке определяются времена событий Ветхого Завета, весь период Евангельских событий (от Воплощения Господа нашего Иисуса Христа до Его Крестной смерти и Воскресения), время проповеди христианства и его распространения среди язычников.

По мнению Д.А. Лебедева, византийская эра была создана в Сирии, а точнее − в Антиохии14, и не позднее начала VI века. Он объяснил ее пасхалистическоепроисхождение тем, что эпоха византийской эры была подобрана таким образом, что с нее начинаются первые годы всех трех пасхальных циклов: лунного сирийского, солнечного антиохийского 15 и 15-летнего хозяйственного цикла, так называемого индиктиона 16. Напомним, что с ирийского цикла в календарной практике придерживалась часть христиан и иудеи некоторых восточных областей Римской империи во времена Никейского собора (см. п. I). Первая пасхальная граница этого цикла – 2 апреля – четвертая граница в александрийском цикле(см. табл. 1 п. 1).

К IХ – Х веку византийское летосчисление прочно утвердилось в Восточно-Римской империи17. Приняв его, константинопольцы, естественно, стали и годы луны считать по сирийскому циклу, однако по нему Пасха могла наступить на 30-35 дней раньше18 общепризнанных к тому времени александрийских пасхальных границ. Поэтому проблему разрешили следующим образом. Александрийские пасхальные границы периодически продолжили к году Творения Мираи за первую границу выбрали 2 апреля, согласно эпохе византийской эры. Полученный таким образом смещенный александрийский цикл, известный под названием Круг Луны (см. табл. 2.), приняли за основу в пасхальных таблицах начиная с Х I века [5].

Таблица 2

Пасхальные границы Круга Луны

Пасхальные границы Круга Луны
Пояснения к табл. 2. Жирным шрифтом выделены эмболимические годы. Дни выражены в датах юлианского календаря. Сокращения: см. пояснения к табл. 1.

Пасхалия константинопольцев в дальнейшем стала называться православной пасхалией. В ней Круг Луны19 вместе с 28-летним солнечным антиохийскимциклом (Круг Солнца), по которому определяются воскресные дни Пасхи, образует Великий Индиктион – цикл в 532 года (19 х 28). И через каждые 532 года пасхальные границы, а также воскресные дни православной Пасхи приходятся на одни и те же числа месяцев юлианского календаря.

Отметим, что вместе с циклами к эпохе византийской эры был продолжен и юлианский календарь, ставший, таким образом, их общим фундаментом. Именно на этом фундаменте зиждется и сама пасхалия, и единое летоисчисление Ветхого и Нового Заветов − византийская эра.

В то же время Западная Церковь, по замечанию В.В. Болотова, «начиная с Ипполита (с 20-х годов III в., – прим. авт.), в своей пасхалии проводила ту мысль, что наша Пасха есть самостоятельный новозаветный праздник Воскресения Христова»[4. С. 132]. Именно в этом принципиальном различии между взглядами на христианскую Пасху кроется причина дальнейших пасхальных разногласий между Западными и Восточными Церквами Римской империи. В отличие от Византии, Римская Церковь не приняла византийскую эру от сотворения мира.Онапредпочла ей эру Дионисия Малого (середина VI в.), считая ее эпоху годом Рождества Христова [18]. Причем вместе с новой эрой в пасхалистическую практику для вычисления дня Пасхи был введен александрийский цикл. Его вместе с западным солнечным 28-летним циклом20продолжили к эпохе новой эры. Таким образом, начав летосчисление с условного года Рождества Христова, Западная Церковь в пасхалистической практике не установила связь Нового Завета с Ветхим21. Она позаимствовала из александрийской пасхалии лишь лунный цикл, а библейские нормы праздника и основной принцип александрийской пасхалии оказались ею не воспринятыми.

VI

Православная пасхалия как итог процесса преобразования александрийской пасхалии.

С введением в пасхалию византийской эры от сотворения мира практически завершился процесс ее становления на основе александрийской. Из рассмотренных выше положений можно заключить, что введение в пасхалию византийской эры и продление александрийских пасхальных границ к году Творения Мира является актом богословски глубоко осмысленным. При этом Святые Отцы стремились в конкретном факте распознавать и провидеть величайшее, всеобъемлющее событие: в частном – видеть всеобщее, в близком и настоящем – отдаленное будущее, в земном и временном – духовное и вечное, и в каждом священном событии видеть отражение Пасхи.

В православной пасхалии основные принципы александрийцев представлены в завершенном, законченном виде. В ней неизменность циклов и неподвижность александрийских границ утверждены от Сотворения Мира и до скончания Века, что мы называем «принципом вечности» нашей пасхалии, а результатам ее построения придан сакральный смысл.Это подтверждают следующие выводы:

1. Православная пасхалия отражает вечность Пасхи.Если в александрийской пасхалии за начальные моменты отсчета циклов выбраны конкретные исторические даты, то в православной пасхалии эпохи всех пасхальных циклов отнесены к осени 5509 года до Р. Х., когда Мир, по воззрению создателей византийской эры, еще не был создан и его история еще не началась.

2. В Круге Луны православной пасхалии начало первого лунного года совпадает с днем Творения Светил,в отличие от александрийского цикла, в котором 1 нисана выпадало на очередное астрономическое новолуние – 23 марта 285 года.По утверждению Д.А. Лебедева, все создатели эр от сотворения мира, как среди христиан, так и среди иудеев, стремились определить не только год, но и дни Творения [6]. В рамках византийской эры они соответствуют 17 – 23 марта 5508 года до Р. Х. [6]. Именно с событиями этих дней согласованы Круг Солнца и Круг Луны православной пасхалии: первый день Творения, 17 марта, является и первым днем недели, т.е. воскресеньем; а четвертый, 20 марта, день создания Светил, – средой, новолунием и первым числом нисана.

3. В православной пасхалии основные даты александрийской пасхалии, утратив точный астрономический, приобрели сакральный смысл событий первых дней Творения. К примеру, шестой день, 22 марта считается днем Творения первого человека, Адама. В нашей пасхалии на эту дату, в 13-й год Круга Луны, приходится самая ранняя Православная Пасха – день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Адама Нового, Который спасает Адама Ветхого, а в его лице – весь человеческий род. Таким образом, дни Творения получают в пасхалии смысловое продолжение. И через каждые 532 года с началом нового Великого Индиктиона вспоминаются события первой недели Творения Мира. А на пасхальный александрийский циклический нисан спроецировалась вся Священная история: от Сотворения Мира до будущего всеобщего Воскресения.

VII

Научное предвидение В.В. Болотова: истинно ценные указания пасхалисты могут получить от метеорологии, а не от астрономии.

Итак, с введением в пасхалию византийской эры от сотворения мира александрийские границы были периодически продолжены как в прошлое, так и в будущее. Такое продолжение, как мы увидим далее, согласуется с библейскими нормами праздника Пасхи. С этой точки зрения, сохранениенеизменных пасхальных границ предполагает, что и в настоящее время для каждого года Круга Луны средний момент созревания ячменя в окрестностях Иерусалима практически совпадает со временем православной Пасхи. Путь к решению проблемы о продлении пасхальных границ предложил в свое время В.В. Болотов.

Выделим главное в его рассуждениях.

В.В. Болотов показал, что астрономический момент весеннего равноденствия не может служить ориентиром в определении времени созревания ячменя вблизи Иерусалима и отметил ошибочность мнения, будто Пасху должно праздновать сразу же после равноденствия. Ученый утверждал, что в III – V вв. по Р. Х. средняя разность между моментом созревания ячменя около Иерусалима и днем весеннего равноденствия была практически равна нулю. Это и позволило александрийцам принять за нижнюю пасхальную границу 21 марта юлианского календаря – день весеннего равноденствия в ту эпоху. Однако к концу ХIХ в. означенная разность составляла уже почти 20 дней, т.е. ячмень около Иерусалима начинал созревать в среднем через 20 дней после равноденствия. В.В. Болотов писал: «По известиям путешественников <…> в долине Иерихона, самой горячей местности, <…> ячмень созревает обыкновенно в первые дни нашего апреля <…> В долине иорданской иногда жатва начинается в конце марта, во всяком случае, в начале апреля, в холмистой местности <…> и на берегу на 8-10 дней позже, а в более холодных горных полосах, например в Иерусалиме, на 3-4 недели позже. Таким образом, сама природа Палестины дает свое беспристрастное свидетельство, что григорианская реформа пасхалии есть только грубая ошибка, грех недомыслия» [4. С. 137, 138].

В.В. Болотов определил, в какой области научных знаний могут быть получены истинно ценные указания для пасхалистов. Он писал: «Вполне согласно с научными принципами и в обсуждении вопросов пасхалистических руководствоваться не производными датами в роде <…> {после равноденствия}, а основными, <…> в настоящем случае <….> {месяц новых} <…> А раз «весеннее равноденствие» есть второстепенная величина в пасхалии, то от астрономии в ее собственном элементе пасхалисты не могут получить истинно ценных указаний. Такие указания может дать лишь метеорология, но лишь тогда, когда она достигнет такой степени развития, которая ныне может обрисовываться только в весьма отдаленном будущем, т.е. когда метеорологи будут верно решать такие задачи:

A) Под широтою φ = + 560 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ = + 320 он созреет тогда-то.

B) В 1899 г. ячмень около Иерусалима созрел тогда-то, следовательно, в 1999 г. он там же созреет тогда-то» [4. С. 138].

Научное предвидение В.В. Болотова сбывается в наше время. Достижения современной математической климатологии и агрометеорологии позволяют с достаточной степенью точности оценить временные сроки созревания ячменя в окрестностях Иерусалима в настоящем, в прошлом и в будущем. В следующих главах статьи будут рассмотрены примеры такого прогнозирования. Они, конечно же, не носят всеобъемлющего и исчерпывающего характера. Их присутствие в богословской статье является лишь естественнонаучной иллюстрацией к рассматриваемой проблеме, к тому же некоторые экспериментально наблюдаемые закономерности, о которых пойдет речь, и сейчас необъяснимы. При этом не может не вызывать удивления интуиция В.В. Болотова, ученого, определившего круг задач, решение которых позволит убедиться в мудрости создателей как александрийской пасхалии, так и византийской эры от сотворения мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий