Вечность и неизменность библейских норм Святой Пасхи

VIII

Сроки посева и жатвы ячменя в окрестностях Иерусалима определяются ранними и поздними дождями.

Дождь является необходимым условием для жизни растений. В жарких странах, в частности в Палестине и в близких к ней землях, он имеет великое значение. Однако только на Св. Земле дождь – явление особенное. В Св. Писании читаем: «<….> земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ ее ] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. Если вы будете слушать заповеди Мои, <…> то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое, и елей твой; <…> и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11: 11-15).

Как уже отмечалось, Палестина лежит в полосе, где только два времени года: зима и лето. Лето – сухое знойное, совершенно без дождей от начала (григорианского) мая до конца октября. Зима же – время трех дождей: раннего (в конце октября – ноябре), зимнего (обычно от декабря до февраля), и позднего(в марте – апреле) [4].

В библейские времена после засушливого лета ранние дожди ожидались с нетерпением. В праздник Кущей (с 15 по 21 тишри), и особенно в восьмой день (22 тишри), возносились специальные молитвы о ниспослании дождя. Продолжительное его отсутствие воспринималось как кара за грехи народа Израилева [19. Т. 5]. Ранние дожди обычно начинались во втором после тишри – месяце Бул, «месяце дождей» (впоследствии – мархошван [20. Т. 1]), реже – в третьем месяце Кислеве. Они начинались не вдруг, а постепенно. Продолжались от трех до шести дней подряд, падая преимущественно ночью. Поздние дожди шли в период созревания хлебов, когда наливалось зерно, и прекращались к моменту жатвы (1 Цар. 12: 16-18; Притч. 26: 1) [19. Т. 5].

Во второй половине ХIХ в. протоиерей П. Солярский пишет: «<…> нельзя не заметить, что в Палестине не произошло никакого особенного заметного изменения относительно дождей ранних и поздних. Как прежде, так и ныне дождь неизвестен там целые полгода <…> Поздний дождь в первом священном месяце Авиве, или Нисане, соответствующем последней половине Марта и первой Апреля, и во времена пророков появлялся в то же время, что и ныне»[19. Т. 5. С. 113].

Таким образом, период ранних дождей, размягчающих почву, фактически во все эпохи определял сроки посева ячменя в Палестине. Поэтому, с нашей точки зрения, и в наши дни представляет интерес выявление временной зависимости начала ранних дождей и начала месяца дождей (1-е мархошвана).Подобное исследование проведено авторами и представлено на рис.1. Для этого использовались многолетние наблюдения (1951 г. – 1960 г. и 1973 г. – 2007 г.) метеостанции с международным номером 401840, расположенной около Иерусалима. Данные метеонаблюдений находятся на общедоступном сайте [21] Американского Национального Управления по исследованию Океана и Атмосферы (NОАА).

 

Рис. 1. Временная зависимость начала ранних дождей и начала месяца дождей

Рис. 1. Временная зависимость начала ранних дождей и начала месяца дождей

Пояснения к рис. 1. На рис. изображен график (линия красного цвета) средних для каждого года Круга Луны отклонений первого дня раннего дождя от циклического 1-го мархошвана. По горизонтальной координатной оси ОХ отмечены годы Круга Луны. Соответствующие им значения усредненных отклонений отложены по вертикальной координатной оси OY. Горизонтальная прямая Y = 0 (синего цвета) отвечает 1-му мархошвану, а Y = + 29 (зеленого цвета) – 1-му кислева. Эмболимические годы отмечены *.

Рассмотрим рисунок 1. На нем все годы метеонаблюдений распределены по 19-ти годам Круга Луны, отмеченных по горизонтальной координатной оси ОХ. Напомним, что Круг Луны представляет собой смещенный александрийский цикл. Первый год в Круге Луны является четвертым в александрийском цикле. В простых годах цикла содержится 12 месяцев, а в эмболимических, со вставным веадаром, – 13. Ежегодный отсчет месяцев в цикле ведется от 1 тишри, а 1-е мархошвана наступает через 30 дней. Отметим, что во всех годах Круга Луны от 1-го мархошвана до соответствующей пасхальной границы насчитывается 160 дней для простого года либо 190 – для эмболимического.

В каждый год метеонаблюдений можно определить первый день раннего дождя22 и вычислить отклонение этого дня от 1-го мархошвана. Затем полученные отклонения распределяются по годам Круга Луны, усредняются для каждого года в отдельности и откладываются по вертикальной координатной оси OY. Первому мархошвану каждого года Круга Луны соответствует значение Y = 0 (отклонение в этом случае равно нулю) и горизонтальная прямая Y= 0, отмеченная на рис. 1. синим цветом. Горизонтальная прямая (отмеченная зеленым цветом), отстоящая на + 29 дней от 1-го мархошвана, обозначает начало уже следующего месяца – 1-е кислева.

На рис. 1. график23 полученных для каждого года Круга Луны средних отклонений представлен линией красного цвета. Он показывает, что в простые годы Круга Луны ранние дожди обычно начинаются вблизи 1-го мархошвана (в эти годы среднее отклонение от Y = 0 за цикл равно + 5 дней, а среднее квадратическое отклонение – 12,3), а в эмболимические – дожди задерживаются (среднее отклонение от Y = 0 за цикл + 30 дней, соответствующее среднее квадратическое отклонение – 20,5) и начинаются практически только в кислеве.

Анализ представленных на рис. 1. данных позволяет сделать выводы:

1) Месяц Мархошван александрийского цикла (или Круга Луны) и в настоящее время отвечает названию «месяца дождей».

2) В эмболимические годы Круга Луны ранние дожди, как правило, задерживаются и начинаются только в месяце Кислеве.

3) Ранний дождь начинается в среднем за 150-160 дней до пасхальной границы, независимо от того, простой год или эмболимический, ранняя Пасха или поздняя.

Круг Луны с александрийскими пасхальными границами соритмичен биологическим циклам созревания ячменя в окрестностях Иерусалима.

В библейские времена посев ячменя в Палестине начинался в период ранних дождей. Причем в окрестностях Иерусалима, как в более холодной местности, сеяли обычно на южных склонах гор для ускорения процесса роста и созревания хлебов. В настоящее время в Израиле широко используются системы искусственного полива, однако для нас представляет интерес изучение стадий развития ячменя в естественныхприродных условиях, когда источником влаги служат дождь и обильная роса.

В настоящее время, благодаря развитию агрометеорологии стало возможным решить задачу, в свое время сформулированную В.В. Болотовым: «Под широтою φ = + 560 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ = + 320 он созреет тогда-то»(см. п. VII). Используя агроклиматический метод Г.Т. Селянинова24, мы попробуем выяснить, может ли в естественныхусловиях современной эпохи созреть ячмень в окрестности Иерусалима ко дню православной Пасхи.

Известно, что длительность вегетационного периода развития ячменя зависит от нескольких факторов. Главные из них: 1) необходимая сумма биологически активных температур 25 (б.а.т.); 2) достаточное увлажнение почвы, особенно на ранней и поздней стадии развития; 3) продолжительность светового дня [22].

В наших дальнейших исследованиях для простоты и наглядности за возможный день посева ячменя в окрестностях Иерусалима принимается дата первого дня раннего дождя. Этот выбор обусловлен еще и тем, что посев злаков предполагает наличие в почве влаги в достаточном количестве, а она быстро испаряется при высоких температурах воздуха и при ветре. Из рис. 1 видно, что в простые годы ранние дожди приходятся в среднем на начало или середину мархошвана, иногда – на конец тишри. В эмболимические годы они выпадают, как правило, месяцем позже, т.е. в кислеве. В особо засушливые годы посев ячменя возможен и на 60-й – 70-й день от 1-го мархошвана (к примеру, в эмболимический 1993/94 г. ранние дожди, благоприятствующие посеву и прорастанию злаков, начались только на 74-й день, т.е. 4 января). Однако, как уже отмечалось в п. VIII, период дождей от их начала до пасхальной границы длится в среднем 150-160 дней для всех годов Круга Луны, как простых, так и эмболимических.

На широте φ= + 550 сумма б.а.т. для ячменя определяется в пределах 12500 С– 14500 С [22. С. 174 – 175]. Причем нижний порог температур соответствует ранним сортам, а верхний – поздним. Кроме того, можно рассчитать поправку к сумме б.а.т. на уменьшение длительности светового дня в южных широтах; в частности, для Иерусалима (φ = + 320) она составляет + 3450 С [ 22. С. 174 – 175]. Таким образом, ячмень в окрестностях Иерусалима может созреть, если сумма б.а.т. от дня его посева до полного созревания окажется в пределах от 16000 С до 18000 С.Рис. 2. Зависимость сумм б.а.т. от года Круга Луны

 Рис. 2. Зависимость сумм б.а.т. от года Круга Луны

Пояснение к рис. 2. На рис. изображен график средних для каждого года Круга Луны сумм б.а.т. Во все годы 19-летнего цикла суммы вычислялись от первого дня раннего дождя до соответствующей пасхальной границы. В результате вычислений оказалось, что полученные за цикл средние суммы б.а.т. распределены в температурном интервале от 14000 С до 17600 С. Причем нижний порог температур отвечает простому 15-му году Круга Луны с пасхальной границей 29 марта юлианского календаря, а верхний порог – также простому 9-му году цикла с пасхальной границей 4 апреля. Эмболимические годы отмечены *.

На рис. 2 представлен график зависимости сумм б.а.т. от года Круга Луны. В каждый год метеонаблюдений (периодов с 1951 г. по 1960 г. и с 1973 г. по 2007 г.) суммировались биологически активные температуры26 от даты первого дня раннего дождя до соответствующей пасхальной границы. Затем годы рассматриваемого промежутка распределялись по годам Круга Луны, а соответствующие суммы б.а.т.при этом усреднялись. Для простых годов Круга Луны средняя за цикл сумма б.а.т. оказалась равной 15600С, а для эмболимических – 16360С. Средняя же сумма б.а.т. за все годы цикла составила15880 + 37,650.

Из сказанного следует, что усредненные как по эмболимическим, так и по простым годам суммы биологически активных температур очень близки и в среднем практически совпадают с нижним для созревания ранних сортов ячменя порогом, который равен 16000 С для широты Иерусалима (см. выше). Сразу оговоримся, что речь идет только о средних суммах температур за каждый год Круга Луны, за все эмболимические и все простые годы в отдельности, и, наконец, за все годы наблюдений вместе. Чем представительней выборка, взятая для усреднения, тем ближе суммы к порогу созревания, т.е. к 16000 С. Результаты же наблюдений за каждый год имеют определенный разброс значений, доходящий до 6000 С в отдельных случаях. Какими факторами обусловлен этот разброс и как он влияет на созревание ячменя вблизи Иерусалима, нам неизвестно. Однако анализируя средние значения сумм биологически активных температур, можно выявить вполне определенные закономерности.

Таким образом, в настоящее время, как и во времена Никейского собора, природа Палестины свидетельствует, что александрийский циклический нисан отвечает названию – «месяца новых». Круг Луны с александрийскими пасхальными границами соритмичен биологическим циклам созревания ячменя около Иерусалима, а православная Пасха отвечает библейским нормам праздника.

Создатели александрийской пасхалии определили дни Св. Пасхи на все века так, как они могли бы назначаться во времена Иисуса Христа. И этот своего рода инвариант, обнаружившийся в неизменных сроках созревания насущного злака, подобно неизменно сходящему на Жертвенник Гроба Господня в день Св. Пасхи Благодатному Огню, напоминает Завет Божий, заключенный в лице Ноя со всем человечеством: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8: 22). Это вселяет в нас веру в непреложное милосердие Божие к людям и дает все основания, несмотря ни на какие скорби, не страшиться грядущего.

Результаты исследования временн ой зависимости начала ранних дождей и сроков созревания ячменя в окрестностях Иерусалима от года Круга Луны православной пасхалии были представлены авторами и с интересом приняты на международной научной конференции по прикладной математике «Динамика, бифуркации и странные аттракторы. Применение теории динамических систем к математическим моделям в науке и технике» (г. Нижний Новгород, 20-24 июля 2015 г.).

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке статьи иерею Андрею (Лысевичу), монаху Иоасафу (Егорушину), Макееву Игорю Серафимовичу, Велижаниной Анне Олеговне, Поспеловой Ирине Юрьевне, Круговец Вере Сергеевне, Комлеву Юрию Александровичу, Замолину Евгению Владимировичу.

 

Библиографический список

1. Властарь, М . Алфавитная Синтагма. Буква П. Гл. 7 . О том, что для Пасхи положены четыре ограничения [электронный ресурс]. www.agioskanon.ru/ sintagma

  1. Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А. Климишин. – М.: Наука, 1981. – 190 с.
  2. Степанов, Н.В. Календарно-хронологический справочник / Н.В. Степанов. – М.: Синодальная типография, 1915. – С. 300.
  3. Болотов, В.В. Александрийская пасхалия // Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144.
  4. Лебедев, Д.А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского // Византийский временник: в 23 т. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1913. – Вып. 1 – 4 (1911). – Т. 18. – С. 148 – 389.
  5. Лебедев, Д.А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения // Византийское обозрение: в 3 т. – Юрьев.: Изд-во при историко-филологическом факультете Юрьевского университета, 1917. – Т. 3. – С. 1 – 52.
  6. Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1, 5, 6 / Свт. Василий Великий. [электронный ресурс] http:// theprayerbooks. info
  7. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа VI. Беседы на книгу Бытия (1898) / Свт. Иоанн Златоуст. – М.: Изд-во Московской Патриархии,1993. – С. 45.
  8. Трубецкой, Е. Избранные произведения. Смысл жизни / Е. Трубецкой. – Ростов н/ Д.: Феникс, 1998. – С. 17 – 337.
  9. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. / Свт. Иоанн Златоуст. — М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. Т. 1. Беседы 1 – 46. – С. 448 – 449.
  10. Св. Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Творения: в 8 т. / Св. Ефрем Сирин. 1993. Т. 2. [электронный ресурс] http: // hram-paraskeva. ru
  11. Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия: временное и вечное // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал: в 4 т. / Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2014. – Т. 1 (66). – С. 109 – 129.
  12. Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов / Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 12. – С. 175 – 202.
  13. Свт. Кирилл Александрийский. О том, что Христос соделался для нас Хлебом жизни. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. [электронный ресурс] http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry
  14. Свт. Кирилл Александрийский. О жертве агнца.Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. Кн.2. [электронный ресурс] http: // predanie. ru/ lib/ book
  15. Год – библейский и церковный // Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь ; под ред. А.П. Лопухина. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1903. – Т. 4. – С. 455 – 467.
  16. Календарь библейско-еврейский и иудейский // Православная богословская энциклопедия / сост. Н.Н. Глубоковский. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1907. – Т. 8. – С. 1– 6.
  17. Лебедев, Д.А. Средники // Журнал министерства народного просвещения: в 381 т. – СПб., 1911. – Ч. 23. – С. 106 – 156.
  18. Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. – Пб.: Типография Елеонского и К0 , 1887. Т.5. – С. 113.
  19. Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. — Пб.: Типография Елеонского и К0 , 1879. Т.1. – С. 266.
  20. ftp://ftp.ncdc.noaa.gov/pub/data/noaa/
  21. Лосев, А.П. Агрометеорология: учебник / А.П. Лосев, Л.Л. Журина. – М.: Колос, 2001. С. 174 – 175.
  22. Лебедев, Д.А. Календарь и пасхалия // Церковный православный календарь на 1924 год с приложением календаря для старообрядцев / Д.А. Лебедев. – М.: Изд-во Е.Г. Парфенова. 1923 . – С. 29 – 31.
  23. Прот. Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь / Г. Дьяченко. – М.: Отчий дом, 2010. – С. 410.
  24. Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: учебник для вузов / В.В. Добровольский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
  25. Лебедев, Д.А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В.В. Болотову // Византийский временник: в 23 т. / Д.А. Лебедев. – СПб.: Изд-во при Императорской Академии Наук, 1912. – Т. 19. – С. 188 – 223.

Примечания:

1) Лебедев Дмитрий Александрович, протоиерей, священномученик (1871—1937). Память 14 ноября по юлианскому календарю, а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших.

2) Д.А. Лебедев отмечал, что Матфей Властарь в 1335 г. знал о неточности александрийской пасхалии, но высказывался противее реформы [23].

3) К началу IV в. практически уже во всех Христианских Церквах справляли Пасху непременно только в воскресенье [4].

4) Иудейская Пасха не празднуется в понедельник, среду и пятницу. Если 15 нисана совпадает с этими днями, то праздник справляется на следующий день [2].

5) Болотов Василий Васильевич (1853—1900), доктор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук.

6) Лунный синодический месяц – промежуток времени, после которого фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке.

7) «<…> наша Церковь Пасхою называет не только праздник Воскресения Христова, но и Самого пострадавшего за нас и воскресшего Иисуса Христа» [24. С. 410].

8) В цикле древнегреческого астронома и математика Гиппарха (II век до Р. Х.) величина лунного месяца – 29 дней 12 часов 44 минуты 2,5 секунды и практически совпадает со средней длительностью астрономического синодического месяца (отличается на 0,3 сек).

9) В александрийском календаре (месяцы александрийского календаря см. в прилож. 1), как и в юлианском, длительность года была равна 365, 25 суток. Год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом и пяти (или шести в високосный год) дополнительных дней – эпагомен. Начало года – 1 тоут. Эта дата приходилась либо на 29 августа юлианского календаря, либо на 30-е (если предыдущий год был високосным, то его последним днем был шестой эпагомен – 29 августа).

10) Применение лунного цикла в пасхальной практике обусловлено и оправдано, во-первых, тем, что 19-летний цикл достаточно точно согласуется с астрономическими фазами луны; во-вторых, тем, что еще во время существования храма евреи не только визуально определяли фазы луны, но и вводили для этой цели циклы [17]; в-третьих, тем, что в конце III – начале IV вв. как христиане, так и иудеи практически не имели возможности проследить за созреванием ячменя около Иерусалима из-за отдаленности мест их проживания от Палестины. К этому времени, как известно, многие из язычников приняли христианство, а иудеи находились в рассеянии среди других народов.

11) Погоня за астрономической точностью в определении момента весеннего равноденствия внешне напоминает языческую культурную традицию народов Центральной и Западной Азии, восходящую к солнцепоклонению в зароастрийской религии и сохранившуюся в праздновании иранского нового года – «новруза». Этот праздник наступает в момент весеннего равноденствия, когда солнце пересекает небесный экватор, двигаясь в северном направлении, и вычисляется в настоящее время с точностью, превосходящей милисекунду.

12) Эра – система счета (летосчисление). Эпоха – ее начальный момент отсчета.

13) В работе [12] авторами допущена ошибка: 1 сентября 5509 г. до Р. Х. обозначено воскресеньем.

14) Антиохия на Оронте являлась центром Сирии и всего Востока – «город, имевший великое значение и в истории христианства: там впервые началась проповедь христианства язычникам; там был исходный пункт миссионерских путешествий апостола Павла; там появилось впервые и самое имя «христиане»» [6. С. 18].

15) Солнечный цикл назван антиохийским из-за того, что его первый год приходится на эпоху т.н. антиохийской эры – осень 49/48 г. до Р. Х., введенной на востоке в честь Юлия Цезаря (102 (100) г. до Р. Х. – 44 г. до Р. Х.). Первый год антиохийского солнечного цикла является 13-м в александрийском солнечном цикле. Следует отметить, что александрийцы заимствовали солнечный цикл из пасхалии Анатолия Лаодикийского (III в.). Это цикл начинается с осени 276/7 г., на восемь лет раньше лунного александрийского [6].

16) Индиктион был введен Константином Великим в 312 г. и затем включен в пасхалию. Первый год цикла начинается с осени 312/3 г. [2].

17) До календарной реформы Петра I (1700 г.) византийское летосчисление было государственным в России.

18) В сирийском цикле не учитывался день весеннего равноденствия (в ту эпоху 21 марта), и пасхальные границы 5-го и 16-го годов цикла выпадали, соответственно, на 19 марта и 18 марта.

19) В пасхалии лунный и солнечный циклы называются Кругами. Круг – это не только период, оборот известного числа лет в счете времени, но и символ, выражающий идею единства, полноты, завершенности. На Руси Великий Индиктион изображался в виде Миротворного Круга – Круга, на котором начальную точку поставил Сам Творец.

20) Первый год западного 28-летнего цикла является двенадцатым в антиохийском цикле.

21) В основе 28-летних солнечных циклов, александрийского, антиохийского и западного – лежит языческий 28-летний солнечный цикл. Язычники использовали его в своих астрологических расчетах, придавая дням недели ложный смысл как символам семи планет [6]. Введение византийской эры позволило принявшим ее народам вернуть дням недели утраченный первоначальный смысл, напоминающий о первых днях Творения Мира, что, в том числе, отразилось и в названиях дней недели. Западные же народы до сих пор сохраняют языческие названия дней недели [17].

22) За день первого раннего дождя выбирается день, благоприятствующий посеву ячменя. Семена ячменя начинают прорастать при влажности, равной двойной гигроскопической влагоемкости почвы [25]. При набухании семена ячменя поглощают около 50% влаги от массы воздушно-сухих семян. Почвы Иерусалима являются маломощными бурыми пустынно-степными и сероземами с преобладанием крупноразмерных фракций гравия, поэтому их влагоемкость невысокая. Поскольку Иерусалим расположен на возвышенности, заметную роль в формировании влагообеспеченности почв в период с октября по декабрь играет выпадение росы (до 1мм в сутки). Для обеспечения минимального прорастания семян ячменя (полевая всхожесть более 10%) авторами условно принят минимальный уровень суточного выпадения осадков 3-5 мм при среднесуточной температуре воздуха не более +180 С и относительной влажности воздуха не менее 60%. Для обеспечения нормального прорастания и развития проростков семян ячменя (полевая всхожесть более 60%) обычно принимается уровень осадков более 10 мм в сутки при среднесуточной температуре не более +150 С и относительной влажности воздуха не менее 70% [25]. Для оценки уровня влагообеспеченности почв авторы суммировали осадки, выпадающие в течение двух или нескольких суток подряд

23) График дождей представляет усредненные по годам Круга Луны дни начала дождей, выраженные в отложенных по оси Y числах дней, прошедших от начала месяца Мархошвана александрийского цикла (структуру александрийского цикла см. в прилож. 1 настоящей работы).

24) Селянинов Геннадий Тимофеевич (1887—1966 гг.), основатель советской школы агроклиматологии. Он построил агроклиматические карты и определил суммы б.а.т. для разных агроклиматических зон.

25) Сумма б.а.т. – это сумма средних суточных температур воздуха за период вегетации культуры от начала роста до созревания в пределах границ ее ареала [22. С. 174].

26) Суммы б.а.т. рассчитывались следующим образом. От посева до фазы колошения суммировались температуры выше +50 С. Считалось, что за этот период сумма б.а.т. должна составить 11500 С. Для агрономических фаз от колошения до восковой спелости зерна суммировались температуры выше +100 С [22. С. 175].

 

Приложение 1.

Александрийский цикл

В александрийском цикле лунные ветхозаветные месяцы определены в датах солнечного александрийского календаря с помощью разработанного древнегреческим астрономом Метоном цикла. Длительности годов в александрийском и юлианском календарях совпадали, но начинались эти годы в разные дни. Простой александрийский солнечный год начинался 1 тоута, что соответствовало 29 августа, и состоял из 12 месяцев (по 30 дней в каждоммесяце) и пяти дней – эпагоменов. Дополнительный 366-й день вставлялся один раз в четыре года на шесть месяцев раньше, чем в високосном году юлианского календаря. При этом 29 августа принималось за 6-й эпагомен високосного года, а начало следующего простого александрийского года – 1 тоут – смещалось на 30 августа. Впоследствии юлианский календарь, как географически более распространенный, вытеснил из пасхалии александрийский год.

Соответствие между первыми числами месяцев александрийского календаря и юлианскими датами приведено в табл. 1, прилож. 1.

Таблица 1

Месяцы и дни александрийского календаря, выраженные в датах юлианского календаря

Порядковый

номер месяца

 Александрийский

календарь

Юлианский

календарь

1

1 Тоута

29 (30) августа

2

1 Фаофи

28 (29) сентября

3

1 Атира

28 (29) октября

4

1 Хойяка

27 (28) ноября

5

1 Тюби

27 (28) декабря

6

1 Мехира

26 (27) января

7

1 Фаменота

25 (26) февраля

8

1 Фармути

27 марта

9

1 Пахона

26 апреля

10

1 Пауни

26 мая

11

1 Эпифи

25 июня

12

1 Мезори

25 июля

1 эпагомен

24 августа

2 эпагомен

25 августа

3 эпагомен

26 августа

4 эпагомен

27 августа

5 эпагомен

28 августа

[ 6 эпагомен]

[ 29 августа]

Пояснения к табл. 1: В таблице в круглых скобках указаны юлианские даты, соответствующие александрийским годам, в которых 1 тоут смещается на 30 августа. Аналогично и начало других месяцев, до фаменота включительно, в юлианских датах смещается на один день. В этом случае четвертый день месяца фаменот приходится на 29 февраля, а пятый – на 1 марта. Таким образом, в любой год александрийского календаря 5 фаменот совпадает с 1 марта и, следовательно, 1 фармути всегда приходится на 27 марта. В квадратных скобках указан дополнительный день високосного александрийского года.

Александрийский цикл, в реконструкции авторов (по работам Д.А. Лебедева [5; 26]), представлен в табл. 2. прилож. 1.В ней указаны порядковые номера дней александрийского календаря, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря.Счет дней в каждом солнечном году ведется с 1 тоута, а лунных месяцев – с 1-го тишри. Однако при этом необходимо помнить, что первым библейским месяцем лунного года считается нисан. В первый год начало нисана приходится на 207-й день от эпохи цикла, т.е. на 23 марта 285 года. Этой дате соответствует первая пасхальная граница – 5 апреля [4]. В каждом последующем году границы сдвигаются на 11 суток назад для простых годов или на 19 дней вперед для эмболимических, а при переходе к следующему циклу, из-за «скачка Луны» (объяснение этого «скачка» см. [2]), – на 12 суток назад. В результате все они лежат в пределах от 21 марта до 18 апреля включительно (эти числа называются нижней и верхней пасхальными границами). Следовательно, самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, т.е. на 15-й день луны 16-го года цикла, а самая поздняя – на 25 апреля – 21-й день луны 8-го года цикла.

 Таблица 2

Александрийский цикл Александрийский цикл

Пояснения к табл. 2. В таблице указаны порядковые номера дней александрийского солнечного календаря, на которые приходятся первые числа месяцев ветхозаветного лунного еврейского календаря. Отсчет начинается с 1 тоута. Эта дата считается 1-м днем каждого солнечного года цикла. Ему соответствует либо 29 августа юлианского календаря, либо 30 августа – в год, предшествующий нашему високосному году. В первый год цикла на 1 тоут приходится новолуние, и этот день принимается за 1-е элула. Первый же лунный месяц тишри начинается на 30-й день от 1 тоута, т.е. 27 (или 28) сентября. Через 30 дней, т.е. на 60-й день от начала отсчета, начинается следующий лунный месяц и т.д. Особо отметим, что неоднозначность в соответствии дат александрийского и юлианского календарей прекращается 1 марта, и, таким образом, начало нисана любого года цикла всегда приходится на конкретную юлианскую дату. Так, в первый год цикла 1-е нисана (207-й день) приходится на 23 марта, а, следовательно, 14-я луна – на 5 апреля.

Последний лунный месяц, элул, первого года цикла начинается 18 августа (355-й день), и 1-е тишри второго года наступает соответственно через 29 дней, или на 19-й день после следующего 1-го тоута (355 + 29 – 365 = 19). Следует заметить, что 365-й день, последний день в любом году цикла, всегда приходится на 28 августа, а 1 тоут следующего года, как уже отмечалось, – либо на 29 августа, либо на 30. В последнем случае 29 августа, как 6-й эпагомен и как 366-й день в високосном году, выпадает из цикла.

В эмболимические годы (в таблице они отмечены жирным шрифтом) осуществляется вставка дополнительного месяца длительностью 30 дней. Причем он принимается за адар, а неполным месяцем становится следующий месяц, т.н. веадар. Число дней в лунных месяцах ветхозаветного еврейского календаря чередуются таким образом, чтобы нисан, тишри, шебат, сиван, аб всегда были полными, а элул и адар (в простые годы) – неполные. В конце 19 года, обычно в месяце сиван или аб, при переходе к следующему циклу осуществляется «скачок Луны» (отмечен в таблице * в месяце аб). При этом полный месяц «аб» сокращается на один день и 1-е элула опять приходится на 1 тоут (337 + 29 – 365 = 1) – начало первого солнечного года, но уже следующего цикла.

В таблице для каждого года указана эпакта – возраст луны 28 августа. Например, к началу второго года в этот день луна будет иметь одиннадцатидневный возраст.

Источник: Портал Богослов.Ru

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий