О развитии идеи «Киевского патриархата» в украинском униатстве

В то же время повышение внимания к украинским униатам со стороны понтифика вновь вызвало их активизацию, результатом чего стало появление декларации греко-католического епископата, выдержанной в духе резкого осуждения политики СССР и деятельности Русской Православной Церкви. И хотя Иоанн Павел II постарался загладить неприятный эффект, произведенный декларацией в Московском Патриархате, появление этого документа, по времени почти совпавшее с началом кризиса в Польской Народной Республике, было весьма симптоматичным.

Значительное усиление контроля за деятельностью Украинской Греко-католической Церкви со стороны Папы и Римской курии, отказ предоставить патриарший статус и сужение полномочий верховного архиепископа подвигли кардинала Слипого принять предложение о провозглашении униатского патриархата от существовавшего в США эмигрантского «правительства Украинской Народной Республики».

В то же время точка зрения «правительства УНР» на греко-католический патриархат отличалась от его понимания Слипым. Кардинал видел в нем средство консолидации украинских католиков диаспоры и борьбы за легализацию Униатской Церкви в СССР, а в более отдаленной перспективе — инструмент объединения всех униатов и православных Украины в единую Поместную Церковь, самоуправляемую, но все же сохраняющую духовную связь с Римом. Эмигрантское «правительство УНР», напротив, признавало на Украине ведущими исповеданиями, как католицизм, так и Православие. По этой причине «правительство УНР» разработало план создания одновременно двух украинских патриархатов — греко-католического и православного.

В дальнейшем эта идея была реализована в 1990 г., когда украинские раскольники-автокефалисты провозгласили своим неканоническим «патриархом» Мстислава Скрипника.

Существенные перемены в положении Украинской Греко-католической Церкви произошли на рубеже 1980-х — 1990-х гг. благодаря проводимой М.С. Горбачевым политике «Перестройки» и ставших ее следствиями деидеологизации и либерализации жизни в СССР. На Западе Украины началось возрождение униатства и автокефалистского раскола, обусловленное подъемом националистических настроений вследствие ослабления идеологического давления со стороны советского режима. Униатские приходы в советской Украине в 1989 г. вышли из подполья и вскоре получили официальную регистрацию. В результате усилий, предпринятых ватиканской дипломатией, была достигнута окончательная договоренность по вопросу о признании Греко-католической Церкви в СССР, закрепленная в ходе личной встречи Иоанна-Павла II с М.С. Горбачевым 1 декабря 1989 г.

Греко-католическая Церковь быстро восстановила свои приходы на Западе Украины и перешла к агрессивным действиям в отношении православных епархий региона. Русская Православная Церковь неоднократно, но безуспешно пыталась в диалоге с Ватиканом разработать систему мер, способных погасить межрелигиозные конфликты на Западной Украине. При попустительстве местных органов власти, в которых доминировали представители националистических движений, и негласном поощрении со стороны Ватикана в продолжение 1989—1991 гг. большинство храмов на Западной Украине, прежде находившихся в юрисдикции Московского Патриархата, было насильственно захвачено греко-католиками.

В новых условиях Ватикан, где верх одержали сторонники радикальной восточной политики, предпочел униатский прозелитизм продолжению экуменического диалога с Русской Православной Церковью. Со стороны самостоятельного Украинского государства, где на националистической основе стала формироваться новая государственная идеология, Униатская Церковь, традиционно поощрявшая националистические движения, также встретила покровительственное отношение.

В начале 1990-х гг. Украинская Греко-католическая Церковь полностью восстановила свою структуру на территории Западной Украины, существовавшую до ее упразднения в 1946 г. В 1992 г. верховный архиепископ Украинской Греко-католической Церкви кардинал Любачивский возвратился во Львов, где вновь был воссоздан духовно-административный центр галицкого униатства. Таким образом, оказался устраненным один из аргументов, которые прежде выдвигали в Ватикане, отказывая украинским униатам в учреждении патриархата: отсутствие приходов Украинской Греко-католической Церкви на ее исторической территории.

Однако Иоанн Павел II, несмотря на оказываемое им покровительство униатам, тем не менее, так и не предоставил Украинской Греко-католической Церкви патриаршего статуса. В то же время понтифик неоднократно подчеркивал при встречах с униатскими иерархами, что такая позиция Святого Престола по вопросу о патриархате не является неизменной, но обусловлена современными реалиями.

Представляется, что отказ Ватикана на данном этапе учредить Киевский патриархат обусловлен не только негативной реакцией, которую уже высказали по этому поводу Поместные Православные Церкви, но и сохраняющимся внутри Римской курии отсутствием единства по вопросу о целесообразности создания греко-католического патриархата на Украине.

Сторонники предоставления Украинской Греко-католической Церкви патриаршего статуса в видах дальнейшего прозелитизма на Православном Востоке не без оснований полагают, что этому может способствовать ситуация, сложившаяся в политической и церковной жизни Украины. Приверженцы радикального подхода к униатскому вопросу рассчитывают использовать в своих интересах настойчивое стремление государственных властей Украины создать в стране единую поместную Церковь. При этом учреждение униатского патриархата позволило бы перехватить в этом процессе инициативу у Украинской Православной Церкви, которая, являясь наиболее многочисленной и влиятельной конфессией в государстве, тем не менее, имеет лишь статус митрополии и является для националистически настроенных украинских политиков крайне трудным партнером. Украинская Православная Церковь, во-первых, находится в каноническом единстве с Московским Патриархатом, а во-вторых, не желает объединяться на равных с раскольничьими структурами, неизменно ставя условием церковного единства покаяние раскольников. Униатская Церковь, напротив, готова идти на сближение с раскольниками, что уже подтвердила совершением вместе с ними совместных богослужений.

В то же время создание униатского патриархата на Украине может иметь ряд негативных последствий для всей Католической Церкви в целом. Прежде всего, для Греко-католической Церкви на Украине характерна приверженность националистическим настроениям. В случае учреждения униатского патриархата можно опасаться, что церковно-сепаратистские настроения от раскольников-автокефалистов будут заимствованы греко-католиками, и тогда Ватикан рискует столкнуться с требованием если не полной самостоятельности новообразованного патриархата, то самой обширной его автономии. Украинская Греко-католическая Церковь в таком случае может превратиться в практически не управляемую из Рима структуру. Подобное развитие событий будет еще более вероятным, если произойдет объединение греко-католиков и раскольников-автокефалистов. Усиление автономизации Украинской Греко-католической Церкви также способно обострить и без того довольно непростые отношения между греко и римо-католиками Украины, которые из религиозной плоскости могут перейти в сферу национальных отношений, особенно, с учетом традиционно пропольской ориентации римо-католиков Украины.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий