Поученіе. Св. муч. Ѳеодотъ анкирскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О милосердіи къ ближнимъ по примѣру милосердія Божія къ людямъ.

I. Прославляемый сегодня церковію св. мученикъ Ѳеодотъ, по подобію апостола Павла, былъ «всѣмъ для всѣхъ» въ то время, когда разразились надъ христіанами бѣдствія гоненія, воздвигнутаго Діоклитіаномъ.

Содержатель гостиннницы въ г. Анкирѣ, не открытый еще язычниками христіанинъ, Ѳеодотъ ревностно и разнообразно помогалъ своимъ единовѣрцамъ; онъ укрывалъ ихъ у себя въ домѣ отъ преслѣдованій, питалъ и одѣлялъ всѣхъ голодныхъ и лишенныхъ крова и имущества; ободрялъ и выкупалъ заключенныхъ въ темницы; тѣла же умершихъ мучениковъ, розыскивая и пріобрѣтая дорогою цѣною, предавалъ христіанскому погребенію, хотя и зналъ, что за это запрещенное дѣло самъ подвергается опасности быть замученнымъ. Такъ и случилось. Между прочими въ это время были взяты семь дѣвъ, прожившихъ до старости въ цѣломудріи, которыя за исповѣданіе вѣры Христовой были преданы различнымъ истязаніямъ, послѣ чего брошены въ озеро съ привязанными на шеѣ камнями.

Св. Ѳеодотъ, вмѣстѣ съ родственникомъ своимъ Полихроніемъ и нѣкоторыми христіанами, досталъ тѣла мученицъ и похоронилъ ихъ. Утромъ, когда объ этомъ узнали, то правитель города пришелъ въ страшный гнѣвъ и велѣлъ тщательно розыскивать виноватыхъ, а тѣла свв. мученицъ были извлечены изъ земли и сожжены.

Между прочими христіанами, подозрѣваемыми по этому поводу, былъ взятъ и Полихроній. Онъ изъ страха казни выдалъ Ѳеодота. Узнавъ объ этомъ, Ѳеодотъ добровольно, не смотря на возможность скрыться, отправился къ правителю. На убѣжденія всѣхъ присутствующихъ, чтобы онъ отрекся отъ Христа, Ѳеодотъ возразилъ рѣчью о суетѣ язычества и проповѣдью о Христѣ, чѣмъ возбудилъ сильнѣйшее негодованіе жрецовъ и народа, которые стали настойчиво требовать казни дерзкаго хулителя ихъ боговъ. Ѳеодотъ былъ преданъ жесточайшимъ истязаніямъ, и, послѣ 15-ти дневнаго заключенія въ темницѣ и новыхъ истязаній, преданъ смерти въ 303-мъ г. — Всѣ эти мученики пострадали въ Анкирѣ.

II. Мы видѣли, братія, что св. муч. Ѳеодотъ всю жизнь свою творилъ милостыню какъ духовную, такъ и тѣлесную. Можно безъ преувеличенія сказать, что онъ всегда помнилъ заповѣдь Спасителя: «будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть»

а) А какъ милосердъ къ намъ Господь? Онъ тако возлюби міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Онъ столько благъ и многомилостивъ, что сіяетъ солнце Свое на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и неправедныя, подаетъ намъ все прежде прошенія нашего, даже невѣдущимъ и не почитающимъ Его съ небесе дожди даетъ и времена плодоносна, исполняя пищею и веселіемъ сердца ихъ. Щадитъ и милуетъ насъ, когда мы согрѣшаемъ предъ Нимъ; прощаетъ туне всѣ грѣхи наши за одно наше покаяніе и исповѣданіе предъ Нимъ грѣховъ нашихъ.

Какъ милосердъ къ намъ и Единородный Сынъ Божій? Онъ, Владыка и Творецъ нашъ, имѣяй славу и блаженство у Отца Своего прежде сложенія міра, ради насъ грѣшныхъ оставилъ сію славу, смирилъ и уничижилъ Себя до рабія зрака, до вертепа и яслей, до бѣдной жизни странника, не имущаго, гдѣ главы подклонити; принялъ на Себя всѣ грѣхи и всѣ виды бѣдствій человѣческихъ, терпѣливо и кротко переносилъ всѣ поруганія, страданія и мученія; щадилъ и миловалъ враговъ Своихъ, скорбѣлъ о окамененіи сердецъ ихъ, плакалъ объ угрожающей имъ опасности, пригвождаемый ко кресту, молился за Своихъ распинателей. Принесши Самого Себя въ жертву за грѣхи наши, предалъ намъ всѣ сокровища благодати Своей, ниспослалъ намъ Всесвятаго Духа Своего; долготерпѣливо ожидаетъ и милостиво пріемлетъ покаяніе наше; питаетъ насъ плотію и кровію Своею.

б) Видишь, возлюбленный, какого милосердія и любви требуетъ и ожидаетъ отъ насъ Господь нашъ, положившій за насъ душу Свою! Какъ отраженіе высочайіпей любви къ намъ Сына Божія, она должна быть такъ же самоотверженна, смиренна и незлобива; не должна пренебрегать никакого вида бѣдности и уничиженія человѣческаго, не смущаться никакою неблагодарностію, ни злобою или ненавистію людскою, должна любить и самыхъ зложелателей и враговъ своихъ и быть готовою положить душу свою за братію свою. «Если вы любите любящихъ васъ, говоритъ Господь, какая за то вамъ благодарность? Ибо и грѣшники любящихъ ихъ любятъ. И если дѣлаете добро тѣмъ, которые и вамъ дѣлаютъ добро, какая вамъ за то благодарность? Ибо и грѣшники то же дѣлаютъ. И если взаймы даете тѣмъ, отъ которыхъ надѣетесь получить обратно, какая вамъ за то благодарность? Ибо и грѣшники взаймы даютъ грѣшникамъ, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите враговъ вашихъ, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будетъ вамъ награда великая на небеси, и будете сынами Вышняго».

Какъ отблескъ долготерпѣливой и милосердой любви Божіей, и наша любовь должна быть снисходительна къ недостаткамъ своего ближняго, милосерда къ его немощамъ, должна покрывать самыя согрѣшенія его, прощать отъ всего сердца всякое оскорбленіе и обиду; должна быть милосерда, сострадательна, должна оказать ближнему всякую возможную помощь или услугу. Намъ нѣтъ нужды знать, отъ чего несчастливъ нашъ ближній; мы обязаны подать ему руку помощи, утѣшить скорбную душу его и словомъ любви и состраданія, и дѣломъ благотворенія, подкрѣпить его братскимъ совѣтомъ и молитвою, спасти и охранить душу его отъ соблазновъ міра и отъ преодолѣвающей силы собственныхъ страстей его.

III. Сія заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга, якоже Азъ возлюбихъ вы; будите милосерди, якоже Отецъ вашъ небесный милосердъ есть. Это для Спасителя нашего лучшая благодарность за всѣ Его благодѣянія, лучшее вознагражденіе за всѣ труды и страданія, которыя терпѣлъ Онъ за спасеніе наше. Въ этомъ наше истинное счастіе и спасеніе. О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Тогда только будете достойны именоваться сынами Отца небеснаго, Который милосердъ есть на безблагодатныя и злыя. Тогда только будете достойными наслѣдниками вѣчнаго царствія Божія, въ которомъ обитаетъ одна любовь и миръ и радость о Духѣ Святѣ. (Извлеч. въ сокращ. изъ пропов. Димитрія, архіеписк. херс. т. III).

  Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий