Духоборы

Учение

Название этой секты – Духоборы – придумал в 1785 г. архиепископ Екатеринославский Амвросий за борьбу против Православной Церкви, в которой Дух Святой [1, с. 27].

Духоборам, однако, это название понравилось – они переделали его в «духоборцы», увидев здесь любимую ими идею борьбы с греховностью не церковными таинствами, а силой собственного духа. Духоборы православно учили о Троице, воплощении Господа Иисуса Христа и Святом Духе, признавали второе пришествие и воскресение мертвых. Однако, они полностью отрицали всё церковное – таинства, священные одежды, иконы, мощи. По учению духоборов, официальная Православная Церковь с ее обрядностью, пышностью богослужения наносит вред вере, является тленной, а не вечной; «священники – выдумка людей, чтобы легче прожить» [6]. Крещение духоборы осуществляли не погружением в воду, а обычной крещальной формулой, которую мог произнести любой духобор. К Писанию относились с почтением, но непогрешимость его отвергали – были составлены сборники из разных мест Писания [2]. Считая всех людей равными, духоборы на этом основании отвергали всякую власть. За основу духовной жизни они признавали внутреннюю духовную брань, которую ведет душа со своими «страстьми и похотьми», выковывание в этой борьбе своей личности. Непререкаемыми были такие заветы Христа, как непротивление злу, любовь к гонителям, целомудрие, братская жизнь.

Поскольку священство отсутствовало, огромную роль приобретали духовные лидеры, совмещавшие в одном лице духовный авторитет и светскую власть. Их слова и писания ставились выше Библии. Духоборы составили из них свою «Библию» – т. н. «Животную книгу», записанную Бонч-Бруевичем [12]. Ее большую часть занимают «псалмы» – их 373. Каждый псалом – либо пересказ псалма из Библии, либо пересказ Евангелия или пророков. Особую группу составляют «оборонительные» псалмы, в которых помещены вопросы – ответы по всем важнейшим вопросам веры духоборов. Их духоборы заучивали наизусть, что позволяло им удивительно согласно отвечать на вопросы чиновников.

«Животная книга» большое место уделяет общинной жизни. Интересно, что в ней под «детьми Каина» понимаются «зараженные сребролюбием» господа – «попы, дьяки, князья, неправедные судьи». «Дети Авеля», наоборот, — те, кто соблюдает первую заповедь – «питаться трудом» [8, с. 120] – это сами духоборы. В той же «Животной книге» можно найти, что «те, кто забыл в сердцах своих Господа», стараются «побольше награбить и захватить бы славы и всех благ в мире в руки своя» [там же, с. 122]. Но на Страшном суде их будут судить все угнетенные, т. е. все, кто «сеял, но… ссыпал в чужие житницы» [там же, с. 123].

Во время гонений в 1898 г. П. Веригиным был написан псалом, который называют «декларацией братской жизни». Вот он полностью:

«1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.
2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, так равно и в себе подобных.
3. Члены общины смотрят на всё существующее любовно и с восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.
4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.
5. Мир состоит из движения; все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.
6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.
7. Уничтожать, разрушать что бы ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.
8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существование человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.
9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.
10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому.
Богу нашему слава» [12, с. 153-154].

Сами духоборы считали этот псалом важнее других.

По «Животной книге» духоборы учили детей, начиная с трех лет. В 5–6 лет дети запоминали до 60 псалмов. Многие взрослые духоборы знали «Животную книгу» наизусть.

История до 1895 г.

Начало секте положил в 1740 г. отставной унтер-офицер, проповедовавший в Харьковской губернии, – то ли немец, то ли русский. Вскоре Силуан Колесников (+1760) основал Екатеринославскую группу, а его преемник Иларион Побирохин (+1790) – Тамбовскую. В конце XVIII в. секту заметили власти. Посыпались репрессии – духоборов гнали, пытали, секли кнутом до смерти, заключали в тюрьмы и ссылали [4]. В 1801 г. Александр I приказал переселить их в Крым по реке Молочной. Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки – обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр посетил село Терпение духоборов в Крыму, пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым [3, с. 40-48], причем впоследствии (1820 г.) их освободили даже от присяги [13]. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием – ему был даже поставлен памятник.

О неприязни духоборов к священству говорит такой эпизод. Губернатор Таврии, по согласованию с архиереем, издал указание, чтобы в захоронении участвовали священники. Пришел священник однажды и к духоборам, и стал отпевать. Те же, опустив гроб в глубокую могилу, неожиданно толкнули туда и священника, и стали забрасывать могилу землей, с насмешкой приговаривая, что вышел приказ «хоронить покойника с попом». В конце концов, перепуганному священнику дали выбраться, но больше власти присылать к ним священников не решались [1, с. 48-49].

При Николае I положение духоборов ухудшилось – их стали отдавать в солдаты и высылать в другие губернии. В 40-х годах таврических духоборов – около 20000 душ – переселили в Грузию, в Ахалкалакский и Елизаветпольский уезды Тифлисской губернии. Там были основаны русские села: Славянка, Гореловка, Орловка, Калиновка, Спасовка и другие [6]. В Грузии духоборы столкнулись с агрессивно настроенными против них горскими племенами. Острота конфликтов дошла до того, что царское правительство само предложило духоборами по льготной цене купить оружие для самообороны.

Гонения 1895–1898 гг.

В 1895 г. Петр Васильевич Веригин, духовный лидер духоборов, часто бывавший у Л. Толстого, призвал к сожжению оружия во всех деревнях духоборов, а духоборов-солдат – бросить оружие и отказаться служить. На Петра и Павла духоборы свезли всё холодное и огнестрельное оружие в кучи, обложили дровами, облили керосином и подожгли под пение псалмов [6]. За это около 4,5 тыс. духоборов были расселены по глухим горным ущельям без земли и имущества, в результате чего около 2000 из них погибло [9, с. 4]. А солдат-отказников после порки определили на двухлетнее заключение в дисциплинарный батальон. Сам же Веригин был сослан (еще до описываемых событий) по навету его недругов в Обдорск. Однако гонения только сплотили духоборов: у них появились «поделения» – когда всё богатство всех делилось поровну [4, с. 159]. Кроме того, духоборы отказались от мяса и стали называть себя «постниками». Сам Веригин активно призывал духоборов к общности имений. Отчасти она у духоборов уже была: жизнь в Грузии на каменистом горном грунте была столь тяжела, что духоборам приходилось иметь общую запашку, используя в упряжке плуга большое количество волов. Собранный урожай с общей запашки подлежал подушному распределению.

Переселение в Канаду

В 1897 г. близкие к Л. Н. Толстому П. И. Трегубов и И. М. Бирюков были у духоборов в Грузии и доложили ему ситуацию. Результатом явилось знаменитое толстовское «Помогите!», которое наделало много шума в мировом сообществе. Использовав ситуацию, духоборы написали письмо императрице Марии Федоровне, в результате чего вышло высочайшее повеление:

«1. Освобождение их от воинской обязанности не удовлетворено, и

2. Духоборцы-постники, за исключением, конечно, находящихся в призывном возрасте и не исполнявших воинской повинности, могут быть увольняемы за границу при условии:

получения заграничного паспорта в установленном порядке, выезда за пределы России за собственный счет, выдачи при выезде подписки о невозвращении впредь в пределы империи, имея в виду, что, в случае неисполнения сего последнего пункта, виновный подвергается высылке в отдаленные местности».

«Ходатайство же о сгруппировании на жительство в одном селении не уважено» [11, с. 67-68].

П. Веригин и Л. Толстой были против выезда духоборов, но сходка духоборов решила, что переселяться необходимо.

На следующий год более тысячи духоборов выехало на Кипр. Однако, как выяснилось, условия там оказались тяжелыми: лихорадка начала косить людей – умерло около 60 человек. Более приемлемой оказалась Канада: там обещали не призывать в солдаты. Поэтому остальные духоборы решили переселяться в Канаду, тем более, что Толстой пожертвовал на это дело часть своего гонорара за роман «Воскресение». Это дало возможность зафрахтовать четыре парохода для перевозки людей в Канаду, причем один из них вывез Кипрскую колонию.

В 1899 г. переселение было в основном завершено: всего в Канаду прибыло 7631 человек. Переселение вызвало большой резонанс как в России, так и за рубежом. Отмечалась удивительная духовная дисциплина духоборов. Так, за время всего переезда духоборы пели исключительно духовные песни. Когда на корабле детям раздавали подарки, то всё происходило чинно, без суеты, причем ни один маленький духобор не подошел за подарком дважды, а взрослые говорили: «жаль, сколько денег потрачено зря».

Начало жизни в Канаде

Сначала правительство Канады благоволило духоборам: им дали 270 тыс. акров земли в провинции Саскачеван – четыре участка, из которых наибольшими были так называемые северный и южный участки. Однако скоро выяснилось, что пользование землей отягощено условиями. И духоборы пишут канадскому правительству:

«В управляемой вами стране установлен такой порядок, что каждый иммигрант-мужчина, достигший 18-летнего возраста, может себе выбирать участок из незанятой земли, записать его на свое имя, и участок становится его собственностью. Но мы не можем следовать такому порядку, не можем записывать земельные участки на личные наши имена и обращать ее в личную собственность, потому что усматриваем в этом явное нарушение правды Божьей. Знающий эту правду знает и то, что приобретение собственности не согласно с нею. Но если по слабости еще извинительно человеку приобретение в собственность того, что производится его трудом и необходимо для удовлетворения насущных его потребностей, как-то: одежды, пищи, домашней утвари, то нет оправдания тому человеку, знающему Закон Божий, который будет присваивать себе то, что не произведено его трудом, а сотворено Богом для пользования всем людям. Нет оправдания тому человеку, который, зная Закон Божий, будет обращать землю в собственность и закрепощать ее на свое имя… И так, беря всё это во внимание, мы просим вас предоставить нам землю для поселения и хозяйственных занятий не на тех основаниях, как отводятся участки всем иммигрантам, а на тех, как отведены у вас земли индейским племенам, в одной окружной меже и без распределения, кому лично какие принадлежат. При этом мы одинаково согласны как на то, чтобы вы признали отведенную нам землю общей нашей собственностью или собственностью вашего государства, но для нас было бы более желательно, чтобы вы признали эту землю отведенной нам в бессрочное пользование. Что касается до платы за пользование землею, то мы согласны производить ее в том размере, в каком вы определите, если будем в состоянии» [7].

В 1900 г. правительственный чиновник потребовал от духоборов дать без промедления ответ: возьмут ли они землю в личную собственность? Духоборы ответили, что они согласны на все условия, кроме одного:

«Но мы не можем принять никакой земли в личную собственность и просим, чтобы нас не принуждали к этому. Мы не можем принять землю в собственность даже для одной формы, ради того только, чтобы придти в соглашение с земельными законами Канады, не можем этого сделать потому, что усматриваем в наложении всякой печати собственности на землю основное нарушение всего Закона Божьего» [там же].

Удивительно! Неправославные люди твердо отвергают частную собственность, видя в ней «основное нарушение всего Закона Божьего», а православные юлят, признают ее, но зажмуривают глаза на последствия… Канадский же чиновник вообще не церемонится (от 7 января 1901 г.):

«Обращаю ваше внимание на то, что для правительства совершенно невозможно удержать за вами земли, если каждым из вас не подано заявления о записи за ним гомстеда (надела в 160 акров. – Н. С.), ибо в противном случае эти земли (занимаемые вами) значились бы по нашим книгам незанятыми, и другие лица могли бы на них поселиться и просить записи их за ними, и мы не имели бы никаких оснований им в этом отказать.

… Для всех жителей Канады от Атлантического до Тихого океана закон один, и этот закон обязателен для всех, а потому в вопросе о том, чтобы сделать в нём какие-либо изменения для духоборцев, ни на одну минуту не может быть и речи» [там же].

Духоборы отвечают: «Вынуждены просить вас о снисхождении в том, чтобы нам позволено было остаться в Канаде до тех пор, пока мы найдем другую страну для поселения или убедимся в том, что людям, которые намереваются установить свою жизнь на христианских началах, нет более места на земле» [там же].

Духоборы всё-таки остались, формально записали на себя землю и стали селиться селами, не соблюдая границ гомстедов. Правительство в 1902 г. отменило заочную запись участков и пригрозило отобрать все земли. Духоборы ответили странной мерой: они устроили пеший поход к океану «навстречу Христу», освободив весь скот (отсюда пошло название «свободники») и бросив, – по заповеди «не имейте по две одежды» (Лк. 9:3) – лишние вещи. Поход в конце концов завернула полиция, не остановившись перед арестами многих духоборов.

Общинная жизнь

В ноябре 1902 г. в Канаду прибыл П. В. Веригин. Правильно оценив обстановку, он сумел убедить духоборов больше не делать походов, а заниматься трудом. Веригин остриг бороду, оделся в европейскую одежду и стал налаживать отношения с властями, в чем до определенной степени преуспел. Хотя и с большим трудом, он уговорил духоборов принять и метрические книги рождений, смертей и гражданского состояния (иначе им грозило многолетнее тюремное заключение).

По части организации труда Веригин нашел у духоборов «разброд и шатания». Три вида хозяйств стихийно образовались по приезде в Канаду.

1) Частные хозяйства (южный участок). Однако фермеров очень мало – все живут деревнями. К 1 января 1900 г. таких частников было 2/7 от общего числа духоборов [13, с. 198].

2) Временные общины. Еще в 1999 г. лидер «кипрских» духоборов Василий Потапов пытался объединить всех в одну общину с единым кассиром. Но это удалось сделать только на Северном участке (13 сел). Но через два месяца община распалась по деревням, которые, в основном, стали работать на железной дороге. Так жила примерно половина духоборов.

3). Наконец, стабильные общины (¼ духоборов) – общая запашка, работа и орудия. Но по типу распределения общины могут быть разделены на два типа:

– подушное распределение; – коммуна: всем раздается из общих кладовых по потребности [13, с. 210-222]. Заметим, что именно к такого типа общинам относились самые богатые деревни.

Исследователь духоборов В. Бонч-Бруевич относительно их общинной жизни делает знаменательный вывод: «Эта форма жизни оказалась слишком для них высокой <…>, чтобы сохранить эту коммунистическую форму жизни, которую они считают вполне единственно угодной Богу, духоборцы должны всё время вести сильную борьбу и со своей «плотью», и друг с другом» [цит. по: 13, с. 232].

Приехав в Канаду, Веригин предложил, учитывая духоборские традиции, объединить и север, и юг в одну коммуну. Подавляющее большинство духоборов согласилось, образовав огромную коммуну в 44 села, около 8000 чел. с землей 130 тыс. десятин [5]. Для заработка многие духоборы работали по найму (в основном, на железных дорогах), но все заработанные деньги сдавали в общину. Об общинном устройстве Веригин говорил: «Мы делаем только пробу, можно ли людям жить друг с другом на братском положении… Но я верю, что через тысячу лет человечество будет жить по такому плану» [9, с. 42].

Непротивление

Стремление выполнять евангельские заповеди, причем буквально, лежало в основе всего жизненного уклада духоборов. В этом смысле характерен эпизод, рассказанный Сулержицким в книге «В Америку с духоборами» [10, с. 237-240]. Однажды в сарае духоборы мирно пили чай. Вдруг распахивается дверь и появляется двое пьяных англичан, которые начинают хамить: подходят к старикам, дергают их за бороды, за носы, опрокидывают чайник, подсыпают песок в чашки и пр. Появились зрители, которые с интересом стали наблюдать, что же произойдет. Духоборы между собой переговариваются: «Ну и народ… Хуже татар… Люди, которые темные, не понимают, как ты ему растолкуешь». Однако никаких действий не предпринимают. Зрители, в свою очередь, комментируют: «Вот дурачье. Дикари, хуже негров. Совсем не могут за себя постоять». Наконец, когда один из англичан плюнул в стакан старику и стукнул его по макушке, один из духоборов – молодой парень – не выдержал: встал, спокойно подошел к одному из англичан и дал в ухо. Силища у духоборов была огромная: они вместо лошадей впрягались в плуг. Нокаут. Товарищи поверженного со словами that’s all right оттащили его с веранды, а зрители встретили такой разворот событий одобрительными возгласами: мол, ну хоть один из них человек нашелся. Иначе, однако, реагировали духоборы. Они тут же налетели на парнишку и стали его укорять: «Ну, это ты напрасно. Ну и к чему это? К чему ты темного человека изобидел, который по неразумению, по слепоте своей… Эх ты, право». Парень втянул голову в плечи и слабо пытался оправдаться. Но его заклевали вконец. И еще долго этот «невероятный и дикий случай» обсуждался в селениях духоборов, причем причину его падения до обычного цивилизованного человека духоборы видели лишь в его происхождении из Елизаветполя, т. е. места, в котором жила более слабая духоборская община.

Трудности

Самоотверженный труд и общинность духоборов позволили им в короткое время резко улучшить свое благосостояние: обзавестись домами, с/х машинами и пр. Но далеко не всё было гладко. Первая опасность возникла со стороны своих же – духоборов. Некоторые из них посчитали, что Веригин изменил христианству. Так появились «свободники», которые стали нападать на имения духоборов и жечь их. Причем среди «свободников» расцветало «головство», т. е. нудизм. Оголялись они и при угрозе малейшего насилия над ними. Свободники сильно дискредитировали духоборов – Веригину пришлось даже заявлять на них в полицию.

Другая опасность шла от правительства. Видя, что духоборы вовсе не собираются принимать принципы западного свободного общества, власти решили поступить с ними круто: под предлогом того, что духоборы отказались принимать гражданство, правительство в 1907 г. отняло у духоборов все земли – прекрасно обработанные и полностью выкупленные, всего около 100 тыс. акров [3, с. 129]. Но духоборы не пали духом: собрав деньги, они сумели найти и купить землю в другом районе Канады – Британской Колумбии. Конечно, не все захотели переселиться – около 1000 человек решили принять гражданство и остаться в Саскачеване. Переселенцам же всё пришлось начинать сначала: землю необходимо было очищать от леса, поселки нужно было строить заново. Было создано около 10 сел, жители которых, по инициативе Веригина, были объединены в коммуну. К 1924 г. в Британской Колумбии у духоборов было 67 тыс. акров земли и имущества на 6 млн долл. П. В. Веригин, понимая, что в Канаде духоборам житья не будет, мечтал о переезде в Россию. С этой целью он в 1906 г. поехал в Россию и встречался с П. А. Столыпиным. Увы, результатов эта поездка не дала. Пришлось оставаться в Канаде. Впрочем, некоторые духоборы на свой страх и риск выехали обратно в Грузию.

В 1924 г. произошла катастрофа. В вагон, в котором ехал П. В. Веригин, была подложена бомба. Лидер духоборов был разорван на части. Духоборческие источники отказываются от предположений, чьих рук это дело. Потеряв такого умного руководителя, община сделала ошибку: в 1924 г. взяла срочный заем на 350 тыс. долл. под залог всего имущества. В 1927 г. общину духоборов возглавил приехавший из России сын П. В. Веригина – П. П. Веригин (+1939). Им была сделана еще одна попытка вернуться на родину. Было послано письмо Сталину, в котором говорилось: «А теперь вот уже 33 года, как мы живем в Канаде полной коммунистической жизнью и упорно строим коммунизм в окружении капитализма. Ввиду всего этого мы просим Вас, уважаемый тов. Сталин, разрешить нам въезд в страну» [там же, с. 190]. Причины отказа неизвестны.

Закат

Число духоборов постепенно стало сокращаться: если в 1928 г. их было 5485, то к 1937 г. их осталось 3103. Отметим, что стали постепенно меняться и их религиозные взгляды. Так, по мнению П. П. Веригина, «Иисус Христос – один из святоносных ангелов» [там же, с. 234], т. е. уверенность в божестве Христа была поколеблена. Кроме того, у Веригина можно встретить упоминания о перерождении душ (на других планетах) [там же, с. 325].

В 1938 г. из-за задолженности в 319 тыс. долл. община проиграла суд и потеряла всё имущество на 6 млн долл. Капиталистическое государство вторично ограбило духоборов. С тех пор духоборам пришлось пользоваться землей на правах годовой аренды. Естественно, в таких условиях коммунизм духоборов стал разрушаться – жили уже духовной Общиной «независимо от образа хозяйственно-имущественной жизни» [там же, с. 195]. Кроме того, усилились бесчинства «свободников», которые в 1947 г. выжгли все дома в селении Прекрасное [там же, с. 198]. Отметим, что канадское общество не делало различий между ними и последователями Веригина, а потому полиция в конфликт со «свободниками» не вмешивалась, считая это внутренним делом духоборов. К 60-м годам осталась лишь небольшая группа духоборов, упорно державшихся предания. Ее возглавил сын П. П. Веригина Джон Веригин. Благодаря его усилиям, о духоборах узнал весь мир, а сам Веригин получил, помимо канадских орденов, советский орден Дружбы народов.

Однако в последнее время всё чаще и чаще раздаются призывы возвратиться в Россию – слишком ясно, что даже в Канаде, принявшей декларацию мультикультурализма, сохранить свой национальный, культурный и религиозный облик духоборам не удастся. Их культура тает, как весенний снег. Так, последующий лидер духоборов Иван Иванович Веригин (видимо, сын Джона Веригина) приобрел землю в частную собственность…

Духоборы в России

Значительная часть духоборов не последовала за своими родичами в Канаду и осталась в России. Позже к ним присоединились некоторые возвратные переселенцы из Канады. Интересно, что оставшиеся духоборы называют Веригина «Каином, погубившим Авелев род» [11, с. 77]. Но и в России общинные порядки духоборов сохранялись. В 1921 г. оставшиеся в Грузии духоборцы заявили: «Так как мы, по примеру канадских духоборцев-общинников, живем общиной-коммуной, то, значит, у нас есть колхоз, но в предлагаемый нам колхоз мы не можем войти, потому что мы люди религиозные и любим трудиться с мыслью о Боге и молитвой на устах» [там же, с. 75].

Но при советской власти духоборам пришлось служить в армии. Многие из них участвовали в Великой Отечественной войне.

Духоборы сегодня

В 1991 г. грузинские духоборы, спасаясь от антирусской истерии, начали переселяться в Тульскую область (д. Архангельское). Сейчас там живет около тысячи духоборов. Удивительно, что даже сейчас у них не принято запирать дома на замок. Оставшиеся в Джавахетии (с. Гореловка) духоборы живут в трудных условиях. Часть из них в 1999 г. выехала в Брянскую область. Интересно, что современные духоборы вполне терпимо относятся к Русской Православной Церкви – в Грузии они помогали Свято-Ольгинскому монастырю и посылали продукты русским православным в Тбилиси [15].

Что же касается канадских духоборов, то ныне их потомков насчитывают до 30 тыс. Однако культура духоборов почти полностью разрушена. Они находятся в смешанных браках, ходят в протестантские церкви, говорят по-английски. Впрочем, многие из них помнят и чтут своих предков. До сих пор духоборы в Канаде издают свой журнал [14].

 

Литература

1. Попов И. А. Рассказы из истории духоборцев. 1966.
2. Айвазов И. Г. Материалы для исследования сект духоборцев и молокан. М., 1917.
3. Сухорев В. А. История Духоборцев : Документы по истории духоборцев и краткое изложение их вероисповедания. 1944.
4. Малов П. Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба : К 50-летию пребывания духоборцев в Канаде. 1948. Кн. 1. 607 с.
5. Туган-Барановский М. В поисках нового мира : Социалистические общины нашего времени. М., 1919. 128 с.
6. Кабатова Евгения. Мои предки – духоборы. URL: http://his.1september.ru/1999/his26.htm (дата обращения: 19.06.2014).
7. Обращение канадских духоборцев ко всем людям. URL: http://cccp.narod.ru/work/book/sssr_g5.htm (дата обращения: 19.06.2014)
8. Балакирев А. Кризис православной империи и истоки рабочей технической утопии // Философия бессмертия и воскрешения : По материалам VII Федоровских чтений 8–10 декабря 1995. М.: Наследие, 1996. Вып. 2. С. 108–138.
9. Богораз В. Г. (Тан). Духоборы в Канаде. М., 1906. 96 с.
10. Сулержицкий Л. В Америку с духоборами. М.: Посредник, 1905. 331 с.
11. Малахова И. А. Духовные христиане. М.: Политиздат, 1970. 128 с.
12. Бонч-Бруевич Вл. Животная книга духоборов. СПб., 1909. 325 с. [Электронная версия: URL: http://narod.yandex.ru/disk/4808041001/Boock-of-Life.pdf.html (дата обращения: 19.06.2014)]
13. Крылов Н. Духоборы Александру Первому. Интернет.
14. Клукач Хелен. Духоборы Канады празднуют юбилей. Интернет.
15. Иникова С. А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // Исторический вестник : Издание Исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. М. — Воронеж, 1999. № 1.

2001 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий