Монофелитство

Монофелитство (от μόνον и θέλημα — единоволие)

Христианское богословское учение, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, «действующего многообразно» и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю».

Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы» .

Классифицируется церковью как ересь императора Ираклия и патриарха Сергия. Монофелиты утверждают, что Христос имел две разных сущности — божественную и человеческую, но единую божественную волю. Монофелитство было попыткой выработать компромисс между монофизитством, государственной православной церковью и византийским правительством. Монофелитство было осуждено на VI Вселенском соборе (680 г.н.э.), провозгласившем, что богочеловек имеет две воли, причем его человеческая воля подчинена божественной. После этого собора влияние монофелитов ослабло. Из монофелитов в начале VIII века выделились марониты, которые в XVI веке присоединились к католицизму.

Владимир Соловьев. Монофелитство:

Видоизменение монофизитства, вызвавшее большие церковные смуты в VII в. и окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680—681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство. Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку — отказаться от авторитета Халкидонского собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII веке победитель персов, император Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь, по-видимому, на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения, главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христе два естества, настаивать только на том, что в Нем одна богомужняя действенность (θεανδρικη ενεργεια — выражение, встречающееся в сочинениях так называемого Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации — Кир, епископ Фазиса в Колхиде — был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы μια θεανδρικη ενεργεια, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными. К ней примкнули почти все восточные и греческие иерархи, с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха: св. Максим Исповедник и св. Софроний, вскоре ставший патриархом иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (φισις), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное, и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а — главное — опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия; для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 683 г. издано от имени императора (εκθεσις). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось, как безусловная истина, что в Христе, при двух естествах, существует только одна воля (θελημα или θελεσις — откуда и название: монофелитство). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля, в смысле естественного и действительного хотения, есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли, как естественного акта духовной природы, и воли, как личного нравственного решения. Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском). Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Сергий в своем письме к папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе, без сомнения, только одна воля — благая, согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. Впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем Εκθεσις Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет τυπος императора Константа вместо примирения вызвали еще большие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство. Преемники папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против монофелитства и узаконивших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и, после жестокого тюремного заключения, умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при императоре Константине Погонате. Снесшись с папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. в Константинополе вселенский собор, на котором монофелитство было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедывать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется Божеской, но не уничтожается ею. Остатки монофелитства сохраняются доселе в виде секты маронитов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий