Панегирик

Панегирик: (греческое panēgyrikós, от panēgyris — «всенародное торжество») — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление.

В истории литературы и главным образом ораторского искусства — использование тех или иных словесных форм в целях превознесения и восхваления отдельных лиц, событий и т. д.

Христианская литература древности и средневековья использует панегирические приемы в целях  восхваления различных святых, отцов церкви и т. п.

Основанием Панегирики послужили надгробные слова греков и римлян, которые восхваляли в них умершего.

Впоследствии Панегирик приобретает официальный характер и произносится живым.

Панегирик оставил литературе этого времени большое собрание их, а с распространением христианства он приобретает характер апологии религии и наставления живым в духе веры и церковных установлений и произносится в день праздника того или другого святого.

В XVI и XVII вв. бывают также Панегирик  юмористического и сатирического характера, как, напр., «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, а в XVIII в. существует Панегирик придворный, при дворах королей и императоров, в честь которых он и слагался.

В Россию Панегирик перенесен только в форме поучения и назидания, произносимого в торжественные и праздничные дни, и особенно применялся сперва в проповедях, а затем в литературе и поэзии.

В XVIII в. Панегирик встречается во всех проповедях Феофана Прокоповича, которые суть не что иное, как восхваление Петру I.

В дальнейшем Панегирик русской литературы носит тот же характер, которому способствует покровительство императоров и императриц. Образцом Панегирик этого времени могут служить оды и послания Ломоносова и Державина, которые, кроме Панегирик к какому-нибудь лицу, одушевлены любовью к науке и просвещению и полны серьезного общественного значения и содержания.

В XIX в. Панегирик, как таковой, перестает существовать.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий