Поученіе. Св. преподобный Маркіанъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Добродѣтель храмозданія.

Преподобный Маркиан пресвитер

I. Преподобный Маркіанъ, прославляемый нынѣ, былъ пресвитеромъ и экономомъ константинопольской церкви. Получивъ большое наслѣдство послѣ смерти своихъ родителей, онъ употребилъ его на пособіе бѣднымъ и на обновленіе и строеніе храмовъ Божіихъ.

Онъ устроилъ великолѣпный храмъ во имя св. мученицы Анастасіи. Когда нѣкто изъ друзей его удивлялся, почему онъ тратитъ такія большія суммы на этотъ храмъ, святой отвѣчалъ: «если бы ты выдавалъ свою дочь за знатнаго вельможу, то неужели не наградилъ бы ее богатымъ приданымъ? А я строю церковь невѣстѣ Христовой, пролившей за небеснаго Жениха свою кровь, какъ же мнѣ жалѣть богатства на украшенія ея?» Св. Маркіанъ былъ такъ добръ,  что не разъ отдавалъ бѣдными послѣднюю одежду, оставаясь даже безъ рубашки. За святую жизнь Богъ  наградилъ его даромъ чудотворенія: онъ молитвою изгонялъ демонс и исцѣлялъ больныхъ. Предъ своею смертію св Маркіанъ началъ строить храмъ в0 имя святой Ирины, но не успѣлъ окончить построенія его. Умирая онъ Сказалъ: «Господи, въ руки Твои предаю и душу свою, которую ты д ал мнѣ, и церковь (въ честь св. Ирины), которую я по Твоей милости созидалъ». Преподобный скончался во второй половинѣ пятаго вѣка, и былъ Погребенъ въ монастырѣ св. Іоанна Предтечи. Церковь же св. Ирины скоро была достроена усердіемъ Вероны, супруги царя Льва, вступившаго на престолъ послѣ царя Маркіана. (Ч. -М.).

II. Преподобный Маркіанъ, котораго Самъ Богъ прославилъ даромъ чудотворенія за его любовь къ созиданію и благоукрашенію святыхъ храмовъ Божіихъ, научаетъ насъ заботиться о святыхъ храмахъ и содѣйствовать ихъ построенію и украшенію. Въ виду сего скажемъ о добродѣтели храмозданія.

а ) Что храмы для насъ необходимы, это Богъ показалъ намъ въ устроеніи скиніи свидѣнія въ пустынѣ, по Его собственному повелѣнію и плану, съ самыми подробными наставленіями относительно матеріаловъ и ихъ употребленія, предписавъ порядокъ ея освященія и утвердивъ въ ней на кивотѣ завѣта мѣсто Своего постояннаго присутствія. И опытъ показалъ израильтянамъ, что доколѣ скинія и кивотъ завѣта были съ ними, дотолѣ съ ними былъ и Богъ, и они съ Богомъ. По разрушеніи храма Соломонова, послѣ плѣненія вавилонскаго, Господь Самъ побуждалъ израильтянъ къ сооруженію новаго храма и наконецъ незадолго до пришествія Христа возвѣстилъ устами пророка Малахіи, что этотъ единственный храмъ Бога истиннаго вскорѣ будетъ замѣненъ безчисленнымъ множествомъ храмовъ среди народовъ, которые будутъ призваны къ вѣрѣ въ грядущаго Искупителя: «Отъ востока солнца до запада велико будетъ имя Мое между народами, и на всякомъ мѣстѣ будутъ приносить ѳиміамъ имени Моему, чистую жертву», (Мал. 1, 11).

  Почти этими же словами Господь I. Христосъ Самъ объяснилъ самарянкѣ, что настанетъ и уже настало время, когда истинные поклонники не въ Іерусалимѣ только и не въ Самаріи, но на всякомъ мѣстѣ будутъ поклоняться Богу въ духѣ и истинѣ. (Іоан. 4, 20—23). Съ самаго начала устроенія апостолами церкви Христовой для молитвенныхъ собраній вѣрующихъ, для совершенія св. таинствъ, для изъясненія христіанамъ догматовъ вѣры и правилъ нравственности — потребовались храмы и, согласно съ волею Божіею, стали таковою же существенною принадлежностію церкви Христовой, какъ и самое священство, проповѣдующее ученіе вѣры и совершающее таинства. И исторія показала, что храмы созидались на свободныя приношенія членовъ церкви, не только на великія, но и на малыя, подобныя лептамъ вдовицы, священнымъ благословеніемъ Господа.

Въ нашемъ отечествѣ, гдѣ храмы сіяютъ какъ звѣзды на небѣ, добродѣтель храмозданія стала народною, и всѣ храмы, исключая государственныхъ, сооружены рѣдко на богатыя жертвы, но въ большинствѣ на лепты, собираемыя отъ усердія православныхъ.

б) Совершенно соотвѣтствуя прямой волѣ Божіей, добродѣтель храмозданія оказываетъ величайшія благодѣянія нашимъ ближнимъ. Собрать вокругъ храма большую или малую общину православныхъ христіанъ, завязать между ними братскій союзъ во имя храма, который имъ принадлежитъ и которому они принадлежатъ, открыть въ немъ источникъ благодати и Божія благословенія и всегда готовое мѣсто для молитвы, гдѣ и учатъ ей и руководятъ въ ней,—поставить въ образѣ храма напоминателя знаменательныхъ временъ года и христіанскихъ торжествъ, будящаго ихъ священнымъ благовѣстомъ отъ сна нравственной безпечности и отъ омраченія житейской суетой, и вмѣстѣ со всѣмъ этимъ указать въ присвоенныхъ храму служителяхъ Христовыхъ—учителей и руководителей въ дѣлѣ спасенія, съ готовымъ въ храмѣ училищемъ благочестія,—развѣ все это не великія благодѣянія вѣрующимъ, не прямое осуществленіе и приведеніе въ дѣйствіе всѣхъ, по выраженію апостола, силъ, яже къ животу и благочестію (2 Пет. 1, 3), данныхъ намъ Христомъ Спасителемъ нашимъ?.. Мы не блуждаемъ, отыскивая мѣста для богослуженія и молитвы; любовь храмоздателей открываетъ священныя убѣжища для душъ нашихъ, ищущихъ общенія съ Отцемъ нашимъ небеснымъ, какъ родной отеческій домъ, гдѣ мы встрѣчаемъ все готовое для духовнаго просвѣщенія, благодатнаго оживотворенія, возбужденія и утѣшенія. Называя храмъ вратами въ царствіе Божіе, православная церковь этою одною чертою ясно опредѣляетъ какъ высшее значеніе храма, такъ и достоинство добродѣтели храмозданія.

в) Всѣ возраженія противъ добродѣтели храмозданія не имѣютъ никакого разумнаго основанія. Злой духъ нашего времени, вмѣстѣ съ другими основами нашей христіанской жизни, подкапывается и подъ эту столъ ясную и благотворную добродѣтель храмозданія. Говорятъ наши одичавшія чада церкви: «зачѣмъ такія траты на украшенія храмовъ? Богу не нужно богатства; храмъ долженъ быть простъ и только удобенъ и помѣстителенъ. Эти тысячи могутъ быть съ большею пользою употреблены на школы и благотворительныя учрежденія». Не смущайтесь, православные христіане, этими обидными для васъ сужденіями мнимо — образованныхъ людей. Намъ далъ Господь на подобные случаи руководящее наставленіе въ евангельскомъ повѣствованіи о поступкѣ Маріи, сестры воскрешеннаго Лазаря, помазавшей ноги Господа драгоцѣннымъ мѵромъ, и сужденіе Іуды предателя объ этой, по его мнѣнію, напрасной тратѣ. Іуда тоже сказалъ, что большая сумма, употребленная на мѵро, могла быть съ пользою употреблена на нищихъ, только не прибавилъ другого назначенія—на школы. Но св. евангелистъ Іоаннъ раскрылъ также и побужденіе благовиднаго совѣтника: онъ былъ воръ и кралъ деньги изъ ящика, въ который опускали ихъ добрые люди на нужды Господа и ходившихъ съ Нимъ учениковъ Его (Іоан. 26. 4—6). Кто нашъ современный воръ, дающій намъ совѣты, подобные Іудинымъ, и говорящій устами людей мнимо образованныхъ?— Это плоть, это чувственность, которую боготворитъ и которой служитъ нашъ вѣкъ: ей жаль, что она не можетъ ничѣмъ пользоваться изъ суммъ, приносимыхъ въ жертву Богу. Но она извѣстный тать, и намъ легко замѣтить, какъ она обкрадываетъ всѣ христіанскія добродѣтели. Она обкрадываетъ любовь къ просвѣщенію, о которомъ, повидимому, радѣетъ, располагая богатыхъ людей вмѣсто школъ для общей пользы устроять для себя дворцы, вмѣсто ученыхъ людей платить изобрѣтателямъ и устроителямъ всякихъ удобствъ и удовольствій; вмѣсто полезныхъ книгъ бросать громадныя суммы на игры и на модныя одежды, безъ смысла перемѣняемыя и безъ жалости бросаемыя. Она обкрадываетъ всѣ духовныя расположенія современнаго человѣка, пріучая его въ часы молитвы бѣжать на зрѣлища, въ свободное для чтенія и размышленія время устроять веселыя собранія, вмѣсто тихихъ семейныхъ упражненій и удовольствій искать наслажденій тамъ, гдѣ не стѣсняетъ совѣсть и не пристыжаетъ наблюдательный взглядъ строгаго христіанина возбуждаемая и питаемая чистымъ служеніемъ Ему и жертвами во славу Его, есть вѣрное средство для борьбы съ плотію и источникъ истинной любви къ ближнимъ. Аминъ. (Сост. по Ч. М. и слову Амвросія, архіеп. харьковскаго, см. Церк. Вѣдом., издав. при Св. Синодѣ за 1889 г. N° 27).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий