Православие

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.
325 Первый (Никейский) Вселенский Собор
Утверждён догмат Единосущия Сына со Отцем; осуждено арианство. Составлен первый, Никейский Символ веры. Важную роль сыграл св. Афанасий Великий.

381 Второй Вселенский Собор
Утверждено единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном; после дополнений сформулирована окончательная[16] редакция Никейского Символа веры, известная как Никео-Цареградский Символ веры.

431 Третий (Ефесский) Вселенский Собор
Осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; утверждено именовать Деву Марию Богородицею (греч. Θεοτόκος).

451 Четвёртый (Халкидонский) Собор
Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть Истинный Человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два Естества, соединённые в Нём «Неслитно и Неизменно, Нераздельно и Неразлучно» — томос св. Папы Римского Льва.

553 Пятый Вселенский Собор
Осуждены персонально авторитеты Антиохийской школы — Феодор Мопсуестийский и Ива Едесский, и их сочинения, а также некоторые сочинения блаженного Феодорита Кирского, близкие к несторианству.

680 Шестой Вселенский Собор
Осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.

Середина VIII века
Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения[18].

787 Седьмой Вселенский Собор
Восстановлено иконопочитание; честь, воздаваемая образу, переходит к первообра́зному, и почитающие икону почитают личность, изображенную на ней.

11 марта 843 после Поместного Собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество Православия». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви (πίστις τῆς εκκλησίας).

879 Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии
Восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий