Православие

Распространение православия в мире

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы, якутов и некоторых других (см. также в статье Православие в России).

Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек, что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма.

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея.

В последнее время наблюдается увеличение численности православных христиан в Казахстане, а также в Таиланде.

По установившейся традиции православными также называются древневосточные православные церкви, исповедующие вероучительные догматы только первых трёх Вселенских Соборов.

Народы, по установившейся традиции исповедующие православие

• Абхазы (АР Абхазия в составе Грузии/Республика Абхазия (частично признанна)) (Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия • Абхазская православная церковь (канонически непризнанна))
• Алеуты (в основном в штате Аляска, США) (Православная Церковь в Америке)
• Арнауты (в основном в Греции) (Элладская православная церковь)
• Армяне (Армянская Апостольская Церковь)
• Арумыны (в основном в Греции) (Элладская православная церковь)
• Белорусы (Белоруссия) (Белорусский экзархат) — приняли христианство в 988 году
• Болгары (Болгария) (Болгарская православная церковь) — приняли христианство в 865 году
• Гагаузы (АТО Гагаузия в составе Молдавии) (Православная церковь Молдовы • Бессарабская митрополия)
• Греки (Греция) (Константинопольская православная церковь • Элладская православная церковь)
o Греки-киприоты (Кипр) (Кипрская православная церковь)
• Грузины (Грузия) (Грузинская православная церковь) — приняли христианство в 319 году
• Карелы (Республика Карелия в составе Российской Федерации) (Петрозаводская и Карельская епархия)
• Кряшены (в основном в Республике Татарстан, Российская Федерация) (Казанская и Татарстанская епархия)
• Македонцы (Македония) (Охридская архиепископия • Македонская православная церковь (канонически непризнанна))
• Меглениты (в основном в Греции) (Элладская православная церковь)
• Молдаване (Молдавия) (Православная церковь Молдовы • Бессарабская митрополия)
• Нагайбаки (в основном в Челябинской области, Российская Федерация) (Челябинская и Златоустовская епархия)
• Осетины (Республика Северная Осетия-Алания в составе Российской Федерации • Грузия/Республика Южная Осетия (частично признанна)) (Владикавказская и Махачкалинская епархия • Грузинская православная церковь • Аланская епархия (канонически непризнанна)) — приняли христианство в 916 году
• Румыны (Румыния) (Румынская православная церковь)
• Русские (Россия) (Русская православная церковь) — приняли христианство в 988 году
o Липоване (в основном в Румынии) (Русская православная старообрядческая церковь в Румынии (канонически непризнанна))
• Сербы (Сербия • Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины) (Сербская православная церковь)
• Сету (в основном в Эстонии) (Эстонская православная церковь Московского патриархата • Эстонская апостольская православная церковь)
• Удины (в основном в Габалинском районе, Азербайджан) (Бакинская и Азербайджанская епархия) — приняли христианство в 313 году
• Украинцы (Украина) (Украинская православная церковь (Московского патриархата) • Украинская православная церковь Киевского патриархата (канонически непризнанна) • Украинская автокефальная православная церковь (канонически непризнанна)) — приняли христианство в 988 году
• Черногорцы (Черногория) (Черногорско-Приморская епархия • Черногорская православная церковь (канонически непризнанна))
• Чуваши (Чувашская Республика в составе Российской Федерации) (Чебоксарская и Чувашская епархия)
• Якуты (Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации) (Якутская и Ленская епархия)

Православная церковь
Источник внутреннего права православной церкви, наряду со Священным писанием, — Священное предание, которое включает в себя каноны — свод правил апостолов и Вселенских соборов, авторизованные церковью литургические тексты, богословские творения Отцов церкви, жития святых, а также обычаи церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви».  Священное писание по отношению к Священному преданию понимается как одна из его форм.

Православная церковь составляется сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.

Поместные автокефальные и автономные церкви

Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и одна, признаваемая только некоторыми церквями.
Диптих Московского патриархата Диптих Константинопольского патриархата

Автокефальные церкви:
1. Константинопольская
2. Александрийская
3. Антиохийская
4. Иерусалимская
5. Русская
6. Грузинская
7. Сербская
8. Румынская
9. Болгарская
10. Кипрская
11. Элладская (Греческая)
12. Албанская
13. Польская
14. Чешских земель и Словакии
15. Американская и Канадская
1. Константинопольская
2. Александрийская
3. Антиохийская
4. Иерусалимская
5. Русская
6. Сербская
7. Румынская
8. Болгарская
9. Грузинская
10. Кипрская
11. Элладская (Греческая)
12. Польская
13. Албанская
14. Чешских земель и Словакии

Автономные церкви:
1. Синайская
2. Финляндская
3. Японская
4. Китайская
1. Синайская
2. Финляндская
3. Эстонская (апостольская)

Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями.
Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат, исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского (Московского) государства, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР, кроме Грузии — канонической территории Грузинского патриархата.

На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии», которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях». Примечательно, что эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия: «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» . Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви»[32][33], которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена «аннексией» Украины Московским Царством.

Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно».

По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм, что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора, и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие утверждению таковым.

С сентября 1961 года[39], когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание, с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем, но перспектива его созыва остаётся неопределённой.
После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России, Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединенными Штатами Америки. Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московсого патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру[44][45][46][47][48], поддержав линию Константинопольской церкви. Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии), которую он считает своей «канонической территорией».

Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции, а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриарахата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий