Православная Церковь при новом Патриархе, часть1

  На портале начинается публикация новой книги под редакцией Алексея Малашенко и Сергея Филатова «Православная Церковь при новом Патриархе».

Книга подготовлена в рамках программы, осуществляемой некоммерче­ской неправительственной исследовательской организацией — Москов­ским Центром Карнеги.

В книге анализируются главные проблемы, стоящие перед Русской православ­ной церковью, основные направления и новые тенденции в ее духовной и мирской деятельности. Обновление РПЦ связано с именем нового патриарха Кирилла, ко­торый стремится развивать миссионерство, выступает за воцерковление людей, ин­дифферентных к вере и являющихся православными лишь формально. При новом патриархе церковь все активнее проникает в общественную жизнь, укрепляется в системе образования, в вооруженных силах.

Сергей Филатов

Патриарх Кирилл — два года планов, мечтаний и неудобной реальности

Надежды на РПЦ, надежды на нового патриарха чего ждут российское общество и церковный народ от нового патриарха? Не только практикующие верующие, но и достаточно широкие слои общества, которые лишь очень условно можно назвать православными, надеются на то, что церковь является силой, способной подвинуть Россию к преодолению мироззренческого и социально­го упадка, помочь ей двинуться по пути демократизации и модернизации.

Избрание в январе 2009 г. нового патриарха, остроум­ного, образованного, с сильным политическим темперамен­том, вызвало ожидания, что неосуществленные надежды наконец осуществятся, что Русская православная церковь (РПЦ) действительно станет нравственной и обществен­ной силой, которая сможет поднять моральный и духов­ный уровень страны. Кирилл, возможно, против своей во­ли стал заложником этих надежд.

Мало кто ждет изменений в принципиальных вопро­сах веры и нравственного учения церкви. Ни либерализа­ция, ни рост библейского фундаментализма РПЦ не гро­зят. На эту тему в церкви существует широкий консенсус, сторонники реформ в ту либо другую сторону в церковной среде составляют явное меньшинство, а светское общество не готово вмешиваться в эти вопросы (как это часто бы­вает на Западе). В идеологии возможны изменения лишь в каких-то нюансах (хотя и такие изменения могут быть восприняты очень остро определенными церковными группировками).

Дело в другом — в обществе и наиболее активных и просвещенных церковных кругах накопилось недоволь­ство неспособностью РПЦ привлечь широкие слои населе­ния, отсутствием эффективной миссии и общинной жизни, неразвитостью религиозного образования и просвещения, пребыванием социального служения в зародышевом состо­янии и т. д. Одним словом, слабостью и неразвитостью цер­ковной жизни. Радикального изменения такого положения вещей ждут от нового патриарха.

Очевидно, что и предыдущий патриарх прекрасно по­нимал стоящие перед РПЦ проблемы, но не находил подхо­дящих средств их решения. С легкой руки диакона Андрея Кураева нового патриарха стали называть то кризисным менеджером, то талантливым менеджером, то эффектив­ным менеджером. Предполагается, что он сумеет все ор­ганизовать, что неповоротливая и распущенная машина РПЦ начнет работать как часы.

Какие же средства может использовать патриарх Ки­рилл? Для ответа на этот вопрос у нас имеется достаточно много информации. Ведь на протяжении 24 лет он возглав­лял Смоленскую епархию и Отдел внешних церковных связей (ОВЦС), к тому же много и часто высказывался по актуальным проблемам церковной жизни.

В 2000 г. социолог Роман Лункин провел полевое ис­следование религиозной жизни в Смоленской области1. Вот некоторые его наблюдения и выводы. Будущий пат­риарх не жалел сил для развития Смоленской епархии. Он уделял огромное внимание отношениям со смоленской интеллигенцией и работе с общественностью в целом. Ки­рилл регулярно проводил встречи с учеными и творческой интеллигенцией Смоленска, по его инициативе устраи­вались совместные семинары и конференции с участием преподавателей вузов и священнослужителей. Суть высту­плений митрополита Кирилла сводилась к выражению го- сударственнических позиций — владыка выступал за вос­становление сильного, могущественного государства. Его патриотизм основан на представлении о борьбе двух циви­лизаций — западной и русской, признании того, что у Рос­сии всегда будет свой путь, отличный от стран западной демократии. Заботу о религиозном образовании в церкви и угрозу прозелитизма иных христианских конфессий ми­трополит Кирилл рассматривал именно с национально­патриотических позиций сохранения своеобразия русской цивилизации.

По его инициативе в епархии была осуществлена про­грамма непрерывного духовного образования. Были соз­даны четыре православных детских сада, две гимназии (в Смоленске и Рославле), духовное училище и семинария. Этим заведениям была оказана единовременная матери­альная помощь и предоставлены помещения.

В Православной гимназии Смоленска выделились две секции — гуманитарная и естественно-математическая. Учащиеся гимназии регулярно занимали первые места на областных олимпиадах и всероссийских конкурсах. Во­кальный ансамбль Православной гимназии «люксория» участвовал в конкурсе-фестивале военно-патриотической песни «Звезды Победы». Учащиеся регулярно отдыха­ли в летнем спортивно-туристическом лагере в поселке Пржевальском. При поддержке митрополита Кирил­ла организовывался летний отдых детей с санаторно­курортным лечением на побережье Адриатического моря в Италии и в детских лагерях Франции и Кипра. С 1993 г. при гимназии действовал православный театр, который ставил рождественские и пасхальные спектакли. С 1998 г. по благословению митрополита Кирилла на базе гимна­зии работал богословский лекторий для учителей, роди­телей и городской общественности.

Православную гимназию в Рославле активно поддер­живал Спасо-Преображенский монастырь, преподаватели получали повышенную зарплату, учителям и ученикам обе­спечивались бесплатные обеды. Большой авторитет гимна­зии в Рославле — заслуга игумена Сергия (Зятькова), соз­дателя гимназии, которого владыка Кирилл со временем отправил в Бразилию и заменил на менее популярного и менее активного игумена Корнилия.

Епархия также активно внедряла в общеобразова­тельные школы факультативный курс «Основы право­славной культуры и нравственности» (в большинстве школ области). Организованы курсы сестер милосердия совместно с медицинским институтом и курсы подготов­ки для учителей.

Во внутрицерковной деятельности митрополит Ки­рилл придерживался некоторых умеренно-либеральных нововведений, за что обвинялся в экуменизме московски­ми правыми, которые сильно преувеличивали его рефор­маторство. В кафедральном соборе давно практиковалось чтение Евангелия и Апостола по-русски, митрополит по­ощрял русификацию языка богослужения.

В административной сфере владыка Кирилл проявлял себя как жесткий руководитель, не допускавший открыто­го проявления либеральных или консервативных откло­нений от генеральной линии в среде духовенства. По ука­занию владыки Кирилла почти все священники епархии окормляли тюрьмы, больницы, воинские части и подразде­ления правоохранительных органов. Также по распоряже­нию Кирилла в епархии православные приходы создава­лись только тогда, когда имелся священник, таким образом, общин без священника в епархии не было.

Инициативы священнослужителей митрополит Ки­рилл приветствовал практически только в рамках уже существующих проектов, им самим инициированных. Ав­торитет владыки Кирилла в Смоленской области был на­столько высок и непререкаем, что рядовые представители духовенства априори казались общественности более по­средственными и малопримечательными. Во многом поэ­тому, следуя церковной дисциплине, духовенство епархии ограничивалось только четко очерченным кругом своих обязанностей, почти не высказываясь по общеепархиаль­ным и общецерковным вопросам публично, так как эти те­мы воспринимались как прерогатива владыки.

Светская православная и околоцерковная обществен­ность группировалась вокруг двух патриотических обще­ственных организаций, в состав учредителей которых входил митрополит Кирилл. Это смоленские отделения Всемирного русского национального собора и Земского движения. В отличие от Белгородской области, где предста­вители Земского движения совместно с епархией сумели добиться хоть и небольшой, но реальной власти, в Смолен­ске Земское движение при всех усилиях владыки Кирилла пользовалось скорее идеологическим, чем политическим влиянием.

По мнению руководителя Земского движения Георгия Сильницкого, земство играло роль большей частью в «ор­ганизационном смысле», а в плане веры — практически нет, так как «к религии большинство относилось либерально­интеллигентски или атеистически». Интеллигенция, часто участвовавшая во встречах с митрополитом, чувствовала значение фигуры владыки Кирилла как религиозного и го­сударственного деятеля, а поэтому признавала за церко­вью силу и авторитет. По словам Сильницкого, самое рас­пространенное высказывание представителя смоленской интеллигенции — «я атеист, но владыка — выдающийся человек, но мне трудно в зрелые годы обратиться к вере». Единственным по-настоящему воплощенным в жизнь со­циальным проектом митрополита Кирилла, общественно­сти и власти является Народный собор, в который вошли представители чиновничества, общественных и религиоз­ных организаций. Его цель — соблюдение согласия между властью и обществом на основе государственнической па­триотической идеи. Первое заседание Народного собора прошло 2 — 3 сентября 2000 г., и его организаторы надея­лись, что смоленский Собор будет прологом всероссийско­го земского собора. Как отмечается на сайте областной ад­министрации, Народный собор Смоленской области ставит своей целью возродить «замечательную русскую традицию открытого диалога власти и общества, обращения власти к лучшим представителям народа с просьбой сообща выра­ботать понимание и найти пути решения самых насущных проблем»2.

На фоне всех этих успехов удивительным выгляде­ло почти полное отсутствие благотворительной работы с обездоленными. Беспризорники, бомжи, больные, ни­щие и т. д. если и были предметом заботы, то только как объект миссионерства. Миссионерство и катехизация, но не благотворительность — таковы были приоритеты ми­трополита Кирилла.

Итак, будущий патриарх проявил себя на Смоленщи­не действительно «эффективным менеджером». Он отла­дил жестко бюрократический механизм епархиального управления, сумел распределить имеющиеся кадры духо­венства наилучшим образом, добился порядка, выстроил стройную систему религиозного образования, организо­вал реальную систему присутствия духовенства в тюрь­мах, воинских частях и правоохранительных органах. Он создал работающие механизмы взаимоотношений с властями и обществом.

При этом духовенство и церковные приходы нахо­дились у него в жестком подчинении, инициативы снизу не поощрялись, никаких намеков на внутрицерковную демократию невозможно обнаружить даже под лупой. Эта система — система идеальной бюрократии, некото­рое подражание иерархическому устроению католиче­ской церкви.

Вторая важная черта Кириллова архиерейства — это громадная роль (можно сказать, преобладание) евразий­ской идеологии в его проповеди. Идеи и ценности «рус­ской цивилизации», противостояния Западу, ценности многовековой российской государственности и культуры занимают в его речах гораздо больше места, чем открове­ния Евангелия. И предыдущий патриарх Алексий II увле­кался воспеванием русского превосходства, но по сравне­нию с Кириллом он был просто православный евангелист. Неудивительно, что какого-то особого роста практикую­щих православных на Смоленщине не произошло. Миссия РПЦ на Смоленщине — это в первую очередь проповедь «патриотизма». Значит, и надо по православной традиции поддерживать власть. Богу молиться и в церковь ходить — это дело второе, следовательно, не очень обязательное.

Аналогично тому, как митрополит Кирилл управлял Смоленской епархией, он руководил и ОВЦС. Он сумел по­добрать в Отдел компетентных и дисциплинированных со­трудников, которые обеспечивают отлаженное функциони­рование бюрократического механизма. Интеллектуальные способности функционеров ОВЦС вполне удовлетворяли потребность в ярком и доходчивом изложении ценностей русской православной цивилизации в программных до­кументах и общественных дискуссиях. ОВЦС (равно как и Смоленская епархия) при решении стоящих перед ним проблем постоянно добивался (и часто с успехом) поддерж­ки со стороны российского государства.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий