Старокатолики и Старокатолическая церковь

Старокатоликами (Altkatholiken) называются такие немецкие и швейцарские христиане, которые, числившись раньше в составе римско-католической церкви, отвергли и отвергают провозглашенный 18 июня 1870 г. на ватиканском соборе догмат непогрешимости римского папы и образуют из себя отдельные от папистских вероисповедные общины.

Старокатолическая Церковь появилась в первой половине XVIII века в голландской епархии Утрехт. Сегодня понятие Старокатолической Церкви не означает одной деноминации. Старокатолическое исповедание-это целый ряд Церквей, которые свою экклезиальность основывают на католическом принципе апостольского преемства. Разница между Римо-католической Церковью и старокатолическими Церквами первоначально ограничивалось только неприятием юрисдикции римского епископа. С течением времени разница между Римом и старокатоликами, а также между самими старокатоликами начала углубляться.

Датой появления старокатолицизма считается 1724 год, когда канадский миссионер о. Доминик Варле, возвратившись из Персии (где он служил как епископ Вавилонский) согласился поставить во епископы голландского священника Корнелиуса Ван Стееновена, несмотря на противодействие апостольского престола. Возведение Стееновена в епископское достоинство иерархом, которому грозила экскоммуникация (отлучение от причастия) означала схизму, раскол. Естественно, все-таки состоявшийся ингрес (поставление) нового епископа повлекло за собой анафему со стороны новоизбранного Папы Бенедикта XIII как на о. Варле, так и на тогдашнего главу епархии, епископа Утрехтского. Тогдашнее отделение этой епархии от Римо-католической Церкви и положило начало новой деноминации — Старой Римо-католической Церкви.

Старокатолическое движение началось в Германии немедленно по принятии в Риме догмата непогрешимости папы. Главными выразителями и руководителями этого движения были профессора богословских наук в римско-католических богословских факультетах университетов мюнхенского, боннского и бреславльского (Дёллингер, Фридрих, Шульте, Рейнкенс и др.). Они надеялись, что в этом движении им окажут поддержку немецкие епископы, бывшие их товарищи по профессии, энергично противодействовавшие в Риме принятию догмата; но епископы отказались от разрыва с папой. Профессорам, обличавшим новое папистское учение в противоречии евангелию и христианству, выражалось сочувствие и одобрение со стороны разных классов населения в разных местностях Германии и Швейцарии и благосклонное внимание со стороны правительств Пруссии, Вюртемберга, Баден-Гессена, нескольких швейцарских кантонов. Возникла мысль об организации движения; стали составляться в разных местах комитеты и конференции. От местных комитетов назначались делегаты в центральные комитеты и на конгрессы. На конгрессах составлялись программы и планы деятельности, назначались комиссии для составления проектов организации, для сочинения катехизисов, для сношений с правительствами и с представителями церквей, устанавливались общие руководственные положения вероисповедания, устройства и управления старокатолических общин и церкви. Постепенно развиваясь, старокатолическое движение приняло форму положительного вероисповедания, получило организацию, образовало в Германии и Швейцарии своеобразные религиозные общины и основало в этих странах старокатолические церкви, получившие права религиозных корпораций. Догмат непогрешимости папы есть лишь крайнее выражение и конечный результат папистской системы в учении и в праве, последовательно развивавшейся в течение многих веков, начиная приблизительно с IX в.

Папская система повлекла за собой разделение церквей и исказила каноническое устройство церкви, установленное, на основании апостольского предания, законодательством вселенской церкви; она произвела раскол на Западе Европы, где, в виде отпора неизмеримому властолюбию и всевластию пап, образовались церкви англиканская, лютеранская, реформатская, утрехтская и много раз происходили оппозиционные движения.

Ученые руководители старокатолического движения, в последовательном развитии своего протеста против ватиканского догмата, должны были стремиться к очищению церкви не только от этого догмата, но и от всех тех наслоений, которые внесены в римско-католическую церковь папством и так или иначе стоят в связи с этим догматом. И действительно, они на первых же конгрессах наметили именно такую программу. Они направили свою деятельность, во-первых, на восстановление среди многочисленных лиц, участвующих в протесте против папской системы, древнецерковного канонического устройства; во вторых, на очищение христианского вероучения от папистских заблуждений и «новшеств» и на восстановление догматических истин древле-вселенской нераздельной церкви первых девяти веков; в третьих, на воссоединение с церквами православными и вероисповедными, существующими на Западе Европы.

В Германии, на «первом старокатолическом конгрессе» (в Мюнхене в 1871 г.), составлены были правила образования и организации приходских общин. Каждая община должна была иметь священника, получившего рукоположение от епископа. При составлении проекта организации общин оказалось, что число католических священников, примкнувших в Германии к старокатолическому движению, недостаточно и не соответствует количеству образовавшихся старокатолических приходов. Открывалась настоятельная нужда в посвящении в священники новых лиц: необходимо было, поэтому, учреждение епископа. Для этой цели был в 1872 г. составлен из известнейших профессоров богословия «епископский комитет», которому поручено было изыскать меры к основанию старокатолического епископства в Германии. Комитет вошел по этому предмету в сношения с правительствами Германской империи. Князь Бисмарк, находившийся в то время в разгаре «культуркампфа», обещал комитету свое содействие. Комитетом был избран в епископы бывший бреславльский профессор, священник Иосиф-Губерт Рейнкенс.

Рукоположенный утрехтским архиепископом Гулем, он принес присягу в верности прусскому королю и государству и признан Пруссией, а вскоре после того — Баденом и Гессеном, в достоинстве «епископа германской старокатолической церкви». При соучастии и под руководством епископа была выработана организация старокатолической церкви в Германии. Составные ее части — приходские общины, епархии с епископами и синод. В управлении приходской общины участвуют, под руководством священника, общие собрания членов и приходский совет. В пределах Пруссии учреждены три епархии: кёльнская, эссенская и каттовицская; они управляются администраторами, под руководством епископа. Епископ — высший и пока единственный в Германии старокатолический иерарх; при нем состоит синод, в котором имеются делегаты от епархии. Синод — высшее правительственное учреждение церкви.

В 1896 г. епископ Рейнкенс скончался; на его место избран и посвящен бывший профессор философии Феодор-Губерт Вебер.

В течение 1874—75 гг. в Баденском великом герцогстве и в Пруссии изданы законы относительно юридического и материального положения старокатолических церковных учреждений: старокатолическая церковь признана общественной религиозной корпорацией, тогда как в Австрии и Баварии Старокатолики пользуются лишь правом отправлении частного богослужения (exercitium privatum religionis, societas privata).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий