Устав о постах и поклонах (Старообрядцы)

В.А.Кузнецов, «Божьи люди», 1917 г.

В.А.Кузнецов, «Божьи люди», 1917 г.
На картине изображен быт старообрядцев (моление). Старушка-старообрядка возле аналоя читает молитвы. Рядом с ней стоит старец с лестовкой и подручником и другие молящиеся.

Глава первая

О ПОСТАХ И О РАЗРЕШЕНИИ ВСЕГО ГОДА

О Великом посте

Большой устав. В первые два дня поста, в чистый понедельник и вторник, не разрешается никакая пища и питье. В среду, после вечерни, сухоядение и сурово зелие, — капуста, редька, огурцы. Пить укроп с медом. В четверг — без пищи и питья. В пятницу — хлеб, сурово зелие и варево без масла. — Слабым разрешается во вторник и четверг вкушать хлеб с водою. Также во все дни престарелым, немощным и малым.

В остальные недели великого поста в понедельник, среду и пятницу не разрешено варево, а только сухоядение с суровым зелием. Во вторник и четверг — варево без масла. В субботу и воскресенье варево с маслом.

По Святогорскому уставу (в Постной триоди и Следованной псалтыри) пища не разрешается только в чистый понедельник. В остальные же дни первой недели разрешен хлеб с водою.

По Номоканону (прав. 220) во весь великий пост разрешено сухоедение и сочиво без масла однажды в день. Вино и варево с маслом — в субботу и воскресенье. Рыба разрешена в два дня, — в Благовещение и Вербное воскресенье.

По Соловецкому уставу на первой неделе в понедельник, среду и пятницу трапезы не бывает. Во вторник и четверг — белый хлеб с вареным медом, морошка, соленая капуста и толокно. В субботу — щи с белой капустой, гороховая лапша и соковая каша, — все с маслом. В воскресенье — щи с пластями*. В другие недели поста в понедельник, среду и пятницу — щи с двумя холодными блюдами. Во вторник и четверг — щи и еще два блюда — холодное и горячее. В субботу и воскресенье — щи с пластями и каша. В среду 4 недели — три горячих без масла. В четверг 5 недели — варево с маслом и вино, по причине Мариинаго стояния. В Лазареву субботу — варево с маслом, икра и вино. В Вербное — разрешение рыбы.

* Пласти приготовлялись из сушеной рыбы, смолотой в порошок и свареной с толчеными сухарями. За недостатком муки пласти часто употреблялись вместо хлеба.

Страстная седмица

По Христианскому житию во всю Страстную седмицу — хлеб с водою в малом количестве. В великую пятницу без пищи. В субботу после литургии — немного хлеба с водою и чашу вина.

По Следованной псалтыри в великий четверг — варево без масла и вино, в пятницу на произволение, — или без пищи, или хлеб с суровым зелием и водою.

По Соловецкому уставу в понедельник и среду — три холодных яствы на произволение. Во вторник — капуста, ягоды и толокно. В четверг — щи, лапша гороховая и каша соковая, все без масла. В пятницу — без пищи. В субботу — укрухи.

Пасха

Во всю пасхальную неделю все уставы повелевают «ясти сыр, яйца, молоко и мясо». Разрешается и вино «с воздержанием».

Пятьдесятница

От Фомина воскресенья до Сошествия Св. Духа поста и поклонов не положено. В среду и пятницу разрешено употреблять рыбу и вино. По Христианскому житию и другим уставам: «Аще кто хощет хранитися (в среду и пяток) от рыб и вина, то на воли коегождо есть». Номоканон, правило 224, разрешает сухоядение только вечером. Соловецкий устав, гл. 29: «В субботу, воскресенье, вторник и четверг стол дважды с рыбой. В понедельник стол однажды с рыбой. В среду однажды сушеная рыба. В среду Преполовения и на отдание Пасхи — однажды с рыбой».

Неделя по Пятидесятнице

Положены поклоны. Во все дни разрешено сыр, яйца, молоко, мясо и вино.

Пост св. Апостол

По Большому уставу, гл. 34: инокам запрещена рыба, кроме субботы и воскресенья. Миряне же во вторник, четверг, субботу и воскресенье едят рыбу дважды днем. По Номоканону, прав. 223: В понедельник, среду и пятницу запрещены рыба, масло и вино; разрешено только сочиво без масла, как и в Великую Четыредесятницу. В субботу же и воскресенье разрешены рыба и масло. По Матфею Правильнику, состав 800 и Никифору патриарху, правило 19: иноки, седящие в обители, в среду и пятницу вкушают один раз и только вечером, работающие же вкушают дважды.

Пост среды и пятка

Никон Черногорский, гл. 57 и Христианское житие: Во весь год, кроме разрешенных дней, мирские люди постятся два дня в неделю, — среду и пятницу. В эти дни, как и в Великий пост, не ядят рыбы и масла и не пьют вина. Похвально не есть мяса и по понедельникам, но это на произволение. Пост же среды и пятка узаконен 69 апостольским правилом: «Аще который епископ или презвитер, или диакон, или иподдиакон, или чтец, или певец в Великий пост не постится и во все лето во всякия среды и пятки, да извержен будет, если не вынуждает его телесная болезнь; только немощному прощено вкушать масло и вино. Аще же мирский человек не постится, да отлучится. (Кормчая, лис. 19). Гангрский же собор, в прав. 18, определил: «Аще кто от воздержащихся, кроме телесныя нужды, разгордится и преданныя посты во общине и хранимые церковью разрешает, будто бы он тверд и совершенен, да будет проклят (Кормч., лис. 59). Св. Аполоний (пустынник египетский, IV века, память 31 марта) объясняет необходимость поститься по средам и пятницам: «в среду Христос предан был, в пяток же распят. Поэтому кто разрешает среду и пяток, тот предает Христа и распинает». Также учит и св. Афанасий Великий (в Номоканоне, прав. 215). Патриарх Никифор установил, что «от священника, непостящагося среду и пяток, не достоит причаститися (в Номок., прав. 214)».

О разрешении среды и пятка

В среду и пятницу рыба разрешается только в праздники Господни и Богородичны, также во всю Пятидесятницу, в день св. апостол Петра и Павла (29 июня) и рождества св. Иоанна Предотечи (24 июня). В дни же праздников других апостолов, мучеников, святителей и И. Предотечи по средам и пятницам разрешается только масло и вино, хотя по особому разсуждению настоятеля может быть разрешена и рыба (Номок. прав. 224 и книга «О вере», лис. 126).

Успенский пост

Рыба разрешается только в Преображение Господне. По Большому уставу, гл. 32: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — варево без масла, а в субботу и воскресенье — варево с маслом и вино. По Христианскому житию и Номоканону, лис. 83, во вторник и четверг разрешается масло и вино. По Соловецкому уставу, гл. 29, кроме Преображения, рыба разрешается и в праздник св. Зосимы и Саватия соловецких, 8 авг.

Филипповский пост

В понедельник, среду и пяток — сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается рыба. После же праздника св. Николы пост усиливается: рыба разрешается только в субботу и воскресенье, во вторник же и четверг — масло и вино (Большой устав, гл. 32; Номок., лис. 83 и Христ. жит.). Соловецкий устав более определенный. До Николина дня: В субботу и воскресенье — рыба дважды. Во вторник и четверг — рыба однажды. В понедельник — щи, яство холодное и яство горячее. В среду и пятницу — щи и два яства холодных. После Николина дня: В субботу и воскресенье пласти. В понед., среду и пяти. — щи и два холодных. Во вторник и четверг — щи и одно холодное и одно горячее. В канун Рождества Христова в субботу и воскресенье с маслом дважды, а в прочие дни, как и в Великий пост.

Рождественское мясоястие

От Рожества до Богоявления поста нет, — во все дни едят сыр, яйца, молоко и мясо. От Богоявления до недели мытаря и фарисея в среду и пятницу разрешается рыба, хотя в Христианском житии в среду и пятницу велено поститься. В неделю мытаря и фарисея поста нет (сплошная). В неделю о блудном сыне в понедельн., среду и пяти. — сухоядение (Уставы Сергиев, Кириллов и Типики). В Сырную неделю нет разрешения на мясо, но во все дни едят сыр, яйца, молоко и рыбу. В Соловецком монастыре в среду и пятн, сырной недели ужина не полагалось.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий