1. Послание Гомельской пастве от 10/23 июля 1925 г

Божиею милостию
И Благословением Святейшего Московского
Патриаршего Престола Смиренный ТИХОН, епископ Гомельский.

Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. Отцам Благочинным, Честному Духовенству, Боголюбивому Иночеству, Церковным Советам и всем верным Чадам Православныя Епархии Гомельския.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и Любы Бога Отца, и причастие Св. Духа – буди со всеми Вами.

По причинам от нас независящим, на некоторое время впредь, местом пребывания нашего будет Великий Патриарший град МОСКВА, откуда, по данной нам благодати и власти, имеем окормлять Богом врученную нам православную паству Гомельскую и куда следует обращаться всем имеющим до нас, как Гомельского Епархиального Архиерея, дело.

Не имея возможности беседовать с Вами, возлюбленнии, усты ко устом – обращаемся к Вам, по долгу своему, с настоящим посланием, принося благодарение и призывая Божие благословение на верных чад наших, проявивших столько усердия и жертв в заботах о материальных нуждах наших и в ходатайствах и поручительствах за нас перед Властями.

Напоминаем Вам:

1. Прежде и больше всего заботиться о сохранении во всей чистоте и неприкосновенности Святыя Православныя Веры и неизменной непоколебимой верности Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, соблюдая догматы, каноны и уставы Ея неповрежденными от всяких ветров современных шатаний.

2. Православная (не обновленческая) Епархия Гомельская составляет неотъемлемую часть Православного Патриархата Московского и состоит в непосредственном управлении Нашем, как Епархиального Архиерея Гомельщины, поставленного Великим Господином и Отцем нашим Святейшим ТИХОНОМ, Патриархом Московским и Всея России.

3. Вознося при Патриаршей гробнице заупокойныя молитвы об упокоении светлой души почившего Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха ТИХОНА и завещая возносить таковые же во всех храмах Епархии нашей, подтверждаем нижеследующую формулу возношения иерархических имен на ектениях:

«О Святейших Православных Восточных Патриарсех и Господине нашем высокопреосвященнейшем Митрополите ПЕТРЕ, Местоблюстителе Святейшаго Московскаго Патриаршего Престола, и Господине нашем Преосвященнейшем Епископе Тихоне».

На Великом же входе, по Достойно и Многолетиях:

«Святейших Православных Восточных Патриархов и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго ПЕТРА, Митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Святейшаго Московскаго Патриаршаго Престола, и Господина нашего Преосвященнейшаго ТИХОНА, Епископа Гомельскаго» (соответственно склоняя окончания по падежам на Многолетии).

4. Творить на всех ектеньях и молитвах, где положено, и моление:

«О Богохранимой стране нашей и спасении ея», как это принято и в Великом Патриаршем граде Москве. Кроме сего, благословляется прилагать прошения об обращении заблудших, отпавших от св. Веры, о творящих нам напасти и о заключенных. В тропаре честному Кресту, а равно и в кондаке петь: победы «ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ».

5. Божию службу совершать с возможным, в приходской обстановке, соблюдением Церковного устава, без всяких упущений и сокращений, либо изменений, в существующих чертах ея, ни под каким видом не допуская опущения кафизм, или чтения одной вместо двух; благословляется лишь вместо целой «славы» – прочитывать по псалму, а в обителях службу совершать строго по Уставу, восстановив чтения на утренях и всенощных бдениях ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «пролога» и «синаксариев».

6. Ни под каким видом не допускать, при совершении Богослужения, не обдержных и в служебнике, а равно и Типиконе, не указанных действий, как-то: несвоевременного отверстия Царских врат, произнесения некоторых возгласов или отдельных слов по-русски, что всё запрещено Патриаршим посланием еще в 1922 году и ныне подтверждается.

7. На воскресные и праздничные дни неопустительно совершать всенощные бдения – применяясь к местному обычаю: в городе и обителях – с вечера, в сельских приходах – с утра; после Литургий произносить или прочитывать поучение, врачуя недуги прихода и указуя путь ко спасению.

Вечерни в праздничные дни – сопровождать чтением (а лучше – пением) акафистов пред местными святыми и обязательно катехизическими беседами, памятуя, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ В ЗАКОНЕ БОЖЬЕМ.

8. Всенародное пение должно быть всемерно поощряемо и прививаемо. Как обязательное правило – ЗАВЕЩАЕМ ПЕТЬ ВСЕНАРОДНО:

Верую, Отче наш, Царю Небесный, Богородице, Достойно, Воскресение Христово, запевы на молебнах и после всякой службы «ПОД ТВОЮ МИЛОСТЬ» и «УТВЕРЖДЕНИЕ НА ТЯ НАДЕЮЩИХСЯ, УТВЕРДИ, ГОСПОДИ, ЦЕРКОВЬ, ЮЖЕ СТЯЖАЛ ЕСИ ЧЕСТНОЮ ТВОЕЮ КРОВИЮ» (гл. 3).

9. Во время вечерних бесед ВСЕНАРОДНО ПРОИЗНОСИТЬ ДЕСЯТЬ БОЖЬИХ ЗАПОВЕДЕЙ. Благословляется петь побожные песнопения из Холмского, Почаевского и Гродненского Богогласников и сборников покойного иеромонаха ХРИСТОФОРА.

10. Всем причтам неопустительно иметь списки верующих, а равно все записи о всех крещаемых, брачующихся и погребаемых, бывших у исповеди и Св. Причастия. О именующих себя верующими, но уклоняющихся от исповеди и причастия, а равно и о причинах уклонения, сообщать нам.

11. Всемерно заботиться, дабы никто от верных не отошел в вечность без христианского напутствия.

12. Желающие сочетаться церковным браком, а равно и быть восприемниками при крещении должны быть испытываемы в знании Символа веры, Молитвы Господней, Архангельского приветствия Богородице и десяти заповедей, без чего не допускать к венчанию или восприемничеству.

13. Сожительствующие без благословения Церкви и именующие себя верующими – не должны быть допускаемы до Св. Причастия без благословения нашего, кроме смертной болезни.

14. Разрешение вопросов брачных, о каноническом благословении избранных и перемещающихся клириков – принадлежит исключительно Архиерею, за благословением следует обращаться к Нам, лично или письмом, подавая заявление на наше имя чрез прот. О. Павла КЕРНОЖИЦКОГО1 или прот. О. Павла ЛЕВАШЕВА2.

15. О. Благочинные озаботятся приобретением Св. Мира, венчиков и разрешительных молитв для церквей своих округов. Церковные Советы сделают отчисление по 5–10 руб. на сей предмет и при списках представят нам чрез указанных о.о. Протоиереев.

16. Порядок принятия в общение Св. Православныя Церкви клириков, приходящих от раскола обновленческого, остается прежний, т.е. 1. исповедь, 2. письменное отречение, 3. всенародное раскаяние, 4. вододвятный молебен и 5. окропление храма внутри и снаружи. – Имеющие неканоническое рукоположение воспрещаются в священнослужении и если нет канонических препятствий и будут избраны приходом – должны явиться к нам в МОСКВУ для канонического рукоположения.

17. Клирикам Гомельской епархии заповедуется воздерживаться отстрижения волос, ношения светской одежды, курения и, Боже сохрани, неумеренного употребления опьяняющих напитков. Горе тому, чрез кого соблазн приходит. Горе мне, отцы, если не напомню Вам сего. Не срамляя Вас сие пишу, но яко чада возлюбленные наказуя.

18. Иноки – Свет миру – по слову отцов. Помните сие и храните обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Бегите от мира. Утешайтесь службой Божией уставной и чтением Св. отец. Живущие в рассеянии, в миру, не забывайте своего Ангельского чина. Счастливые, не изгнанные, держитесь стен обители. Инок в миру, – что рыба выброшенная на берег.

19. Верующие. Храните веру непорочную и добрые нравы, соблюдайте посты, будьте целомудренны. Избегайте сквернословия и пьянства.

Любите и поддерживайте храм. Поддерживайте пастырей добрых.

20. Да хранит всех Вас Господь неотверженными от мира. Бог любви и мира буди с Вами. – Всех, кто пожелает посетить меня в Москве, или написать мне, рад буду видеть и выслушать.

Призываю Вам Божие благословение.

+ Тихон, Епископ Гомельский.

АДРЕС НАМ: Москва.

За Крестовской заставой.
с. Алексеевское, ул. Б. – Алексеевская,
д. № 4 – Карасева, на имя Н.А. Перепечко.
Трамвай от Лубянской площади до нас – № 9-й.
Машинопись. Москва. 10 (23) июля 1925 г.
В левом верхнем углу 1 стр. координаты: Москва. 10/23 – VII – 1925 г. № 305; в
правом углу фиолетовыми чернилами: «В Гомельскую Преображенскую Церковь.
Благочин. Прот. П. Керножицкий»; на 3 стр. печать гомельского благочинного и подпись:
«Верно. Прот. П. Кернож.».

Примечание:

1. Керножицкий Павел Иванович (1882–1938) – протоиерей. Выпускник Могилёвской духовной семинарии. В 1908–1922 гг. настоятель Всехсвятской церкви с. Пиревичи Рогачёвского уезда Могилёвской губ. (ныне Жлобинский р-н Гомельской обл.). В 1922– 1927 гг. клирик Гомельского Свято-Петропавловского собора. До 1927 г. благочинный Гомельского городского округа. В 1927 г. приговорён к 3 годам высылки в Сибирь за «антисоветскую агитацию» и получение «контрреволюционных писем» от епископа Тихона (Шарапова). В 1930-е гг. настоятель Свято-Покровского храма г. Могилёва.
Повторно арестован в 1935 г. по обвинению в причастности к «контрреволюционной группе архиепископа Павлина (Крошечкина)». В 1936 г. приговорён к 5 годам ИТЛ.
В 1937 г. обвинён в причастности к «Российскому общевоинскому союзу» и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 13.01.1938. Реабилитирован.
2.  Левашев Павел Николаевич (1873–1937) – протоиерей. Выпускник Новгородской духовной семинарии. В 1900–1908 гг. клирик Гомельского Свято-Петропавловского собора, в 1908–1913 гг. настоятель Гомельского Спасо-Преображенского храма. С 1913
г. снова клирик Свято-Петропавловского собора и благочинный церквей г. Гомеля.
В 1925 г. назначен духовником Гомельской епархии с правом воссоединения обновленческого духовенства. В 1927 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, но по прошествии месяца освобождён. В 1928 г. примкнул к «правой» церковной оппозиции и возглавлял «иосифлянское» движение на Гомельщине. В 1929 г. арестован и приговорён к 3 годам высылки, по окончании которой поселился в г. Орле.
В январе 1933 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорён к 1 году ИТЛ с заменой на высылку в Северный край. После освобождения вернулся в Гомель. Последний раз арестован 3.09.1937 по обвинению в руководстве «правым монархическим крылом» «гомельской контрреволюционной организации церковников» и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 1.11.1937. Реабилитирован.

 Источник: Χ Ρ Ο Ν Ο Σ, Церковно-исторический альманах
Под общей редакцией иерея Гордея Щеглова
Основан в 2013 году, № 1

Назад      Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий