2. Послание Гомельской пастве от 28 июля 1925 г

Отцам благочинным, духовенству, Церковным Советам и всем верующим Православной Гомельской Епархии.

Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г. 1. В некоторых приходах Гомельской епархии произошли нестроения, одной из причин которых является совершенно ненормальное и священным канонам противное вмешательство посторонних лиц в церковную жизнь Гомельской епархии, каковое вмешательство, между прочим, выразилось в командировании священнослужителей в Поколюбичи, Кормы и Меркуловичи.

Высокопреосвященнейший Местоблюститель Патриаршего Престола, Митрополит Петр Крутицкий, по докладе Нашем о сем, благоволил сделать строжайшее подтверждение Преосвященному Епископу Сергию (Михайловский монастырь)18 о невмешательстве в дела Епархии Гомельской, Его окормлению не порученной ни Нами, ни Патриаршим Местоблюстителем, о чём, во исполнении воли Его Высокопреосвященства Преосвященный Сергий уведомлен Нами посланием Нашим от 24-го VІІ – с.г. за № 313.

Настоящим объявляем, что не только занятие мест приходских священников, но даже и неоднократное священнослужение иноепархиальных клириков в храмах Гомельской епархии, без ведома и благословения Гомельского канонического епархиального Архиерея, есть вопиющее нарушение священных канонов церковных и ни под каким видом и предлогом не должно быть допускаемо, а где таковое правонарушение имело место, там должно быть пресекаемо в корне и немедленно под личной ответственностью о.о. благочинных и членов Приходского Совета той церкви, где допущено таковое.

Сим объявляется, что всем священнослужителям иноепархиальным, не получившим от Нас канонического благословения на исполнения пасторских обязанностей ЗАПРЕЩАЕТСЯ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В ПРЕДЕЛАХ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ, о чем о.о. благочинные объявят таковым с подпиской и о последующем донесут мне.

2. Один из благочинных Гомельской епархии обратился с докладом непосредственно к Патриаршему Местоблюстителю, минуя Епархиального Архиерея.

Отцам благочинным должен быть известен существующий порядок, по которому таковый образ действий является важным правонарушением, вносящим в церковную жизнь дезорганизацию. Подтверждая о недопустимости такого образа действий, предупреждаем о неизбежности применения дисциплинарных взысканий к нарушителям церковного порядка как с Нашей стороны, так и со стороны Высокопреосвященнейшего Местоблюстителя Патриаршего Престола.

3. В целях восстановления правильного течения церковной жизни в Гомельской епархии Благочиннические Советы с участием представителей от мирян должны стать на страже Церковного порядка, в чём должны всемерно содействовать и Церковные Советы, куда, общим собранием всех прихожан, должны быть избираемы действительно верующие члены прихода, ведущие незазорную, в нравственном отношении, трезвую жизнь и ежегодно не менее 3–4 раз бывающие у Исповеди и Св. Причастия. Списки членов Благочиннического Совета и Церковных Советов, с почтовыми адресами таковых, должны быть незамедлительно представлены Нам.

Благочинническим Советам предлагается всеми законными способами добиваться разрешения Гражданской Власти на созыв в Гомеле Съезда Благочинных и представителей верующих от всех 7 округов Гомельского уезда и Городского округа, а равно предлагается наметить программу работ сего Съезда, каковую представить Нам на благословение.

4. Благочинный есть представитель Архиерея в данном округе. Без его разрешения ни один клирик не может отлучаться из прихода в пределах Епархии. Дозволение отпусков за пределы Епархии принадлежит лично Нам, за исключением тех случаев, когда клирик отправляется к Нам лично; в последнем случае у него должно быть письменное удостоверение, что он отбыл из прихода с ведома Благочинного. Ни один клирик, прибывающий в округ, не может вступить в исполнение своих обязанностей, не уведомив предварительно Благочинного.

Добровольные приношения на содержание Епископа и епархиальные нужды направляются Епископу через Благочинного, который ведет им запись и получает в сдаче оных квитанцию от получателя пересылаемых Епископу добровольных приношений. Благочинный обязан присутствовать на всех избирательных приходских собраниях своего округа, каковые признаются не церковными, если на оных не присутствовал Благочинный или его заместитель. Благочинным временно предоставляется право в особо уважительных случаях испрашивать у Нас по телеграфу (с оплаченным ответом) снятие бракоблагословения и дозволения вступить в церковный брак только в совершенно несомненных случаях под личною своею ответственностью вплоть до запрещения священнослужения, если впоследствии откроются какие-либо нарушения священных канонов. Независимо от телеграмм, в каждом отдельном случае особо благочинный должен письменно донести Нам: какие именно причины руководили им в ускорении дела. – Обычно же брачные дела направлять Нам еженедельно с оказией, с представлением возмещения канцелярских и других расходов, каковое возмещение должно быть представляемо по телеграфу же и в тех случаях, когда вопрос разрешается по телеграфу, без чего дело рассмотрению не подлежит.

5. По одному из благочиннических округов поступило ко мне представление разных духовных лиц «за выслугу их лет в духовном ведомстве» к различным церковным наградам. Одновременно с сим, в одном и том же пакете за следующим порядковым номером, по тому же округу поступил рапорт о. Благочинного, в сем о. Благочинный, рисуя церковную жизнь своего округа, по которому он делает представления к наградам, пишет: «В нашем округе жизнь церковная омертвела и  почти уже в стадии разложения».

Итак, выходит, что духовные лица, по мнению о. Благочинного, заслуживают быть награждёнными за то (или несмотря на то), что довели церковную жизнь в своих приходах до «состояния омертвения и разложения», да будет же ведомо и о.о. Благочинным и всем, кому это ведать надлежит, что церковных наград (сугубой чести) должны быть, по Апостолу Павлу, сподобляемы Пресвитеры, достойно потрудившиеся в слове и учении (1 Тим. 5: 17), а не те, что довели свои приходы до омертвения и разложения, таковым за «выслугу их лет» и то великая награда, что их не наказывают за нерадение.

Кроме сего относительно наград о.о. Благочинным следует принять к сведению и исполнению нижеследующее:

а) к наградам Епархиальным и Высшим представлять с тем расчётом, дабы награждение состоялось ко дню Св. Пасхи; следовательно, составленные по установленной форме наградные списки должны быть предоставлены Епархиальному Архиерею не позже недели о Закхеи ежегодно – однажды;

б) одновременно с представлением списков должны быть доставляемы пошлины за награждения и за изготовление свидетельств о награждении в сумме 10-ти рублей за каждую награду, а за Высшую ещё таковую же сумму на содержание Высшего Центрального Церковного Органа (Патриархии или Местоблюстительства);

в) в случаях исключительных представление может быть сделано и в неуказанное время;

г) к наградам представлять в порядке постепенности, т.е. набедренник, фиолетовая скуфья, фиолетовая камилавка –епархиальной награды; наперсный крест, протоиерейство, палица, крест с украшением, митра –высшие награды. В упомянутом представлении некий заштатный священник, тесть Благочинного, представлен после скуфьи прямо к золотому наперсному кресту. Кумовства по службе (да еще церковной) быть не должно.

6. Миряне проявляют ныне большую охоту и усердие принимать участие в делах церковных. Но чтобы иметь на сие законное право согласно священным канонам, миряне должны быть усердными посетителями Божьей службы, соблюдать посты, вести трезвую и, в самом браке, целомудренную незазорную жизнь, памятуя, что членами Церковных Советов не могут быть избираемы: троебрачные, живущие без бракоблагословения церковного, не исполняющие долга исповеди и Причастия, пьяницы, сквернословы, уклоняющиеся от посещения храма Божия. Миряне всемерно должны помогать своим Пастырям в их трудах по устроению церковной жизни, памятуя слово Божие: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

Бог Любви и Мира и благословение Его буди со всеми Вами. Прочитать сие в церковных советах и разослать всем причтам Гомельской Епархии.

† Тихон, Епископ Гомельский

 Адрес для телеграмм.
Москва, Грохольской пер. 11, 37
Е. Тихону
Машинопись. Москва. 28 июля 1925 г.
На 4 странице подпись: «Тихон, епископ Гомельский».

Примечания:

18.  Вполне вероятно, что имеется в виду епископ Сергий (Куминский) (1869–1937), в 1925 г. являвшийся временно управляющим Киевской епархией.

Назад   Начало    Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий