Благолюбие. Том IV (продолжение)

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 13. О том, что молитва должна сопровождаться делами, иначе она может быть не принята Богом

А. Из Отечника

Старца спросили о тех, кто приходят, просят у всех молитв, а сами живут в полном небрежении и относятся ко всему спустя рукава.

Старец ответил:

— Много может усиленная молитва праведника (Иак 5, 16), если он сам содействует и способствует ей, то есть испытывает необходимость в молитве и со всем старанием и сердечной болью ограждает себя от лукавых помыслов и дел. А если человек проводит свою жизнь в безразличии, то никакой пользы от этого не будет, даже если все святые будут молиться о нем. Ибо в Писании сказано: Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? (Сир 34, 23).

Расскажу вам историю, произошедшую в наше время. Один святой авва, (духовный) отец киновии, украшенный
всякой добродетелью и более всего смиренномудрием и снисходительностью, был милостив и сострадателен к людям и многих превосходил в любви. Он молился Богу так:

«Господи, я знаю, что я грешник. Но, зная щедрость Твою и милость Твою, уповаю, что Ты спасешь меня. Молю благость Твою, Владыко, не отлучайся от моей братии и в будущем веке, но по милости Своей удостой их вместе со мной Твоего Царства Небесного».

Он постоянно творил эту молитву, и человеколюбивый Бог исполнил его просьбу таким образом. В монастыре, стоявшем неподалеку, должен был состояться праздник в память святых. Хотя авва не хотел идти, но во сне он услышал глас:

«На праздник иди, но вперед пошли своих учеников, а затем пойди сам один».

Христос, снизошедший к нам грешным и ставший всем для всех, чтобы всех спасти, принял облик нищего и больного и лег посреди дороги. Когда ученики проходили мимо и увидели страждущего нищего, то спросили:

— Что случилось с тобой?
— Я разбился. Ехал на коне, но он сбросил меня и убежал.

И некому помочь мне.

— Мы тоже ничем не можем помочь тебе, авва, — мы пешие, — сказали они и ушли, оставив его на дороги.

Через некоторое время мимо проходил авва, увидел его, неподвижного и стонущего, понял, что произошло, и спросил:

— Туг только что проходили монахи, неужели они не заметили тебя?

— Заметили, — ответил несчастный, — но узнав, что произошло, ушли, сказав: ≪Ничем не можем помочь тебе, авва, — мы пешии?≫

— Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить — так мы вместе дойдем потихоньку?

— Не могу, — сказал пострадавший.

— Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся.

— Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне.

— Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи.

Он так и сделал.

Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим.

Тут, — продолжал свой рассказ старец, — Христос обратился к авве и сказал:

«Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам».

2. Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона1, и спросил его:

— Как поживаешь, отче?

— Плохо, — ответил старец.

— Почему, авва?

— Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс 58, 6), и Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих (Пс 118, 21), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: Ты погубишь говорящих ложь (Пс 5, 7), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф 6,12). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: Я забываю есть хлеб мой (Пс 101,5). Сам сплю до утра, а пою в псалме: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс 1 1 8 ,6 2 ). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: Утомлен я воздыханиями моими (Пс 6, 7) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью (Пс. 41, 4). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою (Пс 18,15). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: Колени мои изнемогли от поста (Пс 108, 24). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24, 18). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: Готово сердце мое, Боже (Пс 56, 8). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором".

— Думаю, отче, — сказал брат, — что Давид все это говорил только про самого себя.

— Да что там говорить, брат! — воскликнул старец и вздохнул.

— И в самом деле, если мы не соблюдем то, что поем перед

Богом, то отправимся в погибель.

3. Старец рассказывал: «В Скиту был брат, усердный на богослужении, но во всем остальном нерадивый. Однажды сатана
явился одному старцу и сказал:
— Как удивляет меня этот монах. Он прячет меня у себя за пазухой, чтобы я не отступил от него, и делает все, что пожелаю, но при этом всякий раз говорит Богу: ≪Господи, избави мя от лукавого».

4. Сказал авва Моисей:

— Если твое делание не согласуется с молитвой, то ты трудишься напрасно.

— Что значит — согласовывать делание с молитвой? – спросил его кто-то.

— Если мы молимся о чем-нибудь, — ответил старец, — то это и нужно делать. Если человек оставит свою волю, тогда Бог примирится с ним и примет его молитву.

5. Сказал авва Моисей Велийский: «Послушанием воздается за послушание. Когда человек послушен Богу, и Бог его слышит».

6. Сказал авва Исаия:"Если человек совершает богослужение со смирением, чувствуя себя недостойным, то получает силу от Бога. А если вспоминает, кто сейчас спит или кто пренебрегает своими обязанностями, и осуждает их, его труд напрасен".

7. Он же сказал: "Если кто взыскует Господа в ведении сердца, Господь слышит его. Просить Господа нужно в ведении, не привязываясь ни к чему из мирских вещей, и при этом думать, что душа со страхом предстанет перед судом Христовым, не спотыкаясь на том, что она в силах преодолеть, ибо без трудов, усилий и скорбей человек не будет услышан Богом, о чем говорит все Писание".

1 Иерихон — древний город, лежавший в 6 часах пути от Иерусалима и в двух часах от реки Иордана, на западном ее берегу, в плодородной долине, поросшей пальмами, почему и назван городом пальм.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий