4. Послание Гомельской пастве от 13/26 октября 1926 г

Епископ Тихон (Шарапов)

ЧИМБАЙ 13/26 октября 1926 г.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
Благословением Святейшего Московского Патриаршего Престола
СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ЕПИСКОП ГОМЕЛЬСКИЙ.

«Хвалю вас, Братия, что вы все помните, и держите
предание так, как я передал вам» (1 Кор.11: 2)
«И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете
или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразу-
меете» (2 Кор. 1: 13).

О.О. Благочинным и Настоятелям, Иночеству, Клиру, Церковным Советам и Приходским Общинам Православной Епархии Гомельской.

По освобождении из невольного затвора Мы уже обращались к возлюбленной пастве в день Славного Преображения Господня (6/19 августа 1926 г.) с Архипастырским посланием приветствия, благословений и наставлений.

Надеемся, что послание то (от 6 авг.) уже переписано всеми священниками и прочитано верующим с церковного амвона во всех храмах Епархии, если же сего кое-где почему-либо не сделано, – ныне паки архипастырски увещаем неотменно прочитать Преображенское послание Наше, ибо это пока единственный способ общения Архипастыря с пасомыми.

Теперь же обстоятельства снова побуждают Нас обратиться ко всем Вам с новым посланием по вопросам: а) КАНОНИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, б) АРХИПАСТЫРСКОГО ОКОРМЛЕНИЯ, в) ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫМ, г) ДУХОВНИЧЕСКИМ и д) МИССИОНЕРСКИМ, дабы преподать столь необходимые в отсутствие Наше руководствен-
ные указания в разъяснение возникающих, или могущих возникнуть, недоумений.

Разрывается сердце Епископа, насильственно отторженнаго от своей Паствы. Подобно тому, как многострадально и тяжко разлучение души от тела, – противоестественна и болезненна разлука Пастыря с овцами Двора Христова. И эту боль, это страдание, на каждом шагу своей незримой миру жизни во Христе, испытывают равно: Архипастырь, Пастыри и Паства и, увы, не только в одной Епархии Гомельской!! Воистину, благовременно ныне вспомнить и исполнить Евангельский завет Христов: «МОЛИТИСЯ Господину жатвы, да изведёт делателей на жатву свою. Жатва убо многа, делателей же мало». Ах, как их мало!

И ЭТА ВСЕЦЕРКОВНАЯ ПЕЧАЛЬ о насильственном разлучении с Епископами, – понятна. Ибо, как веруем Мы, по Учению Церкви, изъясненному св. священномучеником Киприаном Карфагенским – «Церковь в Епископе и Епископ в Церкви». Ибо точно так же, как неразрывен и тесен союз Великого Архиерея – Христа с основанною Им на земле Церковью Вселенской, – неразрывен союз и Епископа с Епархиею, обрученной ему в хиротонии во образ вечного союза Небесного
Жениха – Христа с Невестою Его Церковию Святою. – Потому-то по духу священных канонов и Церковной практике Первых Времен Епископы до гроба оставались на той кафедре, для которой поставлены, будучи перемещаемы только в совершенно исключительных случаях «для пользы многим».

И КАК ПОНЯТНА СТАЛА НАМ в темнице и изгнании притча Господа нашего Иисуса Христа о Пастыре Добром (Ин. зач. 35, 36) и овцах, Его знающих и любящих. Пастырь знает своих и свои овцы глашает по имени – овцы же слушают гласа его, о чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.

ВЕДОМО И НАМ, что в Храмах Епархии Гомельской горячо молились за Нас во дни пребывания Нашего в невольном затворе, что СЕСТРИЧЕСТВО и наиболее усердные ОБЩИНЫ пеклись о нуждах наших, что ревностные и мужественные посылали своих делегатов и сами шли с ходатайствами к Правительству о Нашем освобождении.

ТЕМ БОЛЕЕ неожиданным диссонансом прозвучало полученное Нами на днях письмо, в котором один из протоиереев Гомельщины с законченным семинарским образованием и почти тридцатилетним служебным стажем признается, что он прекратил было возносить Наше имя в то время, когда молитвенная поддержка была Нам особенно необходима, правда, просит при этом прощения, но в оправдание своего столь важного канонического проступка (иерей, не возносящий имени
СВОЕГО Епископа по 13 пр. Двукр. Собора извергается из сана и лишается всякия священническия чести) говорит, будто он не мог разобраться в хаосе событий и что как местонахождение Наше, так и судьба были для него покрыты мраком неизвестности, что он ошибочно считал «правящим» назначенного иметь временное Архипастырское попечение о Гомельщине Преосвященного КАШИРСКОГО, что он, наконец, не знал: остаемся ли Мы Епископом Гомельским и прочие тому
подобные самооправдательные глаголы.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ протоиерей, в порядке Архипастырской Милости, ПРОЩЕН и его имени никто никогда не узнает, НО ПИСЬМО ЭТО (не говоря уже о неточности в изложении фактов) обнаружило потрясающую каноническую безграмотность автора и полное отсутствие в его поступках церковной дисциплины, что и вызвало тот хаос мысли и действий, на который он жалуется. Но Мы чрезвычайно ему благодарны за письмо, ибо оно побуждает Нас подтвердить Гомельскому Духовенству о совершенной необходимости неотложно обзавестись: КНИГОЙ ПРАВИЛ св. Апостол, Вселенских и Поместных Соборов и Св. Отец и внимательно её прочитывать, в ней отыскивая указания на разрешение многих недоуменных вопросов церковной жизни, так часто теперь неожиданно и грозно встающих перед нами и требующих немедленнаго яснаго исчерпывающаго ответа. (Книгу эту, ещё сравнительно недорого, можно приобрести у Московских букинистов, кроме того, она, как изданная и разосланная в своё время синодальной типографией, – ИМЕЕТСЯ в большинстве церковных и монастырских библиотек). – А ПОКА КНИГА ПРАВИЛ будет приобретена или отыскана на забытой полке, считаю своим долгом напомнить ОТЦАМ-СОПАСТЫРЯМ нижеследующия элементарные сведения.

I. ПО КАНОНИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ:

а) о каноническом Епископе Епархии

ЗАКОННО И ПРАВИЛЬНО поставленный Епископ, согласно свящ. Канонам, состоит Предстоятелем врученной ему при хиротонии Епархии пожизненно и другого Епископа для той же Епархии, при Его жизни, поставлять правилами церковными возбранено (Двукр. 16).

Епископ освобождается от своей Епархии только по добровольному отречению от нее, по Церковному суду Епископов или в случае пострижения в Св. Великую Схиму (Кор. 3, Прем. 2, IV–29).

Епископ, не имевший возможности по неблагоприятным и от Него не зависящим обстоятельствам утвердиться в своей Епархии, согласно 37 пр. VI Вселенского Собора, пользуется всеми правами своей Иерархической власти над Епархиею, как глаголет вышеупомянутое правило:

«ПОНЕЖЕ в разные времена были варварския нашествия и от того множайшие грады соделались порабощенными беззаконными и, по сей причине, Предстоятелю таковаго града не возможно было, по совершении над ним рукоположения прияти свой Престол, утвердиться на нём в состоянии священноначальственном, и тако по преданному обычаю, рукоположения, и все, что Епископу свойственно, производити и совершати: того ради Мы, соблюдая священству честь и уважение и желая,
чтобы порабощение от язычников отнюдь не действовало ко вреду церковных прав, постановили, да тако рукоположенные и, по вышеизложенной причине, на свои Престолы не вступившие, не подлежат за сие ПРЕДОСУЖДЕНИЮ: почему и рукоположения в разные СТЕПЕНИ КЛИРА, по правилам, да совершают – с преимуществом председания, сообразно своему пределу, да пользуются и всякое происходящее от них всякое начальственное действие да будет признаваемо твёрдым и законным. Ибо НУЖДЕЮ ВРЕМЕНИ И ПРЕПЯТСТВИЯМИ в соблюдении точности не должны стесняемы быти пределы управления (37 пр. VI Вс. Собора).

И НАОБОРОТ, Епископу, не желающему принять попечение о народе, ему порученном, 36 правилом Св. Апостол объявляется строгое прещение, впредь до отлучения, «пока не примет порученнаго ему служения».

ПОСЕМУ-ТО Святые Епископы, будучи во времена гонений заключаемы в темницы, отправляемы в дальние ссылки или, даже, сами временно скрываясь, – никогда не переставали быть Предстоятелями своих Епархий, хотя иногда изгнание их продолжалось многие годы.

ТАК, НАПРИМЕР: Святитель Христов Николай, Архиепископ Мирликийский, со времен императора Диоклетиана (конец царствования 305 г.) томился в тюрьмах до Константина Великого (с 324 г.) и, после своего освобождения, участвовал в 326 году на Первом Вселенском Соборе именно как Архиепископ Мирликийский, следовательно, он, томясь в тюрьме почти двадцать лет, т.е. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАХОДЯСЬ В РАЗЛУКЕ СО СВОЕЙ ПАСТВОЙ, не переставал быть Предстоятелем и Архипастырем оной. Так же и Св. Афанасий Велилий, Архиепископ Александрийский, святительствовавший сорок пять лет, большую часть этого времени провел в изгнаниях, но тем не менее АЛЕКСАНДРИЯ, ЦЕРКОВЬ и история помнят и чтят его ИМЕННО КАК АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.

И МЫ ЗНАЕМ, что святители-изгнанники, окормляя свою ПАСТВУ посланиями издалека, пребывали с нею в теснейшем союзе любви, веры и взаимной молитвы. И никому в голову не придёт, чтобы Александрийцы или Миряне могли прекратить молитвенное возношение имен своих АФАНАСИЕВ и Николаев, страждущих за Церковь и Божию Правду. Наоборот, они, как впрочем и Мы теперь, их примером воодушевлялись и назидались на протяжении ряда веков.

ДА И САМИ АПОСТОЛЫ писали свои лучшие послания и руководили Церквами нередко из тюрьмы и ссылок, как-то: Павел из Рима, Иоанн с Патмоса, ибо «для Слова Божия нет уз» (2 Тим. 2: 9).

А ПОСЕМУ И НЫНЕ, хотя бы Епископ Гомельский, или Епископ какой иной Епархии, был арестован, сидел в темнице, находился в ссылке или вообще пребывал вне пределов своей Епархии по обстоятельствам, от него не зависящим, – он остается единственно каноническим Предстоятелем своей Церковной Области со всею полнотою Иерархической Власти над нею (37 пр. VI Всел. Соб., Двукр. 16), и только он один, и никто другой имеет право именоваться по своему кафедральному городу (в данном случае Гомельским), и только его имя, с титулом «Господина НАШЕГО…» неотменно и беспрерывно возносится за всеми Богослужениями, а наипаче на Литургии по пресуществлении Даров, во всех храмах Епархии (Двукр. 13). ПРЕСВИТЕРЫ ни в коем случае не должны пренебрегать СВОЕГО ЕПИСКОПА (Двукр. 14) и без ЕГО воли ничего не делать (Ап. 39), а ежели пресвитер делает раскол, презрев СВОЕГО ЕПИСКОПА, то извергается (Ап. 31) и предается анафеме (Карф. 10, 11; Ганр. 6; Двукр. 13).

Если бы пресвитеры, хотя бы в столь исключительных случаях церковной жизни, как, например, осиротение епархии за изъятием архиерея, заглядывали в КНИГУ ПРАВИЛ, в ней ища указаний себе, у них не было бы хаоса в мыслях и представлениях: наоборот, при свете священных канонов им виделся бы небошественный путь, проторенный Апостольскими и священномученическими стопами, путь не уклоняющийся ни на десно, ни на шуе, ведущий к Царству Небесному. И как
благовременно вспомнить при этом сетование Св. Василия Великого, записанное всё в той же КНИГЕ ПРАВИЛ:

«ВЕСЬМА болезную, говорит он, яко ПРАВИЛА ОТЕЧЕСКИЯ ОСТАВЛЕНЫ и всякая строгость изгнана из церквей. И бояся, чтобы дела церковныя не пришли в совершенное замешательство, когда сие равнодушие мало-помалу далее идти будет» (Вас. Вел. 89). Увы, мы пожинаем теперь плоды нашего преступнаго равнодушия в прошлом, опомнимся же и исправимся ПОКА НЕ ПОЗДНО.

б) О Епископе, временно управляющем епархией

ИНОГДА, когда правящий Епископ по болезни или другим независящим обстоятельствам не может лично или письменно окормлять Епархию, Высшая Церковная Власть, – в данном случае Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, – поручает временное архипастырское попечение о Епархии другому Православному архиерею на правах временно управляющего. Таковой архипастырь титулуется по своей основной кафедре (например: «Каширский», «Почерский» и т.д.) и Его имя может быть возносимо в храмах временно управляемой им Епархии, НО НЕ ИНАЧЕ, КАК ПОСЛЕ ИМЕНИ КАНОНИЧЕСКОГО АРХИПАСТЫРЯ (в данном случае Епископа Гомельского) причем: временно управляющий именуется просто: «Господином Преосвященнейшим (имя рек)», «Господином же НАШИМ» именуется только,
единственно и исключительно лишь канонический постоянный Архиерей данной Епархии (в настоящем случае – Гомельской).

АРХИПАСТЫРСКОМУ разрешению Епископа, случайно или временно окормляющего епархию, подлежат дела только совершенно неотложные и требующие Иерархического разрешения или священнодействия, как, например: рукоположение лиц, уже предназначенных правящим Архиереем к посвящению, запрещение в священнослужении и отлучение от Св. Причастия ЯВНО ГРЕШНИКОВ, а равно и разрешение оных в случаях смертной опасности и оказания плодов, достойных
покаяния, приятие в общение кающихся обновленцев и обновленческих приходов, брачные дела и распоряжения временного характера.

ДЕЛА ЖЕ особой важности, а именно рукоположение лиц, несвидетельствованных правящим Архиереем, принятие на службу из других епархий, преподание канонического благословения на настоятельство, а равно и дела наградные ни в коем случае не должны быть подносимы на разрешение временно управляющего Архипастыря, не успевающего обычно за краткостью времени вполне ознакомиться с делами и обстановкой временно окормляемой епархии, дабы не сделать тем
Его Преосвященство участником чужих грехов, а равно и не причинить в будущем правящему Архиерею излишних хлопот и нелегко разрешимых затруднений, когда он, возвратившись в Епархию, получит от временно управляющего заместителя в наследство утвержденных и награжденных. Ведь истечение междунаградных сроков еще не основание для представления к наградам, да ещё к высшим, например наперсному кресту, протоиерейству и выше (да и вообще с наградами следует быть посдержаннее, дабы не обесценить наград для тех, кто их действительно заслужил; может наступить момент, когда священнику
будет более почётно быть с белым крестом, нежели золотым, а диакону – без двойного ораря).

ПРИМЕЧАНИЕ. На разрешение своих полномочий с выше указанных пределов, в случаях крайней необходимости, временно управляющий испрашивает согласие правящего архиерея или за невозможностью снестись с ним еже письменно обращается за указаниями к Высшей Церковной Власти.

в) О Епископе Гомельском

Итак, подводя итог всему сказанному о правах канонического епископа по отношению к Епархии и обязанностям Пресвитеров к своему епископу, НАПОМИНАЕМ всем, кому ведать надлежит, что: во-первых: 9 марта 1925 года Его Святейшеством, Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России хиротонисаны Мы во епископа Гомельского; во-вторых: никогда и ни пред кем добровольного или вынужденного отречения от Епархии Гомельской не подписывали и (Богу содействующу) НЕ ПОДПИШЕМ; в-третьих: Судом Православных Епископов кафедры Гомельской ЛИШЕНЫ НЕ БЫЛИ; в-четвертых: пребывание Наше вне пределов Гомельской Епархии, не зависящее от Нашей воли, согласно 37 пр. VI Всел. Собора, не лишает Нас Наших канонических прав на Гомельскую Епархию, над которой по силе вышеприведенного канона Мы сохраняем всю полноту иерархической власти; в-пятых: 36-м Апостольским правилом объявляется строгое Архипастырские послания и письма епископа Гомельского... прещение, вплоть до отлучения, тому Епископу, который не примет по печения о народе порученном.

Мы настоящим, в предупреждение могущих возникнуть (по причине неосведомленности в канонах) недоумений, РАЗЪЯСНЯЕМ: ЧТО ЕДИНСТВЕННО КАНОНИЧЕСКИМ ПРЕДСТОЯТЕЛЕМ ЕПАРХИИ ГОМЕЛЬСКОЙ, НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА И УСЛОВИЙ НАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ НАШЕ СМИРЕНИЕ.

А посему, находясь вдали от своего кафедрального града и имея возможность окормлять свою паству лишь письменно (хотя для усердствующих не исключена возможность видеться с Нами лично: Гомель – Москва сутки; Москва–Кзыл Орда трое суток; Кзыл Орда–Чимбай, автомобилем суток двое), считаем своим долгом дать нижеследующие разъяснения:

г) Об общецерковном положении во Всероссийском Патриархате

1. В ВИДУ временного удаления от дел Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего ПЕТРА, Митрополита Крутицкого, по Его благословению и письменному распоряжению от 6 декабря 1925 года, во главе Иерахии Русской Православной Церкви, в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, состоит Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ, Митрополит Нижегородский (жительство: Нижний Новгород, б. Крестовоздвиженский монастырь, дом №18), сохраняющий законное преемство Церковной Власти в Российском Патриархате от Великого Господина и Отца нашего Святейшего ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО и ВСЕЯ РОССИИ.

2. САМОЧИННАЯ попытка некоторых лиц захватить вне церковного порядка Высшую Церковную Власть в свои руки и выразившаяся в образовании в декабре 1925 года в Москве т.н. ВЦС19, окончилась полным провалом: верующие с негодованием и скорбию отвернулись от самочинного ВЦС и его постигла столь же плачевная, сколь и достойная участь, как и пресловутое в свое время ВЦУ20.

3. ЗАМЕСТИТЕЛЬ Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ, Митрополит Нижегородский, в своем каноническом послании от 16/29 января 1926 года по поводу сего самочинного начинания объявляет:

«УЧИТЫВАЯ крайнюю опасность Ваших (т.е. участников самочинного ВЦС) действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым:

ИМЕНЕМ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

и от имени единомышленной со мною Православной Русской Иерархии принять нижеследующие меры:

Первое: Преосвященных: Архиепископа Екатеринбургскаго Григория, Архиепископа Константина, Епископов: Ульяновскаго Виссариона, Переяславскаго Дамиана, Устьмедведицкаго Тихона, Можайскаго Бориса, Уразовскаго Митрофана, Каменскаго Иннокентия и Епископа Вассиана, участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, – предать Соборному Суду Архиереев за нарушение правил Ап. 34 и 35 и Антиохийскаго Собора 10, 11 и пр. аналогичных приведенным.

Второе: все служебные действия вышеуказанных Архиереев (рукоположение, назначения, награды и всякия подобные распоряжения) начиная с 9/22-го декабря 1925 года и далее считать НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ.

Третье: всех названных Архиереев как определённых Суду за тяжкия нарушения канонов подвергнуть ЗАПРЕЩЕНИЮ В СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИИ и устранению от управления вверенными им Епархиями (или викариатствами) впредь до раскаяния их и письменнаго мне заявления о выходе из ВЦС и из общения с его организаторами или до ЦЕРКОВНАГО СУДА.

Четвёртое: все вступающие в молитвенное общение и принимающие Таинства от вышеуказанных Архиереев ПОДЛЕЖАТ наказанию Церковному по 10 пр. Св. Апостол (отлучение).

ПРИМЕЧАНИЕ ЕПИСКОПА ГОМЕЛЬСКАГО 1-е: Гомельской, как равно и соседней, Могилёвской, Епархий этот четвёртый пункт особенно касается в отношении бывшаго Могилёвскаго Архиепископа Константина21, молитвенное общение с которым, ввиду принесеннаго им 13/29 августа 1925 года в нашем присутствии всенароднаго покаяния при гробе Святейшаго Патриарха ТИХОНА, было благословлено Нами. Ныне же, по причине новаго уклонения Архиеп. Константина21,
молитвенное общение с ним, по силе 10-го Апост. правила и распоряжения М.СЕРГИЯ, СНОВА ВОЗБРАНЯЕТСЯ.

ПРИМЕЧАНИЕ ЕПИСКОПА ГОМЕЛЬСКАГО 2-е: Из письма Высокопреосвященнаго Митрополита СЕРГИЯ от 8 февраля/26 января 1926 года на имя увещаемаго Архиепископа Екатеринбургскаго Григория видно, что ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ДАМИАН22, Еп. Переяславский, принёс раскаяние, признавшись, что «совет и дело от человек, а не от Бога» (Деян. 5: 38) и обратился к соучастникам своим с призывом по следовать Его примеру.

4. А ПОСЕМУ, ПО ОЗНАКОМЛЕНИИ с общецерковным положением, все верные Пастыри, Клирики, Монахи и Миряне Епархии Гомельской, желающия пребыть в неизменной верности СВ. ЦЕРКВИ и каноническом послушании Богоучрежденной и законно преемственной Иерархии, ДОЛЖНЫ ТВЕРДО ЗНАТЬ И КРЕПКО ПОМНИТЬ, что форма возношения Иерархических имен за всеми Богослужениями во всех храмах Гомельской Епархии должна быть такова:

«О ГОСПОДИНЕ НАШЕМ ПАТРИАРШЕМ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМ МИТРОПОЛИТЕ ПЕТРЕ, о ГОСПОДИНЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМ МИТРОПОЛИТЕ СЕРГИИ и ГОСПОДИНЕ НАШЕМ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМ ЕПИСКОПЕ ТИХОНЕ, честнем пресвитерстве и прочее».

На В. ВХОДЕ, по Достойно, а равно и при многолетствовании упомянутых Иерархов надлежит именовать полным титулом, а именно: М. ПЕТРА – КРУТИЦКИМ, М. СЕРГИЯ – НИЖЕГОРОДСКИМ, а Е. ТИХОНА – ГОМЕЛЬСКИМ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Всякаго другаго Епископа, хотя бы он по назначению Высшей Церковной Власти и имел временное архипастырское попечение о Епархии, или ино Епархиальнаго Епископа, присутствующаго за Богослужением или совершающаго оное (с согласия Нашего) в храмах Гомельщины, – можно и должно поминать НЕ ИНАЧЕ, КАК ПОСЛЕ ИМЕНИ КАНОНИЧЕСКАГО ЕПИСКОПА ГОМЕЛЬСКАГО.

5. Настоящая форма и порядок поминовения остается неизменной впредь до особаго только от Нас исходящаго распоряжения, дабы снова не произошло погрешительных, обременяющих совесть, действий.

19.   Имеется в виду «Временный Высший Церковный Совет» (ВВЦС), образование которого в декабре 1925 г. явилось следствием попытки группы архиереев во главе
с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) узурпировать высшую власть в Православной Российской Церкви. Упразднение «григорианского» раскола, возникшего при непосредственном содействии ОГПУ, произошло в сер. 1940-х гг.
20.   «Высшее Церковное Управление» (ВЦУ) было образовано 16 мая 1922 г. и являлось высшим органом церковного управления в обновленческом расколе. В 1923 г. «Высшее Церковное Управление» было реорганизовано сперва в «Высший Церковный Совет», а затем в «Священный Синод». В 1935 г. по причине внешнего давления обновленческий «Священный Синод» заявил о самороспуске. Окончательное упразднение обновленческого раскола произошло в сер. 1940-х гг.
21.   Константин (в миру Кирилл Иоакимович Булычев; 1858 – сер. 1930-х гг.) – архиепископ. С 1911 г. являлся управляющим Могилёвской епархией. Уклонялся в обновленческий и григорианский расколы. Умер в состоянии отделения от канонической Церкви.
22.   Дамиан (в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский; 1873–1937) – архиепископ. В 1925–1927 гг. являлся временно управляющим Владимирской епархией. В 1927– 1928 гг. архиепископ Полтавский и Переяславский, а в 1928–1932 гг. архиепископ Курский. В 1932 г. приговорен к 10 годам заключения в лагере. Расстрелян в 1937 г. В 2000 г. канонизирован.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий