6. Письмо протоиерею Владимиру Бутоме

Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах, № 1 2013 г.

от 19 января 1927 г.

Марии Адамовне КИРИЛЕНКО  Копия
Гомель, ул. Щедрина № 6    22-го января 1927 года.

Мир Божий и благословение Вам, Мария Адамовна.
Просим передать письмо о. Владимиру БУТОМЕ24. Привет и благословение всем верующим. ЕТГ.

О. Владимиру БУТОМЕ – Преображенская Церковь
22-го января – 4-го февраля 1927 года.

Дорогой батюшка Отец Протоиерей.

Мир Вам. С большой радостью услышали мы добрые вести о пастырском деянии Вашем и молим Бога, да поможет Вам в дальнейшем быть столько же ревностным и мудрым служителем. Слова «дние лукави ныне» потребно нам подразумевать лукавые действия Вемара и… не дремать. Враги Божии проявляют большую активность словом и печатью распространяя своё безумие. Но, право, не трудно с помощью Божьей поразить их – их собственным оружием. Посылаю Вам свою библиографическую заметку «Антирелигиозное». Прочтите ее в кругу пастырей, интересующихся лучшей постановкой проповеди, в смысле ответа о своём уповании на животрепещущие вопросы современности. Передайте Мой привет Вашим сослуживцам, церковному совету и всей общине. Буду рад получать от Вас сообщение о жизни прихода. Заметку можно давать для списывания, как это делают с ней в Москве.

Божие Вам благословение.

Тихон, Епископ Гомельский.

Адрес мой: Кзыл-Орда, Епископу Тихону ШАРАПОВУ. В Чимбай.

24 / Бутомо Владимир Петрович (1879–1937) – протоиерей. Выпускник Могилёвской духовной семинарии. В 1907 г. рукоположен во иерея. С 1910 г. настоятель Гомельского Свято-Николаевского храма, а к 1927 г. настоятелем Гомельского Спасо-Преображенского храма. В 1927 г. по обвинению в «антисоветской агитации» и получении «контрреволюционных посланий» от епископа Гомельского Тихона (Шарапова) приговорён к 3 годам высылки в Восточную Сибирь. В 1933–1936 гг. работал чернорабочим. В 1937 г. обвинён в причастности к «гомельской контрреволюционной организации церковников» и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 1.11.1937. Реабилитирован.

Вниманию Пастырей Гомельщины                                                                                                                                                                                                  Только для верующих.

НОТА БЕНЕ

Пребывая в местах не столь отдалённых (всего каких-нибудь пять тысяч верст пути) и пользуясь относительным досугом, мы, по долгу своего звания, знакомились с современной советской антирелигиозной литературой и нисколько не сожалеем о времени, потраченном на просмотр тех изданий «Безбожника», что попали нам в руки.

При этом, неизменно, как в известном анекдоте о философском камне, вспоминается разговор с одним крупным и влиятельным «попоедом» и гонителем Церкви, имевший место в Москве года два тому назад. Наш собеседник хвастался значительным влиянием на широкие массы безбожных изданий и в частности их огромным тиражом.

Против тиража субсидировавшихся в то время изданий возражать было, разумеется, бесполезно, но относительно влияния и даже просто раскупаемости «Безбожника» мы не могли и не хотели скрыть от нашего собеседника того, что нам было совершенно достоверно известно, а именно: когда безбожные плакаты и брошюры щедрою рукою рассыпались бесплатно –их принимали с признательностью, отчасти по принципу, что «в хозяйстве и бумажка пригодится», перефразируя известное изречение Гоголевского Осипа, а иногда для целей антибезбожных, как это было, например, лично с нами в 1922 г., когда нам предложили целый пук такой, с позволения сказать, «литературы» в музее Наркомздрава (Петровка 14) при св. мощах Виленских мучеников и Св. Иоасафа Белгородского (тогда в музее еще не было Св. мощей Феодосия Черниговского и Феодосия Тотемского, помещённых туда позднее). Не лишено некоторой пикантности то курьёзное обстоятельство, что научно-религиозную пропаганду при Св. мощах или, как их в музее называют, при «мумифицированных трупах» (просят с мавзолеем не смешивать) вела женщина сама, нам лично рекомендовавшая, как «домашняя прислуга» до очевидности ясно, что «за все» –в своём дореволюционном прошлом.

Когда мы посетили музей ровно три года спустя, нас встретила все та же «домашняя прислуга за все», но безбожной литературы при этом она нам уже больше не предложила, ибо, по её словам, музей был уже переведён не то на «себестоимость», не то «самоокупаемость» и средств на мумифицированную пропаганду тогда уже не отпускалось. Что же касается раскупаемости, то вот факт.

Нам известен один из крупнейших западных городов Союза со стотысячным населением, треть которого –фабричные и заводские рабочие. Так вот туда, на весь город, высылались всего 4 экз. «Безбожника», из них один в редакцию местной газеты на правах обычного обмена изданиями, два в клуб авансом бесплатно и, наконец, четвёртый и единственный покупался иногда духовенством, в противном случае экземпляр сдавался киоском обратно. И, кроме того, Ваш «Безбожник», говорили мы Зевсу, такое низкопробное и хулиганское зубоскальство, что даже если Вы будете издавать не один, а тысячу один подобный журнал, то в целях расшатывания религиозных устоев такая «заборная литература» совершенно не страшна. Больше того, если такой попадет в деревню или руки подлинного (не для стажа) рабочего, то эффект получится всегда диаметрально противоположный тому, на какой рассчитывали издатели. По их адресу посылается такой сочный ле «мат», какой, по свойственной поэтам душевной чуткости, предсказал от имени крестьян покойный Есенин Демьяну Бедному за его хулиганский выпад против Евангелия. Выслушав от Вас всё это и ряд других, не менее горьких, истин с довольно кислой миной, Лубянский олимпиец изрек: может быть. Но мы уже предрешили издание антирелигиозного органа на научных основах. Мы поведём с Вами идеологическую борьбу во всеоружии современного знания и для того мобилизуем лучшие авторитетные силы.

ПРОШЛО ДВА ГОДА. Очевидно произошла мобилизация «лучших авторитетных сил». И вот перед нами: АНТИРЕЛИГИОЗНИК.

Ежемесячный научно-методический журнал орган Исполбюро Центрального Совета Союза безбожников, издательство Безбожник, Москва, 1926 год, тираж 4500 экз. (на весь СССР!), цена 60 коп. (дважды по 30 коп. Ты превзойден, Иуда!), Ответственный редактор Ем. Ярославский.

В журнале принимают участие такие силы, как АСКЕЛЬРОД, БРУК, ДИМАНШТЕЙН, ЗЕГЕЛЬМАН, ЛИНДМАН, ПЕРЕЛЬМУТЕР, РАФАЛОВИЧ, ФРИДМАН, РЕЙСНЕР, ФРУМКИН, ЭСТЕР, ШЕЙНМАН, ШТЕРН, ЭЛЬДЕРМАН, ЭЙХЕНГОЛЬЦ и другие, как-то: КАНАТЧИКОВ (не из тех ли, чья дача) и СУХОПЛЮЕВ (очевидно за неспособностью плеваться смачно).

При перечислении означенных фамилий, по ассоциации идей, вспоминаются прения, имевшие место в Белоруссии на Совещании, созванном Евбюро по подведению итогов Антипасхальной кампании. На совещании ораторы, в защиту еврейской пасхи, выставляли нижеследующее: 1) Пасха есть еврейский революционный праздник освобождения; 2) Пасха есть еврейский национальный праздник; 3) Пасха вкоренилась в наш быт и мы (евреи) должны праздновать (...).

Журнал доставил нам удовольствие. Если первый «Безбожник» в смысле подрыва народной веры мы признавали безобидным, то «Антирелигиозник» в качестве миссионерского пособия открыто провозглашаем полезным и рекомендуем его всем Пастырям, по крайней мере.

Нигде, как в «Антирелигиознике», они не услышат и не вычитают от должностных и, следовательно, оплачиваемых атеистов таких глубоких и искренних признаний в их собственной несостоятельности (трудно противу рожна прати), таких горьких сетований бессилия расшатать и поколебать веру и религиозный быт народа русского, их полного разочарования в осуществлении несбыточной надежды исказить святолепный лик народ-богоносца, и, с другой стороны, нигде Вы не вычитаете таких дифирамбов, например монастырям, стройности и логичности религиозных миросозерцаний и даже признаний, что наука-то, в сущности, нисколько не противоречит, как категория иного порядка, религии.

Здесь же в «Антирелигиознике» найдёте богатый статистический материал о развитии сектантства, о росте религиозности вообще в России и за границей, об укреплении православных приходов, о ничтожности обновленчества и пресмыкательстве его вождей (например: отзыв Введенского о Марксе: «Сухи страницы Марксова капитала, но от них веет ароматом божественной мудрости» –5, 63), о стихийно проявившемся там или здесь религиозном порыве масс, о числе закрытых церквей и их не использовании ни для каких целей, о склоке, глубоком расколе и многоразличных уклонов среди вождей (см. ст. в «Правде» № 104 «Совещание религиозников при Ц.К.В.К.П.(б)» нашему о взаимоотношениях религии и науки. Кастеловская за примиримость науки и религии, Кондратьев и ряд других –против. 5, 19) безбожия и, следовательно, безнадежности, гиблости и даже по их собственному признанию «опасности» (см. 2, 8) их собственного безбожного дела.

Прекрасные выдержки из проповеди М. Филарета, о. И. Кронштадтского, М. Макария, сообщения о современном состоянии исторических русских святынь, описание верований инородцев Русского Востока перепечатаны из семинарских и академических учебных пособий, всё это весьма полезное чтение, если отбросить пошлую труху, которой всё это пересыпано. Впрочем, и труха полезна, как нечто показательное, что за жалкое и беспомощное ничтожество безбожники из «научного» антирелигиозника. Но перейдём к выдержкам, обозначая двумя цифрами № и страницу.

«Наши антирелигиозники, ведущие работу в деревне, находятся в беспомощном положении». 1, 5.

«Есть небольшой кадр кочевых агитаторов безбожия, но они являются каплей воды в море». 1, 10.

«Ругань бога и попов –мало даёт результатов». 1, 10.

«Чего проще не верить в бога. И всё же крестьянину очень трудно отрешиться от веры. Даже красноармеец –комсомолец, возвращаясь в деревню, начинает шататься: «А вдруг да есть Бог». 1, 9.

«В результате критики религии образовывается пустота». 1, 9.

«Кустарничество антирелигиозной пропаганды не раз давало горькие плоды». 1, 3.

«Сейчас аудитория, будь она, всё равно, рабочая или крестьянская, не удовлетворяется антирелигиозным докладом». 2, 3.

«Разговоры о том, что крестьянин церкви не хочет и что он добровольно пошёл на её закрытие –это самообман». Заря Востока № 707/24 г.

«К сожалению есть очень много людей, верующих, отдающих свои деньги на религиозные дела». 6, 65.

«Мы наблюдаем в различных местах, в слоях трудового населения, оживление интереса к религиозным вопросам, крепнут православные приходы». 5, 12.

«Религия охватывает не только частный, домашний обиход, она до сих пор охватывает многие моменты общественной жизни. Сход постановляет, например: принести икону из соседнего села, отслужить молебен, общество собирает деньги на попа». 2, 6.

«Взятая было нами линия не оправдала себя: стихийно созданные кружки «безверника» и «безбожника» не могли справиться со своими задачами. Особая религиозная обстановка на Украине, широкое религиозное движение, охватившее целые области, неумелая тактика на местах, всё это создало невозможные условия для работы «безверника» и «безбожника»». 2, 7.

«Теперь каждому антирелигиознику придётся работать гораздо напряженнее, чем прежде». 2, 6.

«Антирелигиозная пропаганда есть сложное и нелёгкое дело». 2, 8.

«В строительстве Союза «Безбожник» скрываются многие опасности».

«Религия не есть сумма отдельных суеверий, а стройная, завязанная в один узел совокупность воззрений, представляющих собой единое мировоззрение».

«Борьба с Богом, отрицание Его существования, критика Христа – неосуществимые задачи в антирелигиозной пропаганде». 3, 4.

«Наука не стоит в противоречии с религией, ибо наука и религия лежат в разных плоскостях, они категории разных порядков». 5, 19.

«Приходится констатировать, что рабочий класс (читай безбожник) не имеет ещё влияния на подрастающее поколение. Мы оставим вопрос о влиянии через школы, клубы, кино и т.д. Не меньшую роль, чем всё это, играет церковь». 2, 53.

«О религиозных организациях молодежи за границей, сравнительно с безбожием, можно судить по следующим цифрам:

«О религиозных организациях молодежи за границей

«Итоги анкеты среди молодых красноармейцев:

Беру группы 114 чел. 34 неверующих, потому, что религия несовместима с коммунизмом по программе». 5, 59.

«Со времени революции закрыто молитвенных зданий: православных 1003, инославных –44, магометан –29, иудейских –10. Из закрытых православных церквей 30% не использовано –никак». 6, 62.

«По данным Накомвнудела в 29 губерниях РСФСР замечается нарастание религиозных обществ. За 10 месяцев 1924 года мы имеем увеличение: русских религиозных обществ –на 20%, иудейских –на 10%». 7, 61.

«8-й номер 1926 года уделяет внимание книге известного германского зоолога Людвига Плате «О происхождении видов», вышедшей в 1925 году 2 изданием. Передовое содержание книги рецензент дословно приводит нижеследующий суровый и обсуждающий отзыв проф. Плате по адресу знаменитого дарвиниста Геккеля:

«Следует осудить Геккеля за его проповедь массового выхода из церкви и за его усилия привить народу вместо религии атеистический монизм, надо очень сожалеть, что Геккель в своём безудержном фанатизме позволил себе высмеивать плавные основы христианства: веру в личного Бога и в бессмертие души… Религия несомненно ценное благо и её должно сохранить для нашего народа… Только в таком случае он может выбраться из трясины настоящего к более светлому будущему».

Далее в антирелигиознике говорится:

«Церковь вполне права, когда борется с дарвинизмом во всяком виде. В Германии в высшие и средние школы дарвинизм не пропускается даже в протестантских странах, не говоря уже о католических. В Америке дарвинизм изгнан из Университета». 8, 24.

Так сходят со сцены псевдонаучные теории, еще вчера считавшиеся несомненными.

«Ученые Европы оспаривают марксизм, считают, что это не научная, пошлая теория». 5, 20.

ДОВОЛЬНО.

Пора окончить нашу и без того не краткую библиографическую заметку об «Антирелигиознике», приведенного вполне достаточно, чтобы обратить на него внимание Пастырей. Хочется верить, что надлежащие выводы будут сделаны безошибочно. Но простите.

Церковь ещё раз выдержала экзамен. Враги Церкви ещё раз ударились лбом в стену (Деян. 9: 5 и Мф. 16: 18).

19-го Января 1927 года в изгнании.

Т. Еп. Гомельский

Чимбай. 19 января 1927 г.

Назад     Начало   Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий