Афонские беседы. Часть 2

11. Взыщем только одного: добродетели душевной и скромности поведения, чтобы наслаждаться миром и жить в согласии и вечной любви. Ибо тот, кто взял жену богатую, скорее взял госпожу в дом, чем супругу. И если и без того жены исполнены гордыни и легко впадают в тщеславие, то как их будут сносить супруги, если сюда добавить богатство.

И напротив, тот, кто взял жену равночестную себе или беднее, взял помощницу и союзника и принес в дом свой все блага. Потому что по причине бедности своей она подвигается к заботе о муже, во всем уступает и слушается, удаляет всякий предлог для разногласий и споров, а также чуждо ей высокомерие и необидчива она; так она связывается узами мира, единомыслия, любви и согласия.

Итак, не будем искать богатств, но мира, чтобы наслаждаться радостью. Не для того брак дан, чтобы дома наши стали полем битв и сражений, чтобы раздирали нас ссоры и несогласия, и мы приходили в столкновения друг с другом, сделав нашу жизнь невыносимой, но чтобы получать помощь и иметь пристанище, убежище и утешение во время опасности, и с приятностью беседовать со своей женой.

12. Держа все это в уме, не будем думать о богатствах, но о благоприличном поведении, скромности и воздержании. Ибо жена разумная, скромная в поведении и воздержанная, пусть и бедная, бедностью своей сможет распорядиться лучше, чем богатством.

13. Ибо красота телесная, когда одновременно не сопровождается добродетелью души, сможет покорить мужа на двадцать-тридцать дней, далее же ничего не получится, потому что покажет всю свою злобу и разрушит любовь. Те же, кто сияет красотой душевной, сколько ни проходит времени, выказывают свое благородство и еще горячей начинают любить мужей своих и зажигают их своей любовью.

И когда это есть, и между ними подлинная и горячая дружба, тогда удаляется всякий блуд, и даже никогда не приходит и мысль о распутстве тому, кто не только любит свою жену, но довольствуется всегда только ей; за свое воздержание получают они благоволение у Бога и Он хранит весь их дом.

Так брали себе жен доблестные мужи древности, ища не богатства денег, а благородство души.

14. Так и ты: жениха ли ищешь, невесту ли – ищи прежде всего следующего: благочестива ли, имеет ли благоволение у Бога. Ибо, если это есть, последует и все остальное, А если нет, то пусть у них земные блага будут в изобилии, нет в том никакой пользы.

15. Сказал я все это не для того, чтобы вы слушали и, слушая, превозносились только, а чтобы подражали.

Вы, отцы, подражайте мудрости патриарха Авраама, который взял жену простую. Не ища ни богатства, ни благородного происхождения, ни красоты тела, ничего другого, кроме благородства души. А вы, матери, именно так и воспитывайте ваших дев. Вы, женихи, которые хотите взять их, берите со всяким приличием... и всегда прося Бога быть посредником во всех ваших делах.

Если так будете поступать в жизни, никогда не будут иметь место ни разводы, ни прелюбодеяния, ни поводы для ревности, ни ссоры, ни пререкания, но насладимся многим миром и согласием. А когда есть это, непременно последуют и другие добродетели. Поскольку, если жена противоречит мужу, все в доме происходит не так, пусть хоть все в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения безчисленные.

Если так будут заключаться браки, тогда мы весьма легко и детей сможем привести к добродетели. Ибо, когда мать скромна и разумна, имея всякую добродетель, она непременно и мужа сможет привести в свою любовь. А когда его приобретет, он будет с великой готовностью помогать ей воспитывать детей, и от Бога получит помощь. Если муж помогает в этом благом деле воспитания детских душ, все в доме пойдет благополучно и ничего неприятного не случится, потому что хозяева его благочестивы.

16. Потщимся от начала взять такую жену, которая сможет легко к нам привыкнуть и жить так, как живем мы. Взяв такую жену, мы не только в том выигрываем, что с ней никогда не разведемся, но и в том, что будем любить ее с такой силой, как повелел Павел, сказавший: «Мужи, любите своих жен», – но не останавливается на этом, но указывает нам и меру любви, – «как Христос возлюбил Церковь».

Как же, скажи мне, возлюбил ее Христос? «Предал себя за нее» (см. Еф. 5:24). Так, что если понадобится умереть за жен, не откажемся от этого. Ибо, если Господь так возлюбил свою рабу (Церковь), что отдал за нее жизнь, намного более следует и тебе, как рабу Господа, возлюбить свою сорабу.

17. «Мужи, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь». Видел, каково послушание? Выслушай же и о любви. Хочешь, чтобы была послушна тебе твоя жена, как Церковь Христу? Заботься о ней, как Христос о Церкви: или душу свою должен будешь положить за нее, или тысячи раз будешь уязвляем, либо пострадаешь и потерпишь, не уклоняясь, что бы то ни было.

Не отвращайся от жены своей, если она некрасива. Слушай, что говорит Писание: «Мала пчела среди насекомых, но плод ее сладок» (см. Сир. 11:3). Жена – творение Божие, и не ее хулишь, а Того, Кто ее сотворил.

18. Не говори так, что тебя сотворил Бог, а ее кто-то нижайший Его. Один и Тот же вас обоих привел в бытие. И если ни за что другое, то хотя бы люби ее за это.

19. И не только за то мы должны любить свою жену, что она – член нашего тела и от нас создана, но потому еще, ради чего Бог установил закон, говоря следующее: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (см. Еф. 5:31). Для этого именно и привел нам Павел этот закон, чтобы подвигнуть нас всячески любить ее. И заметь премудрость апостола: ни от Божественных и ни от человеческих только законов увещевает нас любить жен, но как от первых заимствуя, так и от вторых.

Так что тот, кто выше и которому больше доверяют, из законов Бога берет, а более слабый из законов человеческих и природы.

20. Тот, кто действительно любит свою жену, даже если она ему и не очень послушна, все снесет. Трудно и тяжело достичь согласия супругам, если не соединены они «тиранией» любви.

21. Вот, ты говоришь, что она страдает от неизлечимой болезнии, несмотря на то, что ты весьма о ней заботишься, продолжает сохранять свои привычки. Но даже в этом случае не прогоняй ее, потому что даже неизлечимо больной член тела не отсекают. А это твоего собственного тела член, потому что сказано: «И будут двое одна плоть» (Еф. 5:31).

Когда от болезни член тела не поддается врачеванию, мы ничего не выигрываем от лечения его. Но с женой, если она даже и больна неизлечимо, когда мы научаем ее и наставляем, нас ждет великое воздаяние. И, если она ничего не приобретет от нашего учения, мы за наше терпение примем от Бога великую награду, ибо из-за страха Божьего мы показали столь большое терпение и с кротостью переносили ее злобу, сохранив этот член. Поскольку жена – это нужный нам член, потому мы должны весьма любить ее. Именно этому уча, Павел снова говорит: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, и от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:28-30).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий