Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 – август 1926 г.)

ПРОШЛО ДВА ГОДА. Очевидно произошла мобилизация «лучших авторитетных сил». И вот перед нами: АНТИРЕЛИГИОЗНИК.

Ежемесячный научно-методический журнал орган Исполбюро Центрального Совета Союза безбожников, издательство Безбожник, Москва, 1926 год, тираж 4500 экз. (на весь СССР!), цена 60 коп.

(дважды по 30 коп. Ты превзойден, Иуда!), Ответственный редактор Ем. Ярославский.

В журнале принимают участие такие силы, как АСКЕЛЬРОД, БРУК, ДИМАНШТЕЙН, ЗЕГЕЛЬМАН, ЛИНДМАН, ПЕРЕЛЬМУТЕР, РАФАЛОВИЧ, ФРИДМАН, РЕЙСНЕР, ФРУМКИН, ЭСТЕР, ШЕЙНМАН, ШТЕРН, ЭЛЬДЕРМАН, ЭЙХЕНГОЛЬЦ и другие, как-то: КАНАТЧИКОВ (не из тех ли, чья дача) и СУХОПЛЮЕВ (очевидно за неспособностью плеваться смачно).

При перечислении означенных фамилий, по ассоциации идей, вспоминаются прения, имевшие место в Белоруссии на Совещании, созванном Евбюро по подведению итогов Антипасхальной кампании. На совещании ораторы, в защиту еврейской пасхи, выставляли нижеследующее: 1) Пасха есть еврейский революционный праздник освобождения; 2) Пасха есть еврейский национальный праздник; 3) Пасха вкоренилась в наш быт и мы (евреи) должны праздновать (...).

Журнал доставил нам удовольствие. Если первый «Безбожник» в смысле подрыва народной веры мы признавали безобидным, то «Антирелигиозник» в качестве миссионерского пособия открыто провозглашаем полезным и рекомендуем его всем Пастырям, по крайней мере. Нигде, как в «Антирелигиознике», они не услышат и не вычитают от должностных и, следовательно, оплачиваемых атеистов таких глубоких и искренних признаний в их собственной несостоятельности (трудно противу рожна прати), таких горьких сетований бессилия расшатать и поколебать веру и религиозный быт народа русского, их полного разочарования в осуществлении несбыточной надежды исказить святолепный лик народ-богоносца, и, с другой стороны, нигде Вы не вычитаете таких дифирамбов, например монастырям, стройности и логичности религиозных миросозерцаний и даже признаний, что наука-то, в сущности, нисколько не противоречит, как категория иного порядка, религии.

Здесь же в «Антирелигиознике» найдёте богатый статистический материал о развитии сектантства, о росте религиозности вообще в России и за границей, об укреплении православных приходов, о ничтожности обновленчества и пресмыкательстве его вождей (например: отзыв Введенского о Марксе: «Сухи страницы Марксова капитала, но от них веет ароматом божественной мудрости» –5, 63), о стихийно проявившемся там или здесь религиозном порыве масс, о числе закрытых церквей и их не использовании ни для каких целей, о склоке, глубоком расколе и многоразличных уклонов среди вождей (см. ст. в «Правде» № 104 «Совещание религиозников при Ц.К.В.К.П.(б)» нашему о взаимоотношениях религии и науки. Кастеловская за примиримость науки и религии, Кондратьев и ряд других –против. 5, 19) безбожия и, следовательно, безнадежности, гиблости и даже по их собственному признанию «опасности» (см. 2, 8) их собственного безбожного дела.

Прекрасные выдержки из проповеди М. Филарета, о. И. Кронштадтского, М. Макария, сообщения о современном состоянии исторических русских святынь, описание верований инородцев Русского Востока перепечатаны из семинарских и академических учебных пособий, всё это весьма полезное чтение, если отбросить пошлую труху, которой всё это пересыпано. Впрочем, и труха полезна, как нечто показательное, что за жалкое и беспомощное ничтожество безбожники из «научного» антирелигиозника. Но перейдём к выдержкам, обозначая двумя цифрами № и страницу.

«Наши антирелигиозники, ведущие работу в деревне, находятся в беспомощном положении». 1, 5.

«Есть небольшой кадр кочевых агитаторов безбожия, но они являются каплей воды в море». 1, 10.

«Ругань бога и попов –мало даёт результатов». 1, 10.

«Чего проще не верить в бога. И всё же крестьянину очень трудно отрешиться от веры. Даже красноармеец –комсомолец, возвращаясь в деревню, начинает шататься: «А вдруг да есть Бог». 1, 9.

«В результате критики религии образовывается пустота». 1, 9.

«Кустарничество антирелигиозной пропаганды не раз давало горькие плоды». 1, 3.

«Сейчас аудитория, будь она, всё равно, рабочая или крестьянская, не удовлетворяется антирелигиозным докладом». 2, 3.

«Разговоры о том, что крестьянин церкви не хочет и что он добровольно пошёл на её закрытие –это самообман». Заря Востока № 707/24 г.

«К сожалению есть очень много людей, верующих, отдающих свои деньги на религиозные дела». 6, 65.

«Мы наблюдаем в различных местах, в слоях трудового населения, оживление интереса к религиозным вопросам, крепнут православные приходы». 5, 12.

«Религия охватывает не только частный, домашний обиход, она до сих пор охватывает многие моменты общественной жизни. Сход постановляет, например: принести икону из соседнего села, отслужить молебен, общество собирает деньги на попа». 2, 6.

«Взятая было нами линия не оправдала себя: стихийно созданные кружки «безверника» и «безбожника» не могли справиться со своими задачами. Особая религиозная обстановка на Украине, широкое религиозное движение, охватившее целые области, неумелая тактика на местах, всё это создало невозможные условия для работы «безверника» и «безбожника»». 2, 7.

«Теперь каждому антирелигиознику придётся работать гораздо напряженнее, чем прежде». 2, 6.

«Антирелигиозная пропаганда есть сложное и нелёгкое дело». 2, 8.

«В строительстве Союза «Безбожник» скрываются многие опасности».

«Религия не есть сумма отдельных суеверий, а стройная, завязанная в один узел совокупность воззрений, представляющих собой единое мировоззрение».

«Борьба с Богом, отрицание Его существования, критика Христа – неосуществимые задачи в антирелигиозной пропаганде». 3, 4.

«Наука не стоит в противоречии с религией, ибо наука и религия лежат в разных плоскостях, они категории разных порядков». 5, 19.

«Приходится констатировать, что рабочий класс (читай безбожник) не имеет ещё влияния на подрастающее поколение. Мы оставим вопрос о влиянии через школы, клубы, кино и т.д. Не меньшую роль, чем всё это, играет церковь». 2, 53.

«О религиозных организациях молодежи за границей, сравнительно с безбожием, можно судить по следующим цифрам:

"О религиозных организациях молодежи за границей"

«Итоги анкеты среди молодых красноармейцев:

Беру группы 114 чел. 34 неверующих, потому, что религия несовместима с коммунизмом по программе». 5, 59.

«Со времени революции закрыто молитвенных зданий: православных 1003, инославных –44, магометан –29, иудейских –10. Из закрытых православных церквей 30% не использовано –никак». 6, 62.

«По данным Накомвнудела в 29 губерниях РСФСР замечается нарастание религиозных обществ. За 10 месяцев 1924 года мы имеем увеличение: русских религиозных обществ –на 20%, иудейских –на 10%». 7, 61.

«8-й номер 1926 года уделяет внимание книге известного германского зоолога Людвига Плате «О происхождении видов», вышедшей в 1925 году 2 изданием. Передовое содержание книги рецензент дословно приводит нижеследующий суровый и обсуждающий отзыв проф. Плате по адресу знаменитого дарвиниста Геккеля:

«Следует осудить Геккеля за его проповедь массового выхода из церкви и за его усилия привить народу вместо религии атеистический монизм, надо очень сожалеть, что Геккель в своём безудержном фанатизме позволил себе высмеивать плавные основы христианства: веру в личного Бога и в бессмертие души… Религия несомненно ценное благо и её должно сохранить для нашего народа… Только в таком случае он может выбраться из трясины настоящего к более светлому будущему».

Далее в антирелигиознике говорится:

«Церковь вполне права, когда борется с дарвинизмом во всяком виде. В Германии в высшие и средние школы дарвинизм не пропускается даже в протестантских странах, не говоря уже о католических. В Америке дарвинизм изгнан из Университета». 8, 24.

Так сходят со сцены псевдонаучные теории, еще вчера считавшиеся несомненными.

«Ученые Европы оспаривают марксизм, считают, что это не научная, пошлая теория». 5, 20.

ДОВОЛЬНО.

Пора окончить нашу и без того не краткую библиографическую заметку об «Антирелигиознике», приведенного вполне достаточно, чтобы обратить на него внимание Пастырей. Хочется верить, что надлежащие выводы будут сделаны безошибочно. Но простите.

Церковь ещё раз выдержала экзамен. Враги Церкви ещё раз ударились лбом в стену (Деян. 9: 5 и Мф. 16: 18).

 

19-го Января 1927 года в изгнании.

Т. Еп. Гомельский

 

Чимбай. 19 января 1927 г

Назад          Начало             Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий