Беседа о молитве, часть 14-я

     * * *

     Как мы уже сказали прежде, расширенное восприятие «прорабатывается» человеком заранее: тогда, когда он уготовляет себя к молитве. В дальнейшем заостряющие внимание вставки будут только напоминать о прежде усвоенном понимании читаемых слов.

Нужно правильно понять: «расширенное восприятие» не является толкованием, оно лишь — как вспомогательное средство для осмысленного чтения псалмов и молитв (ради нашей немощи). Смысл этого обучительного способа — не в самих изречениях. Он заключается в том, чтобы сознательно, действенно, с живым чувством, привязать нашу мысль к произносимым словам.

Вставки читаются мысленно и вначале их можно употреблять не все, а только несколько по расположению души.

— Возникает недоумение. Чем отличается «расширенное восприятие» от католического метода молитвы? К примеру, у одного католического писателя есть такое руководство к духовной жизни:

«Рекомендуется представить себе, как три Божественные Ипостаси взирали на мир, переполненный людьми, и как, видя, что все идут в ад, постановили в Своей вечности, чтобы Второе Лицо вочеловечилось для спасения человеческого рода. Рекомендуется вообразить все огромное пространство Земли». Далее: «Рекомендуется обозреть путь от Назарета до Вифлеема, представляя себе его долину...» и т.д., «...видеть участвующие лица: Святую Деву, Иосифа, служанку, Младенца Иисуса. После чего я подумаю обо всех этих словах, чтобы извлечь из них для себя некий плод». При этом нужно «вкушать и обонять бесконечную благость и сладость Божества, дотрагиваться мысленным прикосновением, например, обнимать и целовать те места, на которых эти Лица пребывали, всегда стараясь получить от этого какой-нибудь духовный плод», — и так далее. И в чем же здесь разница?

— Заблуждение исповедающих католицизм состоит в том, что их учение, во-первых, предоставляет полный произвол человеческой фантазии вымышлять картины, события, людей, действия, слова и т.д. А во-вторых, — что наиболее страшно и глубоко прельстительно, — рекомендует «вкушать и обонять бесконечную благость и сладость Божества». Вот в чем глубина заблуждения, вот в чем прельщение и пагуба: они, НЕ обоняя, НЕ вкушая и НЕ общаясь с Богом, представляют себе, что они вкушают и обоняют бесконечную благость и сладость Божества. Они «дотрагиваются мысленным прикосновением» до мест, «на которых Эти Лица пребывали» и т.д. Что это значит? Это значит, что они предают себя в полную власть иллюзий, фантазий, обмана, лжи. И потому диавольские духи приобретают над такими людьми полную власть.

А подумать о том, что мы произносим в молитве, мы должны, как сказано в Писании: «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа» (Сир.18:23). Об этом говорят и Святые Отцы: в частности, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. У святителя Феофана Затворника имеется целый ряд поучений на эту тему. К примеру, он говорит так: «Возьми 103-й псалом и внимательно разбери каждое его изречение. Даже если у тебя уйдет на разборку этого псалма все время, предназначенное тебе для совершения вечерни, скажем, час, ты со спокойной совестью закрой книгу, потому что час ты уже промолился. А на следующий день продолжай дальше. Разбирай осмысленно каждую фразу, которую ты произносишь, совершая последование вечерни. Таким же образом нужно осмыслить и прочие молитвы».9

Мы, люди, существа умные. И, как учат нас Святые Отцы, умом мы или приближаемся к Богу и бываем в единении с Ним, или удаляемся от Бога и бываем пленяемы сатаной. Так что мы обязательно должны думать о том, что мы произносим (но не мечтать и не воображать, подобно католикам).

Слова-вставки «расширенного восприятия» — это личное приспособление слов молитвы для живого осознания произносимого, ибо слова молитвы воспринимаются нами живо тогда, когда мы приносим Богу свою, а не чью-то чужую молитву.

— А сравнение с условиями «аэродрома»? Это не воображение?

— Нет, это не воображение, это просто как ассоциация для напоминания серьезности дела и ответственности данного момента

— своего рода «пособие» для правильной «настройки» души. Собственно к молитве оно не имеет никакого отношения.

Воображение опасно тогда, когда человек в молитве представляет Христа, Божию Матерь, Святых или начинает фантазировать, что беседует с Ними: якобы он Им что-то говорит, а Они ему что-то отвечают. Такому воображению последует прелесть. Но это не относится к случаю, когда человек настраивает себя на то, что «сегодняшний день может оказаться последним днем в моей жизни». Так что здесь большая разница.

— Мысль о смертельной опасности изменяет внутренний настрой души человека?

— Конечно. А потому, когда человек с таким настроем общается с тем, кто близок и дорог его сердцу, он говорит ему самые серьезные слова. Ну, скажем, военный улетает на боевое задание — может быть, он уже не вернется с этого задания. Поэтому он говорит с любимым человеком очень внимательно, вкладывая предельно глубокий смысл в каждое слово, которое произносит.

Таким же образом и нам должно держать себя на молитве с Богом.

Комментарий:

1 Поскольку эти образцы предназначены для обучения нашего ума внимательной молитве, то читаются они, естественно, в частном порядке. Каждая фраза произносится медленно, с паузой — чтобы мог усвоиться смысл произносимого (авт.).
2. Каждый говорит свое, в чем обличает совесть — блудное, гордое, гневное и т.д. (авт.).
3. Что его беспокоит в настоящий момент (авт.).
4. Чем конкретно (авт.).
5. Христовою (авт.).
6. Дабы сам не соблазнялся и других не соблазнял — ибо соблазн убивает веру и этим убивает душу (авт.).
7. Сион — ветхозаветный прообраз Церкви, и мы просим об устроении храма нашей души, как и апостол говорит: «храм Божий есте вы» (1Кор.3:16) (авт.).
8.  Когда в душе водворится священный мир (прим автора).
9.  Цитата приводится в пересказе автора (ред.).

 

Продолжение следует

Текст подготовлен по изданию: Монах Константин. Беседа о молитве:
Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты.
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, 2005.

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий