Беседы души с Богом

Святой Августин, епископ Иппонийский

Августин Аврелий

6. Без Тебя враги одолели меня.

 Посему, когда был я без Тебя, тогда был я и слеп, и глух, и бесчувствен; потому что ни добра не различал, ни зла не избегал, ни болезни от язв своих не чувствовал, ни тьмы своей не видел; так как был без Тебя—истинного Света, «просвещающего всяко­го человека грядущего в мир» сей. Увы! наложили на меня раны, а я и не поболел; увле­кли меня, а я и не почувствовал?; потому что был как бы ничто, не имел в себе жизни, которая есть Слово, «Все чрез Него начало быть». Поэтому, Господи, Свет мой, враги мои сделали со мною, что хотели; нанесли мне удары, обна­жили, осквернили, растлили, изранили, убили меня: потому что отступил я от Тебя, и без Тебя стал как бы ничто.

Ей, Господи, Жизнь моя, Создатель мой; Свет мой, руко­водивший меня; Защититель жизни моей, поми­луй меня и воскреси. Господи Боже мой, На­дежда моя, Сила моя, Крепость моя, Утешение мое в день скорби моей, приникни взором на врагов моих, и избавь меня, да бегут от лица Твоего ненавидящие Тебя; а я буду жить в Тебе и Тобою. Они, Господи, рассмотрели меня, и, видя, что я без Тебя, презрели меня; разделили себе ризы доброде­телей, которыми украсил Ты меня; проложи­ли себе путь чрез меня, попрали меня но­гами своими, греховными нечистотами осквер­нили храм Твой святой, оставили меня ограбленного и снедаемого печалью. Слепой, обнаженный, связанный ужем греховным, шел я во след их; туда и сюда влачили они меня за собою, из порока в порок, из тины в тину; а я не имел мужества вос­противиться, и шел пред лицом гонящего; был рабом, и любил рабство; был слеп, и вожделевал слепоты; был связан, и не ужасался, что ношу узы; горькое почитал сладким, и сладкое горьким; был несчастен, и не знал этого. И все это потому, что был я без Тебя—Слова, без Которого «ничто не начало быть», Которым все сохраняет­ся, и без Которого все обращается как бы в ничто. Ибо как все сотворено Словом, и «без Него ничто не начало быть», так Им же и сохра­няется все, что ни есть или на небе, или на земле, или в море и во всех безднах. Если одна часть связана с другою частью в камне, или в иной какой твари; то потому единственно, что сохраняются они Словом, Которым все сотворено.

Посему прилеплюсь к Тебе Слово, чтобы сохраняло Ты меня, ибо, когда отступал я от Тебя, тогда погибал, и погиб бы, если бы Ты, сотворившее меня Слово, не воссоздало меня.

Согрешил я, но Ты посе­тило меня.
Пал я, но Ты восставило меня.
В неведении был я, но Ты научило меня.
Слеп я был, но Ты просветило меня.

  7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?

 Беден я, Боже мой! покажи мне, сколько обязан я любить Тебя;
объясни мне, сколь­ко должен я хвалить Тебя;
открой мне, сколь­ко должен я угождать Тебе.

Возгреми, Гос­поди, гласом сильным и крепким во внутренний слух сердца моего; научи и спаси меня, и восхвалю Тебя, создавший меня, когда был я ничто; просветивший меня, когда был я во тьме; воскресивший меня, когда был я мертв; от юности моей снабдевавший меня всеми Твоими благами.

Непотребный я червь, смердящий грехами, и Ты питаешь меня все­ми превосходными дарами Твоими.

Отверзи мне, ключ Давидов, «Который отворяет — и никто не затворит», кому отверзешь: «затворяет — и никто не отворит», кому затворишь (Апок.3, 7),—отверзи мне дверь света Твоего, чтобы войти, увидеть, познать и исповедаться Тебе всем сердцем моим, «велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (Пс.85. 13). «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» И «что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8, 2, 5)?

Господи, упование Святых, Столп крепости их, Жизнь души моей, которою жи­ву, и без которой умираю; Свет очей моих, которым вижу, и без которого слепотствую, Радость сердца моего и Веселие духа моего, да возлюблю Тебя всем сердцем моим, и всею душою моею, и всею внутренностью моею; потому что Ты прежде возлюбил меня. «И откуда это мне» (Лук. 1,43.), Творец неба и земли и бездны, благих моих не требующий?

«И откуда это мне», что возлюбил Ты меня? О мудрость, отверзающая уста немым, о, Сло­во, Которым все сотворено! отверзи уста мои, дай мне глас хвалы, да поведаю все благодеяния Твои какие оказывал Ты мне, Господи, от начала.

Ибо вот — .существую я, по­тому что Ты сотворил меня; сотворить же меня и причесть к числу тварей Твоих, пре­дуставил Ты от вечности. Прежде, нежели сотворил Ты что либо в начале, прежде не­жели распростер небеса, когда не было еще бездн, не создал Ты еще земли, и гор не основал, не разверзлись еще источники вод­ные, прежде нежели сотворил Ты Словом все, что ни сотворено Тобою, несомненным провидением истины Твоей провидел Ты меня, будущую тварь Твою, и благоволил, чтобы стал я творением Твоим.

«И откуда это мне», премилостивый Господи, всевышний Боже, Отец премилосердый, всемогущий и преисполненный всегда кротости Создатель? Какте заслуги мои, какое благоугождение мое, что велелепию величия Твоего благоугодно ста­ло сотворить меня? Не было меня, и сотво­рил Ты меня; ничто я был, и из ничего соделал Ты меня чем-то. И чем же это? Не звездою, не огнем, не птицею, или рыбою, не пресмыкающимся, или каким-нибудь бессловесным животным, не камнем, или деревом, не чем либо из рода тварей, ко­торый имеет одно только быте, или из рода тварей, которые могут только существовать и расти, и не чем либо из рода тварей, ко­торый могут и существовать, и расти, и чув­ствовать.

Но благоволил Ты, чтобы я был выше всего, что имеет бытие, потому что и я существую,—и выше всего, что имеет бытие и произрастает, потому что и я существую и возрастаю — и выше всего, что имеет бытие, произрастает и чувствует, потому что и я имею бытие, возрастаю и чувствую.

Ты сотворил меня так, что разве малым чем не равен я Ангелам, потому что приял я от Тебя одинаковый с ними разум к по­знанию Тебя; но разве малым чем не равен, как сказал я; потому что блаженное ведение о Тебе имеют они уже в видении, а я имею только по упованию; они — «лицем к лицу», а я— «сквозь [тусклое] стекло, гадательно»; они—вполне, а я — «отчасти» (1Кор. 13, 12.). «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор. 13, 10);- тогда откровенным уже лицем узрим лице Твое. Что же тогда и в малом чем не быть мень­шими Ангелов воспрепятствует нам, которых Ты, Господи, венцем упования, украшенным славою, и «славою и честью венчал еси», которых Ты не в меру почтил, как присных Своих, даже во всем соделал равными и равночестными Ангелам? Ибо и истина Твоя говорит сие: «они равны Ангелам и суть сыны Божии» (Лук. 20, 36.). Почему же «сыны Божии», когда равны будут Ангелам? Действительно будут «сыны Божии» потому что Сын Божий соделался сыном человеческим. И так, взирая на сие, осмеливаюсь сказать: «не умален малым чем от Ангел» человек, но даже равен Анге­лам; потому что Бог стал человеком, а не Ангелом. И посему-то скажу, что чело­век есть достойнейшая из тварей; ибо Сло­во, Которое «в начале было у Бога» и Бог (Ин. 1, 1) Слово, Которым Бог изрек: «да будет свет. И стал свет», т. е. Ангель­ское естество, —Слово, Которым Бог все сотворил в начале,—сие самое Слово «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1, 14)., Вот слава, которою хвалюсь, когда здраво хвалюсь. Вот радость, которою радуюсь, когда здраво радуюсь, Господи Боже мой, жизнь и вся слава души, моей... Посему исповедаюсь Тебе, Господи — Боже мой, что, сотворив меня разумным, сотворил Ты равным в некотором отношении с Ангелами; потому что могу усовершаться чрез Слово Твое, и дойти до равночестия с Ангелами, и сподобиться всыновления чрез Единородное Слово Твое, Господи, чрез Сына Твоего воз­любленного, о Нем же благоволил Ты,—чрез единственного сонаследника, единосущного и совечного Тебе Иисуса Христа, единственного Господа и Искупителя нашего, просветителя и утешителя нашего, ходатая нашего пред Тобою и свет очей наших. Он—жизнь на­ша, и Спаситель наш, и единственная надежда наша; Он возлюбил нас паче, нежели Се­бя; чрез Него имеем несомненное упование и твердую на Тебя надежду, и дерзновение приходить к Тебе; потому что дал Он нам «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12).

Воспишу хвалу имени Твоему, Господи: сотворив меня по образу и по подобию Твоему, соделал Ты меня способным достигнуть такой славы, что могу соделаться сыном Божиим. Но сие не возможно ни деревьям, ни камням, ни вообще всему, что движется, или произрастает в воздухе, или в море, или на земле; потому что Слово Твое не дало «дал власть быть чадами Божиими», и потому что не имеют они разума. Ибо в разуме заключается возможность познавать Бога. Разум же дал Бог людям, которых сотворил разумными, по образу и по подобию Своему. Посему и я, Господи, по благодати Твоей стал человеком, и по благодати же могу быть сыном Твоим, чем не могут быть они.

«И откуда это мне»? Господи, высочай­шая истина, и истинная высота, и начало всех тварей? Откуда мне сие Господи, что могу быть сыном Твоим, чем не могут быть другие твари? Ты, пребывая во век, создал все в совокупности: вкупе сотворил и людей, и животных, и камни, и злаки земные. Не предшествовали сему заслуги, ни чем не благоугодили Тебе наперед твари; по единой благости Твоей создал Ты все; и все твари ра­вны были по заслугам, потому что ни у одной твари не было никаких заслуг. Почему же благость Твоя явлена паче на этой твари Твоей, которую создал Ты разумною, нежели на всех других, не имеющих разума? Почему я не таков же, как и они? или почему все он не таковы же, как и я? Какие заслуги мои, чем благоугодил я, что сотворил Ты меня способным соделаться сыном Твоим, в чем отказал другим тварям?

Нет, Господи, да не приходит мне и на мысль приписывать это заслугам своим! Твоя одна милость, Твоя одна благость соделали это, что стал я причастником сладости даров сих. Посему по той же благодати, по которой сотворил Ты меня из ничего, умоляю Тебя, Господи, дай мне благодать и на то, чтобы мог я и воз­благодарить Тебя за сие.

 8. По единой благости Твоей—я разумное творение.

 Всемогущая десница Твоя всегда одна и та же: она сотворила и Ангелов на небе, и чер­вей на земле; и в первых она не выше, и в последних не ниже. Ибо никакая другая рука не могла сотворить как Ангела, так и червя; никакая другая рука не могла сотворить как небо, так и малейший древесный лист,— как создать тело, так и един волос соделать белым или черным. Сотворила же сие всемогущая десница Твоя, для которой все равно возможно. Не более для нее возможно­сти сотворить червя, а не Ангела; и не менее для нее возможности распростреть небо, а не древесный лист; не легче ей образовать во­лос, а не тело; не труднее ей основать зем­лю на водах, чем и воды на земле. Что благоугодно ей было, то и создала она на небе и на земле, и в море и во всех безднах; в числе же всего прочего создала и меня, как хотела, могла и знала.

Могла же десни­ца Твоя, Господи, сотворить меня камнем, или птицею, или пресмыкающимся, или каким либо зверем; и она знала, как сие сделать, но не восхотела по благости Своей. И так почему же я не камень, не дерево, не какой либо зверь? Потому что так постановила благость Твоя. А чтобы так постановить ей, не предшествовали тому заслуги мои.

 9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя!

 «И откуда это мне», Господи? Где возьму похвал, чтоб восхвалить Тебя? Как создал Ты меня без меня, и как Тебе было угодно; так и хвала Тебе воздается без меня, как Тебе сие благоугодно. Хвала Твоя, Господи,— Ты Сам. Хвалят Тебя дела Твои по множеству величествия Твоего. Хвала Твоя, Гос­поди, необъятна; не объемлется она сердцем, не измеряется устами, не удобоприемлема для слуха; потому что все сие преходит, а хвала Твоя пребывает во век. Помышление имеет начало, у него есть и конец; голос дает звук, и потом умолкает; ухо слышит, и перестает слышать; но хвала Твоя пребывает во век. Посему кто же в состоянии хвалить Тебя? Какой человек возвестит хвалу Твою? Хвала Твоя пребывает вечно и не преходит. Тот хвалит Тебя, кто уверен, что хвала Твоя—Сам Ты. Тот хвалит Тебя, кто знает, что самому ему не достигнуть до возможности восхвалить Тебя. О вечная хвала, которая ни­когда не преходит! в Тебе наша похвала, о Тебе похвалится душа моя. Не мы Тебя хвалим, но Ты Сам Собою и в Себе хва­лишь Себя; и нам хвала—в Тебе же. Тогда имеем истинную похвалу, когда имеем похва­лу от Тебя, когда Светом одобряется свет; потому что Ты —истинная похвала; и воздаешь истинную же похвалу. Как скоро ищем по­хвалы от другого, а не от Тебя, лишаемся мы Твоей похвалы: потому что та похвала пре­ходит, а Твоя есть вечная. Если ищем по­хвалы преходящей; то лишаемся вечной. Если желаем вечной; то не будем любить пре­ходящей. Господи, Боже мой, вечная хвала, от Тебя всякая похвала, и без Тебя нет похвалы; не в силах я хвалить Тебя без Тебя.

Когда обрету Тебя; тогда и восхвалю Тебя. Ибо кто я, Господи, чтобы мне самому собою хвалить Тебя?

Прах и пепел я, пес я мертвый и смердящий, червь я и гнилость. Кто я, чтобы хвалить мне Тебя, Господи, Бог крепкий, Бог духов и всякой плоти, обитающий в вечности?

Как тьма восхвалит Свет, или смерть—жизнь? Ты—свет, а я— тьма; Ты—жизнь, а я—смерть. Как суета вос­хвалит истину? Ты—истина, а я—человек уподобившийся суете.

Что же, Господи, вос­хвалит Тебя?
Ужели восхвалит Тебя нищета моя?
Ужели смрад восхвалит благоухание?
Ужели восхвалит Тебя человеческая смерт­ность, которая сегодня высится, а наутро поемлется?
Ужели смеют восхвалить Тебя гни­лость и червь?
Ужели восхвалить Тебя, Гос­поди, человек, зачатый и рожденный во грехах?

Восхвалит Тебя, Господи, Боже мой, необъятное могущество Твое, неописанная пре­мудрость Твоя, неизреченная благость Твоя. Восхвалит Тебя всепревосходящая милость Твоя, преизобильное милосердие Твое, вечная сила и Божество Твое. Восхвалит Тебя все­могущая крепость Твоя, высочайшее благоволение и любовь Твоя, по которой сотворил Ты нас Господи Боже, жизнь души моей.

 10. По благости создал Ты меня, но благости и спаси.

 И я—создание Твое, под сенью крыл Твоих буду уповать на благость Твою, по кото­рой сотворил Ты меня.

Помоги твари Твоей, которую создало благоволение Твое.
Да не погибнет по злобе моей, что произвела благость Твоя!

Да не погибнет от нищеты моей, что соделала высочайшая милость Твоя! Что поль­зы в творении Твоем, если низойду в тление мое? Ужели напрасно создал Ты всех сынов человеческих? Ты сотворил меня, Господи, Ты и управь сотворенного Тобою. «Дело рук Твоих не оставляй» (Пс.137, 8), Бо­же! Из ничего сотворил Ты меня; если не управишь мною, Господи, опять обращусь как бы в ничто. Как не было меня, Господи, и из ничего произвел Ты меня; так, если не управишь мною, опять возвращусь в веч­ное тление, что для меня хуже, нежели то ни­что, чем был я прежде. Помоги мне, Гос­поди, Жизнь моя, да не погибну в злобе моей. Если бы не сотворил Ты меня, Господи, не существовал бы я; поскольку же сотворил Ты меня, то существую. Но если не Ты управ­ляешь мною; то меня уже как бы нет. Со­творить меня побудили Тебя не заслуги мои, не благоугождение мое, но исполненная щедрот благость Твоя и милость Твоя. Та же любовь, Господи Боже мой, которая побуди­ла Тебя создать меня, да побудит, умоляю Тебя, и управить мною. Ибо какая польза в том, что любовь Твоя побудила Тебя создать меня, если погибну в нищете моей, и не упра­вит мною десница Твоя? К спасению создан­ная Тобою, да побудит Тебя, Господи Боже мой, та же милость, которая побудила Тебя создать, когда еще не было те сотворено. Спаси меня препобежденный тою же любовью, которою был Ты препобежден, когда творил меня. Она и теперь не меньше; потому что любовь сия—Ты Сам, а Ты всегда тот же. Не сократилась рука Твоя, Господи, до того, чтоб не могла она спасти; и «ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между» мною и Тобою (Ис.59, 1), между тьмою и светом, между образом смерти и жизнью, между суетою и истиною, между этою моею скоротечною жизнью, и Твоею вечною.

 11. Много сетей, много врагов: не покинь меня.

 Вот тени, которыми покрыт я в этой мрачной бездне сей темницы, в которой лежу поверженный, пока не настанет день, не укло­нятся тени, не явится свет на тверди кре­пости Твоей, и глас Господень в силе, глас Господень в великолепии, не речет: «да бу­дет свет», и рассеется тьма, и «явится суша», и «произрастит земля зелень, траву, сеющую семя» и приносящее благой плод правды царствия Твоего.

«Господи Отче и Боже», жизнь, которою все живет, и без которой все вменяется, как мертвое, не оставь меня в лукавом по­мысле, «не дай мне возношения очей и вожделение отврати от меня» (Сир.23, 4), не предавай меня духу небоязненному и несмысленному; но Ты возобладай сердцем моим, чтобы всегда о Тебе помышляло оно.

Просвети очи мои, чтобы Тебя видели, и не превозносились пред Тобою, вечная Слава, но взирали смиренно, не увлекаясь тем, что приводит их в удивление, и что выше их, и видели десное, а не шуее.

Возбуди вожделение мое сладостью Твоею, которую сокрыл Ты для боящихся Тебя, чтобы возжелал я вожделевать Тебя вожделением вечным, и чтобы внутренний вкус мой, обольщенный и об­манутый суетою, не почитал горького сладким, и сладкого горьким, тьмы светом и света тьмою, среди столь многих сетей, повсюду уготованных врагом на пути сей жизни к уловлению душ. А сетями сими наполнен весь мир; и кто видел их, тот не прошел в молчании, но сказал: «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2, 16). Вот, Господи, Боже мой, весь мир наполнен сетями похотей, которые уготованы ногам моим. Кто же из­бежишь сетей сих? Конечно тот один, у кого отъял Ты превозношение очей его, чтобы не пленяла его похоть очес; и у кого отъял Ты похотение плоти, чтобы не пленяла его похоть плотская; и у кого отъял Ты дух небоязненный и несмысленный, чтобы не обольща­ла его лукаво гордость житейская. О как блажен, с кем сотворишь сие! Он и среди сетей пройдет безвредно.

Теперь Тобою Самим умоляю Тебя, помоги мне, чтобы не пал я пред лицем врагов моих, уловленный сетями их, какие уготовали они ногам моим, чтобы совратить душу мою.

Избавь меня, Сила спасения моего, да не посмеются надо мною враги Твои, возненавидевшие Тебя.

Восстань, Господи Боже мой, Бог крепкий: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67, 2. 3). А я сокроюсь «под покровом лица Твоего» (Пс.30, 21), и возрадуюсь с сынами Твоими, насытившись всеми блага­ми Твоими.

Ты, Господи Боже,— Отец сирот.

Ты—Матерь сиротствующих, услыши рыдание чад Твоих, и распростри крыла Твои, чтобы прибегнуть нам под них от лица вражиего.

Ты —Столп крепости Израилевой, «не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс.120, 4); потому что не спит и не дремлет враг, восстающий на Израиль.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий