Беседы души с Богом

Святой Августин, епископ Иппонийский

Августин Аврелий

1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.

О, да познаю Тебя, Господи, познавший ме­ня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих.

Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей.

Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сла­достное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей.

Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, лю­бовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство веч­ное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей.

«Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь-твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» (Псал.17, 2. 3), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Бла­го, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4, 12.), отвер­зи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высо­ты гласом великим и крепким. Да  возгремит «море и что наполняет его» (Псал.95, 11); да подвигнется земля и все, что на ней.

Про­свети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» (Псал.143, 6), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной (Псал.17, 15,16). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый.

Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе», о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» (Песн.1, 3).

Исцели вкус что бы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» (Пс.30, 20) в исполненных любви Твоей.

Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло,—дух, который бы Тебя любил,—мысль, которая бы Тобою была занята, — смысл, который бы Тебя разумел,—ум, который бы пос­тоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

О, Жизнь, для которой все живет: Жизнь, и меня одаряющая жизнью, Жизнь, составляю­щая и мою жизнь; Жизнь, которою живу, и без которой умираю; Жизнь которою воскре­саю, и без которой погибаю; Жизнь, кото­рою радуюсь, и без которой скорблю; Жизнь живоносная, сладостная, достолюбезная, при­снопамятная,! скажи мне: где Ты? Где мне найти Тебя, чтобы не оскудеть в силах своих, но существовать Тобою?

Будь же близ меня, в душе моей, в сердце, в устах, будь готовою на помощь; потому что томлюсь любовью, потому что умираю без Тебя, а помышляя о Тебе, воскресаю. Благоухание Твое оживляет меня. Памятование о Тебе исцеляет меня; но «буду насыщаться образом Твоим» (Псал.16, 15), Жизнь души моей. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» (Псал.83, 3) при воспоминании о Тебе; «когда приду и явлюсь» Тебе, (Псал.41, 3), Веселие мое? Для чего отвращаешь лице Твое, о Радость, которою только и могу радоваться? Где сокрыт Ты, прекрасный и превожделенный для меня? Ощу­щаю благовоние Твое, живу и радуюсь, а Тебя не вижу. Слышу глас Твой и оживотворяюсь. Но для чего скрываешь лице Твое? Скажешь, может быть: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33, 20). Ей, Господи, готовь умереть, только бы видеть Тебя; увижу и умру здесь. Не хочу жить, хочу умереть, желаю «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1, 23). Вожделеваю умереть, чтобы видеть Христа; отрекаюсь от жизни, чтобы жить со Христом.

Ты, Господи Иисусе, прими дух мой Ты, Жизнь моя, восприми душу мою;

Ты Радость моя, влеки к Себе сердце мое;

Те­бя да вкушу, сладкая Пища моя.

Ты — Глава моя, управляй мною;

Ты—Свет очей моих озаряй меня;

Ты—сладкогласная Песнь моя, настрой меня;

Ты — Благоухание мое, оживо­твори меня;

Ты—Слово Божие, обнови меня;

Ты—Похвала моя, возвесели душу раба Твоего. Войди в нее Ты — истинная Радость, чтобы о Тебе она радовалась; войди в нее Ты—вы­сочайшая Сладость, чтобы ощущала она одно сладостное; воссияй над нею Ты — вечный Свет; чтобы Тебя уразумевала, познавала и любила.

Если не любит она Тебя, Господи, не лю­бит потому, что не познает Тебя, и не познает Тебя потому, что не уразумевает, и не уразумевает потому, что не объемлет све­та Твоего. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1, 5). Умный свет, све­тозарная истина, истинная светлость, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), грядущего в мире, но не пристрастного к миру (ибо кто любит мир, тот враг Божий), рассей тьму над бездною ума моего, чтобы ему, уразумевая, увидать Тебя, постигая,—познать, познавая,—возлюбить. Ибо кто познает Тебя, тот любит Тебя забывает о себе, и Тебя любит больше, нежели себя; оставляет себя, и идет к Тебе, чтобы о Тебе радоваться.

Посему-то, Господи, не столько люблю Тебя, сколько должен; ибо не вполне познаю Тебя. Поскольку мало познаю, то мало люблю. И поскольку мало люблю, то мало радуюсь о Тебе. От Тебя же, истинной внутренней Радости, уклоняясь во внешнее, пока лишен бываю Тебя Единого, в этом внешнем ищу для себя преступных связей. Поэтому-то сердце свое, которое должен был прилепить к Тебе со всею любовью и со всем усердием, предал я, бедный, суете. И сам стал суетен; потому что возлюбил суету. От сего-то, Господи, происходит, что не о Тебе радуюсь, не к Тебе прилепляюсь. Ибо я — во внешнем, а Ты — во внутреннем; я — в плотском, а Ты — в духовном; я — духом раз­ливаюсь, и мыслью обращаюсь в преходящем, о нем только веду и речь; а Ты, Господи, — всю вечность обитаешь в вечном. Ты на небе, а я на земле; Ты любишь высокое, а я — немощное; Ты любишь небесное, а я — земное. Когда же придут в согласие сии противопо­ложности?

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий