Битва за Православие

Протопресвитер Феодор Зисис,
профессор Фессалоникийского университета им. Аристотеля

«Папизм – не ересь и не схизма», — заявляют филокатолики

Битва за Православие1 Велики ли различия между нами и насколько существенно то, что нас разделяет?

В «Воспоминаниях» Сильвестра Сиропула1 — наибо­лее авторитетном и достоверном отчёте о происходив­шем на «объединительном» Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1439 гг,)2 — сохранилось свидетельство об одном эпизоде, участниками которого были предста­вители филокатоликов и святой Марк Ефесский3.

Рас­сматривая его в свете нынешнего времени — времени распростёртых объятий и богословских уступок папиз­му, — можно заключить, что современные филопаписты продвинулись по пути апостасии и предательства веры куда дальше, чем их предшественники — Виссарион Никейский, Исидор Киевский4 и др.

В ходе заседаний собора среди его православных участников сформировалась сильная пролатинская партия, убедившая самого императора подписать со­борное постановление об унии. Единственным, кто проявлял неколебимую твёрдость и не шёл ни на ка­кие уступки, был святой Марк Евгеник, митрополит Ефесский, который настаивал на том, чтобы латиня­не сначала признали свои еретические заблуждения и согласились с истинами некогда общего для Востока и Запада учения, основывающегося на Священном Пи­сании и святоотеческом Предании. И лишь потом, по его мнению, мог быть подписан акт об объединении, ибо только в этом случае мир и единство будут истин­ными и прочными, а не формальными и ненадёжны­ми. Ведь как могут соединиться истина и заблуждение, Православие и ересь?'

Сиропул пишет, что православные, симпатизировав­шие католикам, закрывая глаза на догматические рас­хождения, всячески превозносили и ставили во главу угла «мир и согласие», как это делают современные эку­менисты, которые вводят в заблуждение непросвещён­ный в истинах веры народ громкими словами о любви, как будто они любвеобильнее и человеколюбивее, чем Христос, Апостолы и Святые, строго осуждающие за­блуждение и ересь, лжепророков и лжеучителей. Итак, после тайной договорённости с католиками они под­готовили договор об объединении, не поставив в из­вестность всех членов православной делегации, чтобы избежать противодействия с их стороны5. Когда же митрополит Ираклийский пожелал взять в руки подготовленный Виссарионом и его единомышленника­ми документ об унии, чтобы более внимательно с ним ознакомиться, потому что, по его словам, трудно сде­лать о нём заключение, только прослушав его, было сделано строгое и исполненное сарказма замечание, что должно быть стыдно тем, которые заявляют о не­способности удержать в памяти прочитанное. С такой поспешностью, коварством и легкомыслием разбира­лись при подготовке унии вопросы веры! «Сим и огра­ничилось изучение и обсуждение вопросов, имеющих отношение к вероучению»6.

Филокатолики заявляли также, что различия, разде­ляющие нас с латинянами, не существенны, и если пра­вославные захотят объединиться, они легко могут быть устранены. На возражения святителя Марка, считавше­го эти различия большими, ему ответили, что латиня­не — не еретики, и он не может называть их еретиками, потому что никогда в прошлом никто из учёных мужей и Святых не называл латинство ересью. «Нет, — сказал святитель, — это — ересь, и именно так относились к ла­тинству наши предшественники. Они просто не хотели открыто обличать латинян в ереси, потому что с надеждой ожидали их возвращения и желали сохранить с ними дружбу. А в доказательство того, что они считали их еретиками, я могу, если пожелаете, представить вам письменные свидетельства»7.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий