Благолюбие

Благолюбие т.т.1-2

Тема 18. О том, что желающему спастись следует общаться с добродетельными людьми, ибо это весьма полезно, и с горячим желанием и большой ревностью спрашивать и учиться у них спасению

А. Из Патерика

 Авва Палладий сказал: «Подвизающейся о Боге душе следует или ревностно учиться тому, чего она не знает, или мудро учить тому, что знает.

Если же душа не хочет ни того, ни другого, она безумна. Ибо начало апостасии — нежелание ни учить, ни внимать слову Божию, коего постоянно жаждет боголюбивая душа».

2. Брат спросил старца:

— Авва, о чем ни спрошу старцев и что бы они ни ответили для пользы моей души, ничего не запоминаю из их слов. Может, я зря их беспокою, если ничего не исполняю и не очищаюсь (от грехов)?

Рядом стояло два кувшина. Старец сказал:

— Пойди возьми один кувшин, налей в него масла, сполосни, вылей и поставь на место.

Брат так и сделал и поставил кувшин на свое место. Старец сказал:

— А теперь возьми оба кувшина и сравни, какой из них чище.

— Тот, в какой я наливал масло, — сказал брат.

— Вот так и душа, — заметил старец. — Даже если она не запоминает ничего из ответов, все равно очищается больше, чем если бы не спрашивала ни о чем.

3.  Авва Палладий говорил: «Человеку следует стремиться к общению с преподобными мужами больше, чем к светлому окну, чтобы научиться от них читать в своем сердце, как по добротно написанной книге, и в сравнении со святыми увидеть свою лень или усердие. И даже внешне в этих добродетельных людях заметно много такого, что указывает на чистоту души. Это и цвет лица, освященного благоговейным образом жизни, и манера одеваться, и прямота характера, и скромность в разговоре, и здравомыслие, и сдержанность в обращении. Во все это стоит внимательно всмотреться, чтобы отложить в своемсердце образ добродетели».

4. Брат спросил старца:

— Что лучше, ходить к старцам за советом или безмолвствовать?

Старец ответил:

— Древние отцы почитали за правило ходить к старцам за советом.

5. Как-то один брат пришел к авве Иоанну Колову вечером, намереваясь вскоре уйти. Но они увлеклись разговором и не заметили, как наступило утро. Старец пошел его провожать, и они проговорили еще до шестого часа1. Старец предложил ему поесть, и после этого брат ушел к себе.

6. Авва Кассиан рассказывал о старце, жившем в пустыне, который просил Бога даровать ему способность не засыпать во время духовной беседы; а когда кто-нибудь начнет оговаривать других или празднословить, сразу впадать в сон, чтобы уши не наполнялись ядом. Он говорил, что дьявол особенно старателен в празднословии, ибо оно враждебно всякому духовному обучению, и привел такой пример:

— Как-то я беседовал с братьями о чем-то душеполезном, но они были столь отягощены сном, что даже веки не могли разомкнуть. А я, желая показать им работу беса, рассказал глупейшую шутку, и они сразу проснулись и оживились. Я вздохнул и сказал:

— Доселе я с вами говорил о небесных вещах, но ваши очи сковал сон. А сказал одно праздное слово, и вы сразу пробудились. Поэтому, братья, умоляю вас, следите за бесовскими кознями и внимайте себе. Остерегайтесь дремоты, когда вы совершаете или слушаете что-нибудь духовное.

7. Когда авва Пимен был молод, он пошел к одному старцу, чтобы спросить его о трех своих помыслах. Но подойдя к его келье, забыл один помысел и вернулся к себе. И только он стал отодвигать засов, как вспомнил слово, которое забыл, и не отперев двери, опять пошел к старцу. Тот заметил:

— Что-то ты слишком скоро вернулся, брат.

— Я только взялся за засов, — сказал юноша, — как сразу вспомнил то, что забыл, и не стал открывать дверь. Поэтому так быстро и пришел.

А расстояние, пройденное им, было весьма немалое. Старец сказал:

— Ты сущий Пимен, то есть пастырь ангелов, и слух о тебе распространится по всей земле Египетской.

8. Три старца имели обычай ежегодно собираться у блаженного Антония. Двое расспрашивали его о своих помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал и не задавал никаких вопросов. Через много лет авва Антоний спросил молчаливого отца:

— Сколько лет ты сюда ходишь, почему ни о чем меня не спрашиваешь?

— Мне достаточно только видеть тебя, отче, — был ответ.

9. Авва Пафнутий говорил:

— Пока не кончилось время жизни моих старцев, я дважды в месяц приходил к ним, хотя жил в двенадцати милях от них, и открывал им всякий помысел, но они отвечали мне только одно: «Куда бы ты ни пришел, не превозносись и тогда обретешь покой».

10. Об одном старце рассказывали, что он провел семьдесят недель, вкушая пищу только раз в семь дней. Он вопрошал Бога о смысле одного изречения из Писания, но Бог ничего не открыл ему. Старец рассудил так: «Если я столько трудов положил, но ничего так и не узнал, то пойду к брату моему и спрошу у него». И только он запер за собой дверь, как явился ему ангел Господень и сказал: ≪Семьдесят недель твоего поста не приблизили тебя к Богу. А когда ты смирил себя и отправился к брату, я был послан сообщить тебе смысл этого изречения». И открыв ему этот смысл, ангел отлетел.

 1.  Имеется в виду византийское время. Оно постоянно меняется: двенадцатый час ночи наступает после заката солнца. Сегодня по византийскому времени живут монахи на святой горе Афон, в некоторых монастырях Греции и других стран, а также у нас .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий