Благолюбие

Благолюбие т.т.1-2

Тема 22. О том, что желающему спастись следует во избежание смущений уклоняться от встреч с бездуховными людьми и чуждаться мира

А. Из Палладия. К сановнику Лавсу1

Избегай, как можешь, общения с мужами бесполезными, до неприличия озабоченным своей внешностью, даже если это монахи, а тем более миряне: от их лицемерия один вред. Конечно, их седая голова и морщины на лице говорят о глубокой старости, а их благородные манеры приятны. Но тебя может задеть в них что-нибудь самое незначительное, и твой разум не устоит. Ты начнешь превозноситься и насмехаться над ними и повредишь себе тем, что впадешь в гордыню.

1.  Взято из предисловия к «Лавсаику», адресованному Лавсу, другу Палладия.
Его должность препозит переведена как правитель, но, тут, пожалуй, больше подходит — сановник, высокопоставленный чиновник императорского двора.


Б. Из Григория Двоеслова

Некий диакон из Нурсии отправился к Божьему человеку Флорентию, аскету (он безмолствовал в уединении), дабы попросить его помолиться о себе. Когда он подошел ближе к келье святого, то увидел, что все вокруг кишит змеями, и со страху закричал:

— Раб Божий, помолись!

И тут произошло явное чудо. Из кельи вышел Флорентий и, увидев такое множество змей, поднял глаза и руки к небу и начал молиться, чтобы Господь, если Ему угодно, истребил ползучих гадов. Тотчас же грянул гром и убил всех змей. Увидав, что те мертвы, Божий угодник воскликнул:
— Господи! Ты поразил гадов. Но кто же очистит землю от них?

И тут же налетело множество птиц (их было ровно столько же, сколько и убитых гадов), и каждая, взяв по змее, унесла с собой, и все поле полностью очистилось.

Петр. Каким же добродетельным и великим был этот святой муж, если всемогущий Бог так скоро внял его молитве!

Григорий. Чистота и незлобивость сердца, Петр, могут многого удостоиться от Того, Кто Один лишь чист и незлобив. Ведь Его служители далеки от земного. Им чуждо пустословие, и они не допускают своему уму рассеиваться в праздных словах. Они стремяться уподобиться Богу в чистоте и незлобии, и Бог всегда их слышит прежде других. Мы же, погрязшие в мирской толчее, подчас ведем разговоры праздные, а нередко и пагубные. И чем ближе наши уста к суетному миру, тем дальше они от всемогущего Творца. Наше повседневное общение с мирянами низвергает нас (в погибель). Вот почему справедливо укорял себя пророк Исаия, когда явился ему Царь и Господь Саваоф: Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами (Ис 6, 5).
Почему у него такие уста, он объяснил так: И живу посреди народа также с нечистыми устами. Пророк страдал от нечистоты своих уст и сказал, откуда она у него — он живет среди народа с нечистыми устами. Ум не может не оскверниться от общения с мирянами. Соглашаясь встречаться с ними, мы незаметно привыкаем к ним, а это нам не полезно. Потому что, в конце концов, мы с удовольствием продолжаем и не собираемся избегать этого, превращаясь в рабов привычки. Так от празднословия мы переходим к душевредному, от легкомыслия – к греху. А потом уже и Бог не слышит просьб, исходящих из наших уст, по мере того как они оскверняются празднословием.
Ибо написано: не будут услышаны молитвы того, кто отклоняет ухо свое от слушания закона (Притч 28, 9). И что же гут удивительного, что Господь не скоро слышит наши просьбы? Мы сами или слишком поздно, или совсем не слушаемся Его повелений. А Флорентий быстро исполнял заповеди Господа, и не удивительно, что его молитва была сразу услышана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий