Благолюбие

Б. Из аввы Исаии

 Авва Исаия говорил: ≪Если ум захочет взойти на крест, прежде чем преодолеет немощь чувств, на него падет гнев Божий. Ибо он взялся за дело выше своих сил, не исцелив своих чувств. Господь наш Иисус Христос сначала уврачевал все страсти человеческие, ради чего Он и пришел к нам, а потом уже взошел на Крест. Сам Он сказал до того, как Его распяли: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11,4-6). Крещением Господа нашего Иисуса Христа Иоанн показал: тому, кто приходит служить Богу, сначала следует покаяться в содеянном. В Писании сказано, что они крестились от него..., исповедуя грехи свои (Мф 3,6). Много и других знамений сотворил Господь Иисус. Из того, что перечислено дальше, мы узнаем вот что. Слепые прозревают — это означает: в ком живет надежда на сей мир, тот слеп. Однако если он оставил мир и устремился к истинной надежде, то прозрел. Хромые ходят указывает, что тот, кто стремится к Богу, но любит плотские помыслы сердца, хромает. Но если он откажется от них и возлюбит Бога всем сердцем своим, то перестанет хромать. Слова глухие слышат учат нас, что погрязший в мирской суете становится глухим в своем плену и забвении. Если же он обратится к (истинным) знаниям, то слух вернется. Выражение прокаженные очищаются показывает нам следующее. В законе Моисея записано: Нечистым не входи в дам Господень (Ср.: Втор 23,1-3).

Прокаженные — это все те, в ком есть вражда к ближнему, ненависть, зависть, осуждение. И если они отказались от этого, то очистились.

Если слепой прозревает, хромой ходит, глухой слышить, а прокаженный очищается, значит, человек, который был умерщвлен всеми этими болезнями по нерадению, (теперь) носстает и обновляется. Его чувства, обнищавшие святыми добродетелями, благовествуют ему: он прозрел, ходит, слышит и чист. В исповеди своему воспреемнику ты обещал жить во нсяком злострадании и смиренномудрии. Об Иоанне в Писании сказано, что его одежда была из верблюжьего волоса (Ср.: Мф 3,4) и так далее. Это указывает на злострадания, которыми человек сначала должен очиститься, и только потом сможет идти на крест. Ибо крест — символ будущего бессмертия. Однако сначала ему надлежит заградить уста фарисеям и саддукеям1.

Фарисеи — воплощение лукавства, лицемерия и тщелавия, а саддукеи — это утрата веры и всякой надежды. Вот почему Господь и запечатал им уста. В Писании об этом сказано так: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф 22, 46). После этого Иисус послал Петра и Иоанна приготовить Пасху (Ср.: Лк. 22,8). Одним словом, если ум увидит, что над ним уже никто не властен, он готовится к бессмертию, собирает свои чувства воедино, делает их единым телом, питает их, и они становятся неотделимы от него.

После этого, рассказывается в Писании, Иисус молился: Если возможно, да минует меня чаша сия (Мф. 26, 39) в этот час. Этим Он говорит нам: если ум захотел взойти на Крест, ему нужно много молиться и плакать много, всякий час преклоняться пред Богом и просить помощи у Его благости, чтобы она укрепила и хранила его до тех пор, пока не восставит его в святой новизне и непобедимости. Ибо велика опасность в час распятия. Вот почему тому, кто молится, необходим Петр, Иаков и Иоанн, то есть здравая вера, стойкая надежда и совершенная любовь. С их помощью он обретет благодать свыше и сможет взойти на крест. Все это совершил наш Владыка Христос, дав нам образец во всем, чтобы, как сказал апостол, познать Его, и силу воскресния Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп 3,10-11).

[Он и желчь вкусил ради нас. Это учит нас отсекать в себе все]2 злые вожделения, хранить свои уста и не давать таким помыслам исходить из нас и исполняться. Он и уксус попробовал, дабы и мы подавляли в себе всякое своенравие и беспокойную суету. И заплевание принял ради нас, чтобы и мы презирали всякое человекоугодие и мирскую славу. Своим терновым венцом Он наставляет нас сдерживать наше недовольство во всякое время и сносить издевательства без возмущения. Ради нас Господь претерпел удары по Голове тростью, дав пример того, что нам следует постоянно носить шлем смиренномудрия, вменяя ни во что всякую диавольскую заносичивость. Перед распятием Его бичевали — это образ того, чтобы мы презирали оскорбления и людские поношения. Когда делили его одежды, Он хранил спокойствие и тем самым учит нас отвергать мирское, прежде чем взойти на крест. Шел шестой час, когда его распинали, — давайте и мы укрепимся против нерадения и малодушия, пока не умрет грех. Ибо, как сказано в Писании, посредством креста Он убил вражду на нем (Ср.: Еф 2,16).

Когда наступил девятый час, возопил Иисус громким голосом: Элои, Элои! Лама савахфани? (Мк 15, 34). Это учит нас, что нужно терпеть страдания, пока они не прекратятся, и потом смиренно и дерзновенно взывать к Богу. А то, что Он предал дух, когда солнце померкло, показывает: после того, как ум освободился от всякой надежды на этот видимый мир, в человеке умер грех. Тогда раздирается завеса (после того как ум освободится), то есть исчезает средостение, которое было между ним и Богом. Тогда раскалываются камни и отверзаются гробницы. Это означает: когда грех в нас умрет, то все, что нас отягощало, ослепляло и сдавливало душу, разрушится; чувства, которые умерли и принесли в смерти плод, исцелятся и восстанут непобедимо. А то, что Он был завернут в чистую плащаницу с ароматами, прообразует освящение ума. После такой смерти ум облекается в святость и в бессмертие, которые даруют ему покой.

Иисуса положили в новую гробницу, куда еще никого не полагали, и привалили огромный камень ко входу. Это говорит о том, что когда ум освободится от всего и достигнет субботы будущего века, то он и мыслит о новом и нетленном: Ибо где будет труп, там соберутся и орлы (Мф 24, 28). В Писании сказано, что Он восстал в славе Отца Своего, взошел на небеса и воссел одесную (престола) величия на высоте ( Евр 1, 3). О значении этого образа сам апостол сказал: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли (Кол 3,1-3).

Его святое имя может взять на себя наши немощи, чтобы нам, по нашей нищете, простились наши грехи, и мы обрели милость вместе со всеми достойными ее. Аминь».

Примечания:

1. Фарисеи — одна из иудейских ересей. Главное для ее сторонников было соблюдение внешнего благочестия. Они говорили, что верят в Божественный Промысел, в существование ангелов, в бессмертие души, в вечность мучений и в воскресение мертвых. Однако по существу они были жадны, тщеславны, лицемерны и горды. Господь показывает их гордость в притче о мытаре и фарисее (Лк 18,10-14) и клеймит их лицемерие (Мф 23,13-19).

Саддукеи — сторонники другой иудейской ереси (они берут свое название от основателя ереси Садока). Они опирались только на буквальный смысл Закона, отвергали предание, существование ангелов, бессмертие души и воскресение мертвых. Они были противниками фарисеев. Господь своими ответами заградил уста саддукеям.

 2.  Здесь в греческом тексте типографский брак: первая строчка пропущена, остальные набраны в неверном порядке. Текст восстановлен по дореволюционным русским переводам. Отмечено прямыми скобками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий