Благолюбие

Д. Из святого Варсонофия

 Брат спросил старца:

— Помысел говорит, что безмолвие, конечно, нужнее всего и что оно мне полезно. Верно ли такое внушение?

Старец ответил:

— Безмолвие, — это не что иное, как удерживание своего сердца от того, чтобы давать другим вещи и самому принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий. Так и ты ничего не давай и ничего не принимай ни у кого из мирян. И когда удалишься от всего этого, будешь жить в безмоливии и спокойствии. Сам Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9,13). Если и ты окончательно убедился, что милость больше жертвы, склони свое сердце к милости. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде, чем он обретет самого себя, то есть станет непорочен. Когда человек возьмет крест, тогда может безмолвствовать. А если будешь милостив, то и помощь получишь; а захочешь взойти выше своей меры, знай: потеряешь и то, что имеешь. Итак, не уклоняйся ни во вне, ни во внутрь, но держись середины, познавая, что есть воля Божия (Еф 5,17).

Брат спросил:

— Объясни мне, отче, что означают твои слова: «ни во вне, ни во внутрь, но держись середины»? Неужели некоторые дни следует отдавать безмолвию, а некоторые — внешним попечениям?

Старец ответил:

— Мои слова значат: не дерзать на безмолвие и не впадать в нерадение о самом себе среди житейских забот — это и есть путь средний и безопасный от падений. Однако в безмолвии необходимо смирение, а в хлопотах — трезвение и удержание помысла. Не оставлять ни часа, ни тем более дня на расслабление, но постоянно работать ради грядущего. В общежительной обители следует сострадать всем. Поступая так, мы тем самым исполняем заповедь апостола, а именно: если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его и утешь (Ср.: Рим. 8,17; 1 Кор. 12, 26). В этом и есть сострадание. Сострадать же больным и помогать им врачеванием — дело доброе.

Если врач, ухаживающий за больным, получает вознаграждение, то не получит ли гораздо больше тот, кто по силе своей во всем сострадает ближнему? А если он не во всем сострадает ближнему, но в чем-то да, а в чем-то нет, то в чем он сострадает, в том проявляет только свою волю. Знай же и то: насколько человек предается смирению, настолько и преуспевает. Сейчас ты остался в своей келье, это лишит тебя (благих) дел, потому и скорбей у тебя не будет. Если же ты прежде времени избавишься от забот, то общий враг приготовит тебе не покой, а ввергнет в такое смятение, что ты (невольно сам) пожалеешь и скажешь: «Лучше бы мне не родиться на свет».

Брат спросил:

— Однако помысел говорит мне, что, если я уйду куда-нибудь безмолвствовать, то достигну совершенного безмолвия. Ведь я погряз во многих грехах и хочу избавиться от них. И к тому же ко мне не приходит ни плач, ни раскаяние. А помысел говорит мне, что я не стяжаю их до тех пор, пока буду находиться среди людей. Снизойди к моей немощи, отче, и скажи, как мне спастись от лукавых помыслов?

Старец ответил:

— Ты говоришь, брат, что погряз в грехах. Должник, пока сначала не отдаст долга, то куда бы ни пошел: в город ли, в селение — он все равно должник. Он нигде не может поселиться свободно и спокойно вздохнуть. Если же он усердно трудится, то поначалу люди будут относиться к нему с презрением, и бедняга будет стащиться их. Но отдав со временем долг, станет сводным и как свободный человек уже может смело и совершенно открыто жить среди людей и селиться там, где захочет.

Если же человек всеми силами своими постарается терпеливо перенести досады, поношения, бесчестия и лишения за содеянные им грехи, то научится смирению и труду, и за это ему простятся его грехи. Как сказано в Писании: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс 24, 18). Подумай о том, сколько издевательств и поношений претерпел наш Владыка Христос и потом взошел на Крест. Поэтому никто не может достичь совершенного и плодотвороного безмолвия и святого и совершенного покоя, если прежде не сострадал Христу и не претерпел Его страданий, но словам апостола: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим 8,17).

Поэтому не обольщайся: иного пути спасения, кроме этого, нет! А что же до плача, то тебе следует подвизаться, чтобы ни с кем из людей не обращаться вольно, иначе плач и сокрушение не приходят. Если ради этих заповедей ты убежишь от братьев, то знай: тем самым ты убежишь с поля боя и от сражения. (Лучше) борись вместе с ними, чтобы победить вольное обращение. Ведь другого пути одолеть вольное обращение не существует. А без этого нельзя достичь ни плача, ни сокрушения. Вот почему апостол сказал: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим 2, 5). Приложи все свои свои усилия, брат. Да поможет тебе Бог! И не забывай, как я уже говорил, во всем соблюдать терпение, смирение и послушание — и спасешься о Господе.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий