Благолюбие

Б. Из жития священномученика Климента, епископа Анкирского

 Святому Клименту выпало трудное детство. Когда он был совсем младенцем, умер отец. Его родительница, оставшись без мужа, свои надежды после Бога возложила на сына и отдала много сил, чтобы быть для него не только матерью, но и отцом и воспитателем. Вот в таких условиях растила и воспитывала его любящая мать. Почувствовав близость своей кончины, она ласково обняла и прижала к себе ребенка, которому еще не исполнилось и десяти. Для нее было важнее всего, чтобы после нее сын получил не фамильное добро, а унаследовал сокровище небесное. Нежно целуя его, она дала ему последние наставления:

— Дитя мое, дитя мое милое, сыночек! Ты познал сиротство, даже не увидев родного отца. Но Господь стал твоим Отцом и твоим богатством — вот каким счастливым обернулось твое сиротство. Я произвела тебя на свет телесно, а Христос породил тебя Духом. Познай своего Отца. Не посрами звания сына. Служи только Христу. И верь лишь одному Ему. Он истинное бессмертие. Он спасение. Ради нас Он снисшел с небес, возвысил и нас до Себя и сделал Своими сынами и богами. Кто вверит себя Владыке, тот избежит всяческих бед и не только одолеет идолопоклонников тиранов и царей, но и посрамит самих демонов, которым они поклоняются, и самого их главаря и начальника дьявола.

При этих словах ее глаза наполнились слезами. Божественной благодатью перед ее взором предстало будущее, и она пророчески сказала:

— Прошу тебя, милое дитятко, очень прошу: ничего мне не надо — только не откажи мне в радости. Времена сейчас трудные, верующие страдают от безбожных гонений. Я хорошо знаю — и тебя приведут, как сказал Господь, к владыкам и царям за Него. Но ты, сыночек, не посрами меня: стой твердо за Бога и храни исповедание мужественно, до конца. Я уповаю на моего Христа, сладкий мой, уповаю, что и твою головушку Он скоро украсит мученическим венцом.

— Так что готовься, — продолжала она. — И пусть твоя душа преисполнится мужества, чтобы в нужный час не оказаться неготовым к борьбе. Это не какая-то борьба со случайностями или драка с первым встречным. Тут противники иные — сам лукавый с приспешниками и прислужниками. А цель борьбы — вечная жизнь и слава или нескончаемый позор и адские муки, (ловом, впереди у тебя радости победы или ужасы поражения. Какой позор, сынок, что воины охотно умирают за царя, такого же смертного и такого же раба, как они сами, а мы не готовы отдать жизнь за Царя бессмертного. А ведь воины не получают от своего царя ничего достойного их самопожертвования, да и какие дары сравнимы с жизнью и какая от них польза мертвым? А вот если ты умрешь за нашего Владыку всех Христа, то, вместо временной жизни, удостоишься вечной; вместо тленных радостей, славы и богатства, насладишься вечным блаженством. Ведь если мы не умрем сейчас, потом все равно не избежим смерти и оплатим все свои долги. Но, как ни говори, кончину ради Христа в сущности и смертью назвать нельзя, потому что радостные надежды на будущие блага всегда выше ощущений конца.

Прежде всего, дитя мое, тебе следует подумать вот о чем. Создатель всякой твари и Творец нашего рода стал ради нас человеком, сошел на землю и жил среди людей. Скажу больше, ради нас, неблагодарных рабов, Владыка был осужден на смерть, бичеван и распят. Все это Он претерпел ради нас и ради нашего спасения, чтобы уничтожить рабство греху, упразднить прежнее осуждение и снова открыть нам двери рая.

Как же нам, мое дитятко, не благодарить Его, ведь Он, будучи таким Владыкой, ради нас смело отдал Себя на такие мучения и даже неминуемую гибель, а мы не хотим пострадать ради Него хотя бы немножко? Не забывай об этом, сыночек, и пусть ничто не отлучит тебя от любви Христовой: ни угрозы начальников, ни пытки, ни страх перед временными земными царями. Их гнев исчезнет вместе с их величием, огонь угаснет, а ржа съест их меч. Ты же стремись к благам, уготованным мученикам, и наградой тебе станет небо, предназначенное для них.

Так весь день матушка укрепляла его, и ее устами говорил сам дух мудрости. К тому же и ребенок был уже не по годам понятлив, и ее наставления глубоко западали ему в душу.

— Таков твой сыновий долг, мальчик мой, — добавила она, — перни его своей матери. Он станет мне наградой за родовые муки, сладкий мой, потому что мать, по слову Павла, спасается через чадородие (1 Тим 2,15) и прославляется своим сыном. Вот, сыночка, я уже с помощью благодати ухожу (она сказала гак, потому что почувствовала свой конец) и завтра утром уже не увижу белого света. Теперь ты мой свет во Христе и жизнь.

Умоляю тебя, сердце мое, не обмани моих надежд.

В свое время, — продолжала она, — одна еврейская женщина воспитала семерых сыновей-мучеников и благодаря им удостоилась венца1. Ты же один у меня и ты прославишь меня. Блаженна я средь матерей, потому что прославлюсь тобой. Я ухожу раньше тебя, сыночек! И уже больше никогда не увижу тебя телесными глазами, ненаглядный мой. Но помни, и после моей смерти моя душа останется связанной с твоей навеки. И вместе с ней склонюсь перед алтарем Христовым, как причастница той славной твоей борьбы, ран и страданий и твоего светлого торжества.

Такими словами блаженная мать наставляла сына, покрывая его нежными поцелуями и все время приговаривая:

— Целую мученика, который отдаст свою жизнь за Христа.

Так обнимая и ласково разговаривая с ребенком, она почила блаженным сном на руках любящего сына, отдав свою душу Богу.

Как любящий сын любящей матери, он предал ее тело земле и сразу же ушел в отшельники, по заповеди матери отрекшись от мира ради Христа, чтобы затем за Него и умереть. И с той поры всю свою жизнь он питался одной чечевицей в память о трех отроках, которых пост сделал неприступными для огня страстей и неуязвимыми для пламени чувственной печи.

Примечание:

1. Имеется в виду святая Соломония и ее сыновья (Семь мучеников Маккавееских, их память отмечается 1 августа).

 

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий