Благолюбие

Тема 13. О том, что отрекшийся от мира должен быть странником, в чем смысл странничества, какая от него польза и какие места больше всего подходят для аскетизма

 А. Из Отечника

Благолюбие т.т.1-2 Авва Иаков сказал, что гораздо лучше быть странником ради Бога, чем принимать странников.

2. Авва Лонгин однажды спросил авву Лукия:

— А если моя душа жаждет странствований?

Старец ответил:

— Если не обуздаешь свой язык, то куда бы ты ни пошел, странником не станешь. А как обуздаешь свой язык, такты уже странник.

3. Старец сказал: «Если монах знает место, где можно добиться преуспеяния, но, боясь телесных трудов, не идет туда, он не верит, что есть Бог».

4. Брат спросил старца:

— Авва, почему наше поколение не может держаться аскетизма отцов?

— Потому, — ответил старец, — что не любит Бога, не избегает людей и' не возненавидел материальные блага мира. Как только человек станет избегать людей и всего материального, с этого начнется его покаяние и аскеза. Когда загорится поле, и пожар нужно гасить и, если заранее не убрать сухую растительность на пути огня, то пожар не потушить. Так и тут, если монах не пойдет туда, где трудно даже хлеб добыть, то не сможет достичь аскетизма. Ведь душа, если ничего не видит, то ничего и не жаждет.

5. Брат спросил авву Сисоя:

— Что такое странничество, отче?

Старец ответил:

— Безмолвие и отречение от мирской суеты, куда бы ты ни пошел, — вот в чем истинное странничество.

6. Брат спросил старца:

— Что такое странничество?

— Знавал я одного странствующего брата, — ответил старец.

— Как-то он попал в церковь во время трапезы и сел за стол, чтобы поесть вместе с братьями. И тут кто-то спросил:

— А этот как сюда попал?

Тогда страннику сказали:

— Ну-ка вставай и давай отсюда.

Он встал и вышел. Но другие браться сжалились над ним, пошли и привели его обратно. Потом они спросили у него:

— Что было у тебя на сердце, когда тебя прогнали, потом привели обратно?

Он ответил:

— Я положил в своем сердце: ты все равно что собака, гонят — она уходит, а зовут — возвращается.

7. Кто-то из отцов рассказал о двух монахах, которые жили по соседству с ним. Один из них был чужеземец, а другой — местный. Первый был немного ленив, а второй весьма усерден. Так случилось, что сначала умер чужеземец. А их старец был прозорлив, и ему было видение: множество ангелов возносят душу почившего. Когда брат достиг неба и подошел к дверям, возник спор о его судьбе. Тут свыше раздался глас: «Да, он был немного ленив, но за то, что он жил на чужбине, отворите ему».

Умер и второй. На похороны пришла вся родня. Старец, увидев, что подле него нет ни одного ангела, удивился, пал ниц перед Богом и спросил:

— Господи, почему же чужестранец страдал ленцой и сподобился такой славы, а этот брат, такой усердный, не удостоился ничего?

— Когда усердный брат был при смерти, — ответил глас, — открыл глаза и увидел плачущих родных, то его душа утешилась.

А чужестранец, хоть и ленивый, когда увидел, что рядом нет ни одного родного лица, горько заплакал, и Бог утешил сто.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий