Благолюбие, т.1 (продолжение)

Тема 7. О том, что души добродетельных людей в час смерти часто утешаются неким божественным осенением и потому легче разлучаются с телом

 А. Из Григория Двоеслова

Благолюбие т.т.1-2 1. Пресвитер города Нурсии1, с превеликим страхом Божиим пасший вверенную ему церковь, со времени своего рукоположения в священники знал свою жену только как сестру и опасался ее, как врага: никогда не позволял ей не только близко подходить, но ни при каких обстоятельствах не разрешал даже прикасаться к нему и решительно прервал всякие супружеские отношения с ней.

У святых мужей бывают такие особенности: чтобы навсегда избежать непозволительного, они не разрешают себе даже многое дозволенное. Так и пресвитер, чтобы не впасть в какой-нибудь грех из-за жены, отказался принимать от нее даже обычные услуги. Так сей достопочтенный муж прожил много лет. На сороковом году своего служения бедняга заболел жестокою лихорадкою и стал близок к смерти. Когда его супруга увидела, что руки мужа помертвели и он вытянулся, как покойник, то приложила было ухо к его ноздрям, стараясь узнать, дышит ли он. Хотя священнослужитель находился на последнем издыхании, он все же из последних сил напрягся, собрался с духом и отчетливо произнес:

— Отойди, женщина, огонек еще жив, убери солому.

Когда она отошла, у него как бы даже несколько прибавилось телесных сил, и он заговорил с великою радостью:

— Добро пожаловать, господа мои; добро пожаловать, господа мои. Какую честь своим посещением вы оказали мне, такому ничтожному рабу? Я иду, иду. Благодарю вас, благодарю...

Много раз повторил он эти слова прерывистым голосом. Окружавшие его близкие спросили, с кем это он разговаривает. В ответ умирающий удивленно воскликнул:

— Как, разве вы не видите пришедших сюда Божиих апостолов? Неужели не замечаете всехвального Петра и Павла, первоверховных апостолов? — И снова обратившись к вошедшим, сказал: — Иду, иду, — и с сими словами предал дух Богу.

Тут очевидно, что такое Божие человеколюбие проявляется к праведникам, дабы подготовить их к смерти: они созерцают святых, явившихся, чтобы избавить их от ужаса предсмертных мучений, и своим внутренним сознанием воспринимают (небесных посланцев) как неких соучастников их освобождения без боли и страха от уз плоти.

2. А вот какой случай, как я узнал, произошел с Пробом, епископом города Реаты2. Незадолго до своей кончины он тяжело заболел. Его отец по имени Максим пригласил врачей со всей округи, надеясь, что, может быть, им удастся исцелить его. Но собравшиеся отовсюду доктора, пощупав пульс больного, объявили, что конец близок. Когда пришло время обеда и день стал клониться к вечеру, достопочтенный епископ, заботясь более о здоровье гостей, нежели о своем собственном, предложил им подняться на второй этаж своего дома и после трудов подкрепить себя пищею. Все отправились наверх, оставив с больным отрока, который, по словам вышеупомянутого Проба, жив и доселе. И вот этот отрок, находившийся у смертного одра, вдруг увидел, что к к человеку Божию вошли два мужа в белых одеяниях, и лица их сияли ярче одежд. Ослепленный ярким светом и преисполненный страха, отрок громко закричал:

— Кто вы такие?

Епископ Проб, встревоженный его криком, посмотрел на входящих мужей, узнал их и стал утешать перепуганного мальчика:

— Не бойся, сын мой, это пришли ко мне мученики святой Ювеналий и святой Елевферий.

Отрок же, в страхе от невиданного явления, бегом бросился за дверь и рассказал о видении отцу и врачам. Они тотчас спустились вниз, но больного, которого только что покинули, нашли уже бездыханным — его (душу) взяли с собой святые, чье явление не смог вынести отрок.

Примечания:

1.   Нурсия, или Норсия — небольшой город в центральной Италии к северо- вотоку от Рима.
2.  Ныне Риети — древний город центральной Италии, в 40 милях северо- восточнее Рима.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий