Благолюбие. том 2

В. Из Патерика

Авва Иосиф спросил авву Пимена, как нужно поститься.

Авва Пимен ответил:

— Я избрал для себя обычай есть каждый день, но немного, не насыщаясь.

— Но когда ты был моложе, — возразил авва Иосиф, — разве ты не постился через день, авва?

— Конечно, бывало, что я постился и три, и четыре дня, и целую неделю. Все это испытали отцы, которые были очень сильны; и поняли, что лучше есть каждый день, но немного, и передали нам этот царский путь подвига, ибо он легче.

2. Он же сказал: все, что сверх меры, — от бесов.

3. Как-то один человек, который в пустыне охотился на диких зверей, увидел, как авва Антоний шутливо разговаривает с братьями и удивился. Старец, решив разъяснить ему, что потребно некоторое снисхождение в общении с братьями, сказал:

— Положи стрелу на лук и натяни тетиву.

Он так и сделал.

— Еще натяни, — сказал старец.

Тот натянул еще.

— Теперь еще натяни.

Охотник возразил:

— Если я натяну сверх меры, лук треснет.

Тогда старец сказал:

— Так и в Божием деле. Если мы сверх меры ужесточим повеления братьям, они скоро отчаются. В некоторых случаях нужно проявлять к ним и снисходительность.

4. Пришел авва Исаак к авве Пимену. Когда авва Пимен омыл ему ноги небольшим количеством воды, авва Исаак, имея к нему дерзновение, спросил:

— Но почему же некоторые отцы сурово относились к своему телу и не давали ему поблажек?

Авва Пимен ответил:

— Отцы нас учили убивать не тело, а страсти.

5. Брат сказал авве Сармате:

— Помыслы говорят мне: «Не трудись все время, но ешь, пей и спи».

— Когда голоден, ешь, — отвечал старец, — когда жаждешь, пей. Когда захочешь спать, спи.

И брат ушел, но тот же день к нему зашел другой старец, и юноша передал ему то, что говорил авва Сармата. Старец добавил:

— Вот что велел тебе брат Сармата: если ты сильно голоден и жаждешь до изнеможения, только тогда ешь и пей. И если ты уже давно бодрствуешь и начинаешь подремывать, тогда спи. А если нет настоятельной нужды, то не нужно этого делать.

6. Старец сказал: «Бывает, человек ест много, но остается голодным, а другой ест мало и насыщается. Кто много ест и остается голодным, тот получит большее воздаяние, чем тот, кто ест мало и сыт.

7. Он же сказал: «Если тело твое немощно, совершай все, что ему необходимо, не то заболеешь, потребуешь себе особойпищи и начнешь докучать тому, кто тебе прислуживает».

8. Рассказывали об авве Нетре, ученике аввы Силуана: когда тот жил в своей келье на Синайской горе, соблюдал меру в телесных потребностях. А когда стал епископом Фарана1, то принялся очень стеснять себя и вести суровый образ жизни.

Однажды его ученик сказал ему:

— Когда мы были в пустыне, ты не совершал такого строгого подвига.

— Там, — ответил он, — была пустыня, безмолвие и нищета, и потому я следил за своим телом, чтобы не заболеть и из-за этого не начать нуждаться в том, чего в пустыне не найдешь. А теперь вокруг меня мир со всеми его возможностями: и если я заболею здесь, то обо мне позаботятся, и я не нарушу своих монашеских обетов.

9. К авве Мегефию второму, жителю Синая, пришел старец и спросил:

— Как ты проводишь жизнь в этой пустыне?

Тот ответил:

— Ем через день и съедаю одну лепешку.

— Послушайся меня, если хочешь, — сказал старец. – Ешь каждый день по половине лепешки.

Авва Мегефий так и поступил и обрел отдохновение.

10. Брат спросил старца:

— Как соблюсти меру во время поста?

Старец ответил:

— Никогда ничего не делай сверх устава. Многие хотят превысить устав, но у них не получается исполнить даже самую малость его.

Примечание:

1 Фаран — город на Красном море, кафедра епископа и центр отшельничества. До сих пор нигде не сохранилось столько следов монастырей и скитов, как здесь, и еще на каменистом склоне близлежащей горы Сервы. Халкидонский собор поставил над монахами в Фаране епископа, который подчинялся Иерусалимскому патриарху. С VI века монахи и жители, к сожалению, присоединились к монофизитам. Фараном также называется и пустыня между Палестиной и Египтом, через которую прошли израильтяне, ведомые Моисеем. Первым в этой пустыне подвизался преподобный Харитон, основавший там Лавру в 276 г. Вблизи этой обители в 406 г. совершал подвиги и Евфимий Великий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий