И. Из Отечиика
Как-то принесли пожертвования на гору аввы Антония, и там среди прочих вещей оказался сосуд с вином. Один из старцев взял этот небольшой сосуд и чашку и отнес вино авве Сисою и предложил ему. Они сначала выпили по чашке, потом по второй. Старец предложил авве Сисою и третью, но тот не принял ее, сказав: «Хватит, брат, или не знаешь, что существует сатана?»
2. Помрачение души происходит от неупорядоченного образа жизни, а мера и своевременность образа жизни просвещают разум и гонят прочь смятение страстей. Смятение в разуме и бесчиния привносят в душу помрачение или смешивают чистоту с мятежностью. А от чина происходит мир, от мира рождается в душе свет, а от света окна разума открываются навстречу чистейшему ветру. В той мере, в которой сердце приближается к премудрости, оно восприимчиво к благодати Божией.
Если ты пожелаешь приблизиться к Богу в своем сердце, прежде всего покажи свое стремление в телесной области: в ограничении себя самым необходимым, в принятии только одного вида пищи и только в урочные часы, а также и в других подвигах и злостраданиях тела, совершающимся с рассуждением и по чину. Тогда и Господь положит основание твоего совершенства, как Сам Он начал со страданий в пустыне1. Так ты поднимешься к большему и совершенному и умом при содействии благодати приблизишься к Богу.
3. Великая сила в умеренном постоянном образе жизни. Она ломает даже самый твердый камень. Не думай, брат, что внутренним помыслам можно помешать иначе, кроме как правильным и чинным управлением своим телом.
Примечание:
1 Господь наш Иисус Христос после крещения Иоанном Предтечей в реке Иордане перед началом проповеди возведен был Духом в пустыню и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Там по Божественному попущению Его искушал диавол, который, ничего не добившись, оставил Господа. Тогда ангелы приступили и служили Ему (Мф гл. 4 )