Благолюбие. Том 2

Благолюбие т.т.1-2

Тема 24. О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться

А. Письмо святого Палладия Лавсу1 Препозиту

Мужайся всеми силами своего ума, прошу тебя, раб Божий Лаве. Не связывай своей свободной воли обетом из притворного угождения человекам. Многие от этого пострадали: из-за тщеславного рвения они дали обет не есть то или не пить это и тем самым поработили свою самостоятельность неотменимым обетом.

Если ты на горе себе так поступил, то жизнелюбие или уныние, немощь тела или усладительное вожделение заставят тебя позднее познать горечь клятвопреступления. Если ты разумно что-то принимаешь и от чего-то отказываешься, то не согрешишь. Лучше пить вино разумно, чем пить воду до одурения. Взгляни на тех, кто рассудительно и благочестиво пьет вино, а потом на тех, кто неразумно от него отказался.

Вино пил Иосиф среди египтян, вино пил Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками, и Его осуждали как чрево угодника и пьяницу. А манихеи2 и некоторые из языческих мудрецов пили только воду, но, став пленниками своего превозношения, не познали Бога. Материя яства или питья сама по себе не может быть похвальной или предосудительной, но только намерение того, кто во благо или во зло употребляет эту материю.

О тех, кто принимают что-то материальное или отказываются от него, Господь сказал: По плодам их узнаете их (Мф 7, 16). Эти плоды назвал апостол: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5, 22). Тот, кто старается принести эти плоды, всегда умеряет свои желания и никогда не ест, не пьет и не ночует под одной крышей с человеком, известным своей порочностью. Когда он здоров, то избегает жирной пищи, а если болен, немощен, бедствует или ради уничтожения в себе тщеславия вкушает ее умеренно, как лекарство только для исцеления души и тела, воздавая благодарность Богу.

Примечания:

 1. Лаве Препозит был патрицием в Константинополе во времена императора Феодосия 1 (379-395). Он жил в роскошном доме в столице на площади Константина, называемой Мессия, или Регия, который сгорел во время большого пожара в 476 году. Для него преподобный Палладий написал «Лавсаик», из которого извлечено это поучение, как, впрочем, и многие другие отрывки в данной книге.

 2.  Манихеями назывались сторонники религии Манета, которая появилась в III в., произошла от древней персидской религии и не имела никакого отношения к христианству. Но когда она распространилась в Римской империи, то восприняла элементы иудаизма и христианства. В Малой Азии манихеи представлялись как православные, которые презирали их и считали оскорблением, когда кого-нибудь называли «манихеем».

 

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий