Благолюбие. Том 2

Ж. Из Отечника

Брат, смущаемый помыслами блуда, спросил авву Кирилла Александрийского1:

— Что мне делать, отче?
— Если у тебя нет помыслов, — ответил старец, — то тебе останется только совершить грех на деле. Это означает: кто мысленно не сражается с грехом, тому будет нечего противопоставить, когда грех пойдет на него войной, и он совершит грех телесно. А кто грешит на деле, тому не досаждают никакие помыслы, — ответил старец и спросил:

— А у тебя не было ли обыкновения общаться с женщиной?
— Нет, — ответил брат, — но мои помыслы все равно, что древние и новые живописцы. То есть: меня смущают воспоминания и мысленные образы.
— Не бойся мертвых, но избегай живых и усиль молитву.

Мертвыми он назвал былые воспоминания, а живыми — личное общение.

2. Авва Анув спросил авву Пимена:

— Что делать с нечистыми помыслами, которые рождаются в сердце человека.
— Мотыгу прославит только труженик, — ответил авва Пимен, — А ты не подавай им руки, и они исчезнут.

3. Тот же авва Пимен сказал: ≪Человек должен сражаться с двумя помыслами: блуда и злословия, и никогда не злословь никого, даже в сердце об этом не думай. Если он просто захочет разобраться в этих помыслах, пользы не получит, а вред потерпит. Только освободившись от этих двух помыслов, человек обретет покой. А освобождается от этих помыслов тот, кто к Богу прибегает, а их гонит прочь.

4. Брат спросил кого-то из отцов:

— Что мне делать, если всегда мой помысел впадает в блуд и не дает мне отдохнуть даже на краткое время, и душа моя скорбит?
— Когда бесы сеют помыслы, не разговаривай с ними, — ответил старец. — Ибо таково их дело — внушать помыслы. Они не забывают о нем, но и человека следовать помыслам не принуждают. От тебя зависит, согласиться с помыслом или отвергнуть его. Знаешь ли ты, что сделали мадианитяне? Они украсили своих дочерей и поставили их перед израильтянами, но никого не принуждали — израильтяне сами по своей воле пали с их дочерьми, хотя другие возмущались, угрожали и даже убивали евреев. Так и ты поступай с помыслами: когда они начнут тебе что-то говорить, не отвечай им, а встань, помолись и сделай земной поклон со словами: «Сыне Божий, помилуй мя и помоги мне в моей немощи». И вскоре ты увидишь, как тает воск от огня (Пс 67, 3), так и эти помыслы исчезнут.

5. Кто-то из отцов сказал: ≪Страсть блуда многообразна, апостол говорит: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф 5, 3). Блуд — телесное действие, а нечистота – прикосновение к телу. Смех и дерзость речи, даже если кто-нибудь захочет наставить в благочестии или исправить ближнего, вызывают вожделение, потому что будят страсть. Часто даже запах одежды возлюбленного, а не то что прикосновение или речь порождают страсть. Монах должен трезвиться всякий
час, а то от беспечности он может впасть во все выше сказанное. Он сначала усилит свою страсть, превратив ее в мучительную и почти неодолимую, а потом потерпит великий ущерб и вред».

6. Кто-то из отцов говорил о блудных помыслах, возникающих в сердце, но не совершающихся, то есть не исполненных на деле. Это все равно, что увидеть виноградник и всей душой захотеть съесть гроздь, но бояться войти и украсть, чтобы его не схватили и не казнили, как вора. А если он останется за изгородью и будет просто смотреть, он тоже может быть схвачен. Конечно, не вошел и не попробовал чужого, а только пожелал его, поэтому его не казнят, но станут бичевать за то, что позарился на чужое. Он не совершил грех на деле, поэтому заслужил не смерти, а бичевания».

7. Брат сказал старцу:

— Я борим блудной страстью.
— Если блуд — благо, — сказал старец, — то почему ты отвращаешься от него и ушел из мира? А если зло, то зачем ты ищешь его?

8. Так случилось, что один брат мысленно совершил блуд с попутчиком своим, пошел и рассказал об этом отцам:

— Что мне делать, ибо не спокойно мое сердце, что я сдался в битве с врагом и, уступив помыслам, все равно что согрешил на деле?

Отцы ответили:

— Грех не был совершен, но действовал в тебе враг, искушая тебя, а Бог защитил тебя.

Но брат не поверил им и продолжал мучиться. Тогда отцы поведали ему, как два брата, посланные из киновии в деревню, пошли вместе, и бес пять раз нападал на старшего из них, чтобы тот согрешил с младшим, но, претерпевая страшное искушение, он все время совершал подвиг непрестанной молитвы. Когда братья вернулись к своему старцу, старший брат от страха не смел даже взглянуть на него. Он пал ниц перед старцем и сказал:

«Помолись за меня, отче, ибо я впал в блуд, — и рассказал, какая битва происходила в его уме».

Прозорливый старец увидел над его головой пять венцов и сказал ему:

«Дерзай, чадо! Ты не потерпел поражение, а, наоборот, победил, так как не совершил греха».

— Так что и ты, брат, — сказали старцы, — дерзай и не скорби, потому что грех не совершен на деле. Великое борение, когда человек, имея возможность согрешить, смог устоять перед искушением.

Тем большую мзду он приемлет, чем крепче и яростнее сражается с ним враг. Что ты думаешь о блаженном Иосифе, легко ли ему было, когда его возжелала жена Потифара (Быт 39,7)? Неужели легко ему было совершить свой подвиг? Он как будто бы вел бой на арене, так как Бог и ангелы наблюдали за сражением, а дьявол и бесы все больше распаляли ту жену. Он вел бой с великим трудом и напряжением, как на поле битвы, и за этим бойцом с неба следил Бог и сонмы святых ангелов.

Дьявол сражался с ним со всем своим лукавым воинством, возбуждая в муже страсть и все более озлобляя женщину. А когда доблестный боец победил, все лики ангелов громогласно прославили Бога: «Воин одержал не виданную доселе победу».

Конечно, брат, хорошо не совершать зла даже в воспоминании. Но если зло тебя искушает, не сдавайся, а продолжай биться».

9. Сказал старец: «Если блуд осаждает твое тело или сердце, найди, откуда начался натиск, и исправься. Это может быть от долгого сна, от превозношения или от того, что почитаешь себя прекраснее кого-то, или осуждаешь ближнего за грех. Если человек не знает этих страстей, его и блуд не одолеет».

10. Он же сказал: «Если ты впал в блуд, а лицо, с которым ты согрешил, находится неподалеку от того места, где ты живешь, уходи прочь оттуда, иначе не покаешься».

11. Брат спросил старца о телесных страстях, то есть о блудных помыслах, и старец ответил: «Они подобны флейтистам, славившим сооруженного Навуходоносором2 истукана. Если бы флейтисты не ввели в заблуждение людей, те не поклонились бы идолу. Так и бесы играют в душе на инструментах страстей, то есть пробуждают страсти, только бы ввести ее в заблуждение и убедить впасть в грех на деле».

Примечания:

 1 Речь идет о Патриархе Александрийском Кирилле (375-444). Один из выдающихся архиепископов Александрии, он был племянником Патриарха Феофила и после его смерти, несмотря на сопротивление ариан, был избран Патриархом Александрийским. Кирилл изгнал навациан и иудеев и вел непримиримую борьбу с еретиком Несторием. Участник третьего Вселенского Собора в Ефесе, осудившего ересь Нестория. Автор многих богословских сочинений, считается одним из выдающихся отцов церкви.

2. Навуходоносор, царь Вавилонский, сделал золотого истукана высотой в 60 локтей и шириной 6, и поставил его на поле Дейре. Он созвал правителей, сатрапов, воевод, князей своего царства для поклонению истукану. Когда все собрались, глашатай объявил, что как только раздастся звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и прочих инструментов, все должны пасть на колени и поклониться золотому идолу. Кто не поклонится, того бросят в раскаленную печь. Когда раздались звуки музыкальных инструментов, то золотому истукану поклонились все народы, колена и языки (Дан 3,1-7).

Тема 27       Начало         Тема 29

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий