Благолюбие. Том 2

Благолюбие т.т.1-2

Тема 32. О том, что плач – великое дело, и о том, какими бывают виды плача и в чем различие между ними

А. Из Григория Двоеслова

Петр: Прошу тебя, честный владыко, сказать, сколько видов сокрушения существует?

Григорий・. Есть несколько видов сердечного сокрушения, когда кающийся оплакивает каждый свой грех. Посему и Иеремия говорит от лица кающихся: Потоки вод изливает око мое (Плач 3,48). Но главным образом есть два рода сердечного сокрушения: во-первых, когда сердце, жаждущее Бога, сокрушается от страха, а, во-вторых, когда сокрушается по любви. В первом случае душа горько скорбит, когда, воспоминая о своих грехах, страшится подвергнуться за них вечному мучению. Но когда продолжительная скорбь и беспокойство изгладят этот страх, в душе водворяется некоторое спокойствие от предчувствия избавления. В ней возгорается уже любовь к небесным радостям. И как прежде она плакала, опасаясь мучений, так теперь с еще большей горестью оплакивает то, что она вне Царства. Ибо душа созерцает и лики ангелов, и взаимное общение блаженных душ, и величие вечного лицезрения Бога.

Она рыдает о своем отлучении от вечных благ сильней, чем прежде, когда боялась вечных мучений. Таким образом, полное сокрушение от страха приводит душу к сокрушению по любви. Прекрасно представлено это в истинном священно-историческом повествовании. Ахсу, дочь Халева1, сошла с осляти. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала:... ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние (Нав 15, 17-19). Ахсу, сидящая на осляти, есть образ души с ее неразумными плотскими стремлениями. Как та, воздыхая, просит у отца влажной земли: так и мы с великим стенанием должны испрашивать у Господа дара слез.

Ибо некоторые получили дар открыто защищать и преподавать истину, охранять угнетаемых, помогать бедным, быть ревнителями веры, но не достигли еще дара. Они владеют землею полуденною и сухою и нуждаются еще в земле влажной. Пусть они ревностно творят добрые дела, их возвеличивающие: им непременно необходимо, по страху ли мучений или по любви к Царству Небесному, оплакать прежде содеянные грехи.

Как я сказал, есть два рода сокрушения; отец дает им землю влажную, вышнюю и нижнюю. Душа приобретает вышнюю землю, когда желание Царства Небесного возбуждает в ней скорбные слезы. Душа приобретает землю нижнюю, когда плачет, страшась мук адских. Впрочем, прежде дается нижняя земля, а потом уже вышняя. Но как сокрушение любви по достоинству выше, то необходимо было упомянуть прежде о земле вышней, а потом уже о земле нижней.

Примечание:

1.  Халев и Иисус Навин — единственные иудеи, которым посчастливилось войти в землю обетованную, т.к. все остальные евреи старше 20 лет были наказаны Богом, потому что роптали на Него. После покорения Ханаана Иисус Навин, ставший вождем после Моисея, разделил землю между двенадцатью коленами Израиля. Получил и Халев, сын Иефоннин, происходивший из колена Иудова, свою долю: город Аврок, родовой город Енака. Затем он попытался завоевать Давир, и сказал Халев, что отдаст в жену дочь свою Ахсу тому, кто овладеет городом Давир. И овладел им Гофониил, сын Кенеза. И когда привел ее отец к Гофониилу, она крикнула с осла, на котором сидела, и Халев спросил, чего она хочет. Тогда она ответила: «Дай мне благословение, ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод». И дал ей Халев источники верхние и источники нижние (Ис. Навин 15,13-20)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий