Благолюбие. Том III

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 14. О том, что подвижник не должен, даже если телесно болен, давать себе послабления в виде наслаждений и уменьшать свой подвиг; и о том, что надежду на выздоровление следует возлагать не на лекарства, а на Бога, ибо болезни случаются по Божьему промыслу

А. Из жития святого Пахомия

вятой Паламон, учитель святого Пахомия, от чрезмерных подвигов в старости страдал селезенкой, и все его тело ослабело. Он ел изредка и не пил воду, а иногда только пил воду и совсем ничего не ел.

2. Братья пришли к нему и принялись уговаривать его не разрушать свое тело, но проявить о нем хотя бы небольшую заботу, чтобы из-за чрезмерного напряжения не причинять себе сильной и долгой боли. Только через несколько дней он послушался и принял лекарство, смягчающее боль.

3. Вскоре оказалось, что боль не проходит, а, напротив, стала усиливаться. Тогда старец оставил целебную пищу, сказав: «Мученики Христовы, когда им отсекали части тела, отрубали голову, жарили на огне, были стойкими ради Бога до самой смерти. Неужели я проявлю слабость при малейшей боли и поврежу себе? Неужели сбегу с поля боя, испугавшись кратковременной скорби? Когда я уступил и стал принимать пищу, которая должна была бы, казалось, дать облегчение телу, никакой пользы я не получил. Так что вернусь к прежнему свое му подвигу, в котором, как я убежден, и заключено всякое успокоение. В нем я и получу исцеление. Ибо принимаюсь за подвиг не по человеческому разумению, но ради Бога».

4. И так мужественно совершая подвиг, он целый месяц терпел тяжелую болезнь, в ней же посетил его Господь. Пахомий предстал перед ним, и Господь даровал ему послабление, чтобы он в добром расположении духа прожил старость.

5. Как-то братья во главе с Пахомием Великим отправились на остров, чтобы нарезать (свежих) веток. Феодор готовил обед, и тут Пахомия скрутила болезнь. Он дрожал, и Феодор прикрыл его власяницей. А тот, как только понял, что сделал Феодор, сказал: «Сними это с меня, и накинь мне на плечи циновку, как и положено братьям».

6. Феодор, казалось, забыл о строгом повелении брата. Он нашел коврик из пальмовых листьев и протянул Пахомию, убеждая принять этот удобный покров. Тот взглянул на коврик и со слезами сказал: «Брат, в нашей власти и труды, и отдохновение братьев. Мы домостроительствуем обо всех их нуждах. Поэтому, конечно же, мы должны полностью пренебрегать собой. Зачем нам нужно то, что сверх наших нужд или несвоевременно, или нарушает обычай? ЭДе у тебя страх Божий? Скажи мне, брат, ты обошел все скитские помещения? Посмотрел ли ты, нет ли в них немощных, которые действительно нуждаются? Меня не обманешь, брат! Ведь совершать беззаконие что в малом, что в великом — это одно и то же. Если они свои скорби переносят с благодарностью Богу, то почему мы должны сетовать?»

7. По данной ему благодати святой Пахомий претерпевал все болезни, которые с ним случались. Ведь он знал, что бесы что угодно измышляют, лишь бы помешать верным проходить испытания. Как-то постигла его в монастыре сильнейшая лихорадка, и целых пять дней он не мог вкушать никакой пищи. Он понял, что здесь было искушение от лукавого, который всегда хочет поставить святым препятствия. Он не преминул сразу встать и совершить молитвы перед Богом о вожделенном здравии. Через некоторое время болезнь утихла, и он отправился обедать вмести со всеми здоровыми братьями, благодаря Бога, даровавшего ему различение искушений. Таким он был человеком, никогда не забывавшим о больных, но благим и сострадательным ко всем братьям, как никто другой.

8. Как-то у Феодора заболела голова, причиняя жесточайшие мучения. Он попросил у Пахомия благословения обратиться к врачу. Авва сказал ему: «Ты думаешь, брат, что страдания или что-нибудь иное в том же роде происходит не по попущению Божию? Посему, чадо, терпи, и Господь, когда пожелает, исцелит тебя. Знай: когда ты проходишь испытания, то должен быть благодарен, как совершенный Иов, и тогда обретешь покой. Доброе дело подвижника — терпение по воле Божией с молитвой и воздержанием! Оно может и в немощах принести великую награду, благодаря стойкости и долготерпению.

9. Другой брат в этом же монастыре, по имени Закхей, проведший многие годы в подвиге, заболел проказой. Он вынужден был поселиться в отдельной от братьев келье и пробавлялся только хлебом с солью, чтобы ни в чем не уступать прежнего своего подвига многих лет, и циновки он плел каждый день наравне со всеми. И такому великому сокрушению он подвергал себя, что часто, когда плел, царапал свои больные руки концами прутьев до крови. Вот какая стойкость была у него, и он показывал ее на деле.

10. Хотя больной страдал от ужасной слабости, но не пропускал ни одной братской службы и до самого исхода из жизни никогда не спал днем. И еще был у него обычай: ночью, прежде чем лечь спать, он читал наизусть главы из Священного Писания и все монашеское правило полностью. Только освятив себя молитвой и воздав Богу славу, он ложился спать. Вставал он в полночь и до утра совершал песнопения.

11. Однаждый кто-то из братьев увидел, что руки Закхея сильно повреждены работой, и раны кровоточат, и сказал: тебя такая страшная болезнь? Разве будет тебе грехом, если ты не станешь работать? Неужели Бог обвинит тебя за то, что ты не трудишься? Ведь Он видит твои страдания. Никто из тех, кто оказывался ввергнут в такую скорбь, не брался за дело, тем более не понуждал себя к тяжелому труду. Слава Богу, мы помогаем многим странникам и нищим, неужели не поможем и тебе, совсем родному для нас и такому прославленному духовному отцу?

Закхей ответил:

— Я не могу не работать.

— Если тебе так угодно, — сказал брат, — то хотя бы каждый вечер смазывай руки елеем, чтобы они не болели и не кровоточили.

12. Закхей послушался и поступил так, как его наставили. Но боль так резко усилилась, что он уже не в силах был терпеть ее, побежал к Пахомию Великому, торопясь застать его в келье, и рассказал, что с ним произошло.

— Неужели, — сказал ему Пахомий, — ты думал, что елей поможет?

Разве кто-то заставлял тебя работать, чтобы, отстояв права на надлежащий труд, ты возложил надежду на выздоровление на чувственный елей, а не на Бога? Разве Бог не властен исцелить тебя? Или Он не ведает наших немощей и нуждается в напоминании? Или Тот, Кто по природе человеколюбив, презирает нас и смотрит на нас с ненавистью? Бог все устраивает для пользы нашей души и попускает нам скорби, чтобы мы, перенося их мужественно, проявили стойкость, положившись на Него. И когда Он решит и пожелает, тогда дарует успокоение от тягот».

— Прости меня, отче, — сказал Закхей, — помолись обо мне, чтобы этот грех и все мои грехи изгладил наш Бог и Владыка.

13. Как нам потом говорили, Закхей целый год скорбел о проявленной слабости, продолжая подвизаться и принимая пищу только раз в два дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий