Благолюбие. Том III

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 23. О том, что не должно преступать даже самой малой заповеди ради телесной нужды, даже если в этом есть необходимость или из-за страха перед людьми

А. Из жития святого Иоанна Милостивого

Когда превеликое множество монахов, желая избежать персидского меча, стеклось в Александрию, то продовольствия для всех не стало хватать (ибо в этот год не произошло обычного разлива Нила) 1. В церковной казне не стало денег, и великому Иоанну пришлось занять тысячу фунтов золотом.

2. Когда деньги кончились, патриарха начала тревожить мысль, как отдать долг. Он стал взывать к милосердию Божию, чтобы Всевышний помог найти выход. Хотя предстоятель и оказался в таком бедственном положении, но совсем не пал духом, не преступал Божьи законы и правила и не пренебрегал ничем из того, что полагалось для надлежащего окормления вверенного ему стада.

3. Между тем один клирик, живший во втором браке и распологавший значительным богатством, мечтал о рукоположении в диакона. Узнав о весьма стесненном положении патриарха и сочтя, что теперь самое подходящий случай ссудить патриарха деньгами и добиться желаемого сана, он отправил блаженному мужу записку: «Узнал я, что от большого стеснения оскудела щедрая десница моего владыки и посему счел я, что негоже мне проводить жизнь в удовольствиях и изобилии,

когда мой владыка угнетаем нуждой. Есть у меня много тысяч мер муки и сто пятьдесят фунтов золота.

4. Даю обет Христу, что все это через тебя жертвую Ему, если только удостоюсь стать Его диаконом по твоему святому расположению. Ведь и апостол говорил, что по нужде может и закон меняться.

5. Патриарх послал за этим человеком, чтобы поговорить с ним наедине, потому что не хотел стыдить его перед народом, и (при встрече) сказал ему:

— Жертва твоя, чадо, великая, а в нынешнее время весьма нужная, но она принесена с насмешкой и посему не может быть принята.

6. Ты ведь знаешь, что по Закону овец, если в них есть изъян, даже если они и крупные, нельзя приносить в жертву.

По такой же причине Бог не принял жертву Каина. А под переменой закона по необходимости апостол разумел ветхий закон. Здесь же в уме нужно держать другое. Выслушай слова брата Божия Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак 2, 10). Даже если мы в нужде не можем помочь нашим нищим братьям, то питающий нас доселе Бог наперед позаботится и о наших нищих, только бы мы непреклонно соблюдали Его заповеди.

7. Разве Тот, Кто некогда пять хлебов в пустыне умножил, не сможет или откажется по моей молитве многократно и обильно умножить десять модиев, оставшихся в амбаре? А ты, чадо, приложи к себе слова, обращенные в Деяниях апостольских к Симону волхву: Нет тебе в сем части и жребия1.

8. Не успел дойти до дома этот незадачливый клирик, как Патриарху сообщили, что в порт прибыли церковные корабли, привезшие с Сицилии тысячи модиев зерна. Когда святой это услышал, пал на колени и воздал благодарность Богу:

«Взыскающие же Господа и исполнящие заповеди Его не лишатся всякого блага. Тем самым величаю всесвятое имя Твое, ибо Ты не попустил рабу Своему благодать Твою поменять на вес монет».

9. Так приснопоминаемый святой в бедственном положении изведал широту благодати, не пожертвовав строгостью  канонов даже в стеснении и нужде.

 

1 В Египте и прилегающих странах крайне редки дожди, и селское хозяйство сильно зависит от реки Нил и ее могучих разливов, которые орошают гигантские территории. Но время от времени разливов не происходит, тогда поля не орошаются и не дают урожая, что вызывает голод.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий