Благолюбие. Том III

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 26. О том, что добродетели следует творить в тайне, не превозноситься, не хвалиться; а также о тщеславии и человекоугодничестве и еще о том, откуда тщеславие берется, что оно творит и как избавиться от него

А. Из жития святой Синклитикии

Как блаженная Синклитикия говорила пришедшим к ней, мы поистине удостоимся великих благ, если будем переносить, взыскуя испытанного серебра заповедей, такие великие труды, какие претерпевают, хотя и без всякого смысла, миряне, которые гонятся за вещами суетного мира.

Они терпят и кораблекрушения, и выносят длительные испытания, и попадают в плен к пиратам. Говоря кратко, они подвергают себя мириадам страшных опасностей, и даже часто получая выгоду, выставляют себя бедняками, опасаясь завистников, и скрывают свой доход.

Поэтому и мы не дерзнем говорить о тех незначительных опасностях, в которые попадаем. Тогда мы получим истинную выгоду. Если нам и придется немного потерпеть, будем думать о том благе, которое мы из этого извлекаем. Но да не возвеличим себя и не станем показывать наше благо людям, еще и преувеличивая свои страдания. Ибо тогда нашим воображением мы растеряем все, что собрали.

Миряне, даже если они много скопили, стремятся получить еще больше. Мы же скопили крайне мало и собираемся довольствоваться этим как чем-то великим! Неужели у нас нет похвального желания поработать еще немного и совершить нечто большее?

Нужно всегда, простираясь вперед (Флп 3,13), стремиться к высшему и прикладывать все свое усердие, чтобы уже приобретенная выгода была скрытой. Если сокровище выставить напоказ, от него ничего не останется. Так и добродетель, если трубить о ней всем и вся, она совсем исчезнет.

Кто рассказывает людям о своих достижениях, пусть не скрывает и грехи. А если он умалчивает свои пороки, чтобы не услышать порицаний, то пусть тогда поостережется рассказывать и о своих успехах, потому что молва о его грехах все равно разнесется раньше всего.

А кто дружит с добродетелью, тот рассказывает и о своих самых мелых пороках, подчас даже преувеличивает их и добавляет, чего не было, лишь бы не допустить людских похвал, а свои свершения скрывает — он крепко хранит свою душу. А если кто-нибудь откроет, и его начнут хвалить за это, то все его потраченные усилия пропадут даром.

Как тает воск от огня, так душа расслабляется от похвал и теряет весь свой высокий настрой.

Если мы живем в киновии, то поставим послушание превыше подвига. Ибо подвиг может научить нас превозношению, а послушание обязательно даст нам смиренномудрие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий