Благолюбие. Том III

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 47. О том, что монаху не следует ни иметь, ни собирать деньги для раздачи милостыни и какое милосердие ему подобает оказыват

А. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила, что аскету не следует стремиться к материальным благам, чтобы подавать милостыню. Это дело мирян — выражать милосердие в пожертвованиях. Им подобает подавать милостыню не для того, чтобы накормить голодных, но чтобы они научились любви и товариществу.

Ведь Бог, ведающий всеми богатствами богачей, властен напитать любого нищего. Как обрезание крайней плоти символически показывало снятие покрова с сердца1, так и милостыня предназначена для того, чтобы вложить в людей любовь друг к другу. А в ком любовь возникла по божественной благодати, тому милостыня не нужна.

Я говорю это не за тем, чтобы оболгать милость, но чтобы показать всю чистоту и высоту нестяжания. Ведь меньшее не должно препятствовать большему. Немного сил тебе нужно приложить, мало совершить, но все в одно вместишь, если направишь свою любовь к большему.

Ты несешь крест. Ты должен сказать свободно: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18, 28). Прими же благодерзновенный язык апостолов и скажи: Серебра и золота нету меня (Деян 3,6). И мирянам не подавай милостыню попросту и безрассудно, но подражай Аврааму и в этом и проявляй свое человеколюбие. Праведный Авраам, принимая гостей, прибавил к угощению и намерение. Он, как сказано в Писании, сам встал, прислуживал и позвал жену и всех домашних слуг. Поистине, эти люди удостоились награды милости, оказавшись во втором ряду2.

Господь, сотворив вселенную, распределил живущих на ней по двум рядам. Одним, живущим по чести, Он предназначил брак, ради деторождения, а другим передал образец чистоты ради святости жизни, сделав их ангелоподобными. Первым Он оставил законы, чтобы все расплачивались за все, а вторым сказал: Мне отмщение, Я воздам (Рим 12,19). Первым он велел возделывать землю (Быт 3, 23), а вам, вторым, не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф 6, 34). Мирские владыки тоже дают своим слугам различные труды. Одних они посылают в поле, чтобы они возделывали землю и обеспечивали прирост населения, а других, если они покажут себя умелыми и прекрасными, берут в свои покои на служение. Так и Господь учинил место в мире для всех, избравших честной брак, а самых лучших из них, как сподобившихся праведного намерения и возлюбивших чистоту, поставил на служение Себе.

Такие люди чужды всех земных дел: ведь они удостоились участия в трапезе Владыки. Они не думают об одежде, ни о чем материальном. Они во Христа облеклись и обрели Его как первого своего промыслителя. Их призвание состоит в том, чтобы отречься от жизни и помышлять о смерти.

Как мертвые ничего не делают для своего тела, так и мы. Все, что совершается для тела, совершали и мы, когда были младенцами. А теперь, согласно апостолу, мир для нас распят, и мы для мира3, и той же душой живем. Покажем в себе добродетели и по велению разума будем творить милостыню, ибо блаженны милостивые душой (Мф 5, 7).

В другом месте Писания говорится, что с вожделением взирающий на красоту и уже до всякого дела совершил грех4.Поэтому ясно, что милостыня должна прежде окрепнуть в разуме. Намерение производит действие, даже если телесная нужда мешает его осуществить на деле.

1 В Писании сказано: Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются ко Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор 3,14-16).

2. Образ этот ясен из следующего параграфа.

3 Я не желают хвалиться, — говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал 6,14).

4. Христос сказал: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф 5, 28).

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий