Благолюбие. Том IV (продолжение)

Б. Из аввы Марка

Смиренномудрый человек, занимающийся духовным тру­дом, читая божественное Писание, все примеряет на себя, а не на другого. Сказанное в Писании нужно не только понимать, но и претворять в дела.

2. Некоторые считают, что в Писании «просто мысли», по­этому покупают книги, выясняют, что означает то или иное высказывание, но ничего не применяют на деле. Они кичатся знанием изречений и рассуждают о смысле тех или иных вы­ражений. Пусть несведущие в божественном любомудрии на­зывают их великими, но они даже не слышали о том, что та­кое трудолюбие и как применить знания в дело.

3. Они презираемы и Богом и трудолюбивыми благочести­выми мужами, потому что, приобретя первоначальное знание Писания, эти люди используют его не на дело, но только на­показ. И потому лишились действительного ведения Святого Духа, ибо кичились не сердечным, но внешним знанием Пи­сания. В сущности Писание их отвергло, сказав им: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой(Притч 3, 5).

4. Не кичись в сердце знанием мыслей Писания, а то впа­дешь умом в хулу на Духа (Святого). Читая Писания, думай о сокровенном, ибо все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Рим 15, 4). Чтобы понять высказывания Писания, нужно применять их на деле, а не сочинять о них длинные речи, надмеваясь пониманием смысла слов.

5. Кто оставляет в стороне дело и опирается только на од­но понимание, берет рукой не обоюдоострый меч Писания, а ветку тростника, который в час битвы, по слову Писания, вой­дет ему в руку и проколет ее (4 Цар 19, 32), отравив кровь сво­им ядом еще до столкновения с врагами.

6. Кто, ссылаясь на свои подвиги, превозносится над нера­дивыми, тот надеется оправдаться хотя бы телесными делами. А вот кто кичится пустым знанием и унижает невежд, тот ока­зывается гораздо неразумнее первых.

7. Знание не надежно без дел, за ним следующих, ибо вся­кая мысль подтверждается только делом. Часто бывает, что от пренебрежения к делам помрачается и знание. У сбившихся с пути на деле отчасти исчезают и воспоминания.

8. Премудрость не только в том, чтобы знать истину, как она представлена в природе, но и в том, чтобы терпеть лукав­ство неправедных как собственное. Кто остановился лишь на первом, тот много возомнил о себе. А кто достиг второго, стя­жал смиренномудрие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий