Благолюбие. Том IV (продолжение)

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 17. О том, что не следует ради тщеславия слишком докапываться до глубоких догматических и тайных смыслов Писания, как и исследовать суды Божии

А. Из Отечника

К авве Зинону пришли братья и спросили:

― Что означает написанное в книге Иова: И небеса нечисты в очах Его? (Иов 15,15).

― Человеки, ― вздохнул старец, ― оставили свои грехи и занимаются обсуждением небес. А слова эти из Писания нужно понимать так: только Бог чист, и в сравнении с Ним (даже) небо нечисто.

2. Как-то один брат из Египта отправился на чужбину и остановился у анахорета, любившего принимать странников, и рассказал ему об авве Пимене. Анахорету захотелось увидеть авву. Брат вернулся назад, и вскоре пустынник последовал за ним в Египет, разыскал его, и они вместе пошли к авве Пимену. Но прежде чем отвести анахорета к авве, брат сказал, что это великий человек и что у себя на родине он пользуется большой любовью и уважением.

Авва Пимен принял анахорета с радостью, облобызал его, и они сели. Гость заговорил о духовных и небесных вещах из Писания, а старец смотрел в сторону и молчал. Так они сидели довольно долго. Анахорет, заметив, что авва молчит, вышел (из кельи), расстроенный, и сказал брату:

― Напрасно проделал это путешествие. Я пришел к старцу, а он даже не захотел разговаривать со мной.

Брат вернулся к авве Пимену и сказал:

― Авва, я говорил тебе, что это великий человек, он прибыл сюда только ради встречи с тобой, а ты даже не захотел с ним поговорить.

― Он из числа людей, которые говорят о небесном, а я слишком низок по сравнению с ним и могу говорить только о земном. Если бы он заговорил о душевных страстях, я бы ему ответил, но он все о духовном да духовном, а я ничего не смыслю в этом.

Брат вышел к анахорету и сказал:

― Авва не может так быстро говорить из Писания, но если его спрашивают о страстях души, то непременно отвечает. Пустынник почувствовал раскаяние, вернулся к старцу и спросил:

― Что делать, авва, если душевные страсти меня одолевают?

Авва посмотрел на него внимательно и ответил:

― Как хорошо, что ты пришел ко мне. Расскажи об этом, а я постараюсь дать тебе добрый совет.

Они разговаривали довольно долго, и анахорет получил большую пользу.

― Поистине, ― воскликнул он, ― это и есть настоящий путь.

Благодарю Бога, что Он удостоил меня встречи с таким вели­ ким святым!

Он вернулся к себе в пустыню, довольный.

3. Сказал старец: «Если слово Писания вошло в сердце брата, сидящего в келье, и он обратился к этому слову, еще не достигнув великой меры и не побужденный к этому Богом, бесы истолкуют ему это слово, как хотят, чтобы ввергнуть его в ересь или в превозношение.

4. Брат попросил авву Сосипатра:

― Дай мне заповедь, авва, и я буду исполнять ее.

― Не пускай женщину в келью и не читай апокрифы.

5. Авва Антоний, всмотревшись в глубину судов Божиих, стал спрашивать у Господа:

― Боже, почему некоторые умирают, не успев начать настоящую жизнь, а некоторые доживают до глубокой старости?

И почему одни бедствуют, а другие обогащаются? И почему неправедные обогащаются, а праведные бедствуют?

И глас ответил:

― Антоний, внимай себе. А это суды Божии ― и тебе не по­

лезно знать их.

6. Однажды старцы пришли к авве Антонию. И среди них был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, привел изрече­ ние из Писания и стал спрашивать, начав с самых молодых, что означают эти слова. Каждый объяснял слова Писания так, как он их понимал, и каждому старец ответил:

― Неправильно.

Наконец, он спросил авву Иосифа:

― А ты как понимаешь это?

― Не знаю, ― ответил тот.

― Поистине, ― воскликнул Антоний, ― авва Иосиф обрел истинное понимание, потому что сказал, что не знает!

7. Авва Даниил рассказывал, что авва Арсений никогда ни с кем не обсуждал вопросы толкования Писания, хотя был в состоянии говорить на эту тему, если бы только захотел. Если ему приходилось отвечать на письмо, то он довольно долго обдумывал ответ. А когда он приходил в церковь на службу, становился за колонной, чтобы никто не видел его, и самому ни на кого не смотреть.

8. Как-то скитские отцы собрались вместе и стали говорить о Мелхиседеке, но забыли позвать авву Коприя, но через некоторое время привели его и спросили, что он думает об этом деле. Тот трижды ударил себя ладонью по устам и сказал:

― Горе тебе, Коприй, горе тебе, Коприй, ты оставил то, что Бог тебе заповедал, и исследуешь то, что Бог от тебя не требует.

Услышав эти слова, братья разошлись по кельям.

9. Брат пришел к авве Феодору Фермийскому и принялся говорить и рассуждать о вещах, о которых действительно и сам ничего не знал. Старец сказал ему:

― Ты еще не нашел корабль, не собрал вещи, не готов к дорогу, а уже считаешь, что приплыл в столицу. Сначала сделай дело, а уж потом можешь говорить о том, о чем говоришь сейчас.

Б. Из аввы Исаии

Любопытствующее исследование Писания порождает вражду и ссоры. А плач о грехах устанавливает мир.

2. Грех монаху, сидящему в келье, оставлять свои грехи и допытываться смысла Писания.

3. Кто заполняет сердце свое тем, почему в Писании сказано так-то и так-то, не успев еще стяжать самого себя, тот любопытствует сердцем и отдает себя в плен помыслам.

4. А кто бодрствует, чтобы не попасть в плен, тот любит повергать себя пред Богом.

5. Не ищи понимания высот Божиих, но молись и проси Его о помощи, чтобы Он пришел к тебе и спас тебя от греха. А понимание Бога приходит само тогда, когда место понимания становится чистым и нескверным.

6. Кто утверждается на собственном познании и держится своей воли, навлекает на себя вражду и уже не может скрыться от духа, вселяющего скорбь в сердце.

7. Кто смотрит на слова Писания, а совершает их в меру собственного понимания, считая, что он основывает свои действия на Писании, тот не знает ни славы Божией, ни богатства Его.

8. А кто взирает на слова Писания и говорит «Я не знаю, что это значит, я лишь человек», тот возвращает Богу Его славу. В таком человеке обитает богатство Божьего ведения, переходящее к нему в меру его склонности и рассудительности.

 

Тема 15 / Начало  / Тема 17

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий