Благолюбие. Том IV (продолжение)

Б. Из аввы Марка

Премудрость мира сего ― безумие пред Богом, как говорит апостол (1 Кор 3,19), а премудрость нисходит свыше, от Отца светов (Иак 1, 17), и признак ее ― смиренномудрие.

2. Кто стремится угождать людям, тот избирает, вместо божественной премудрости, человеческую ― ею надмевается, похваляется и вводит в заблуждение многих простецов, убеждая их любомудрствовать не в трудах благочестия и молитвы, а в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор 2, 4).

Такую человеческую премудрость апостол постоянно порицает, называя ее уничижением Креста.

3. Он говорит в Послании к Коринфянам: Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1 Кор 1, 17). И еще: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, ― для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1, 27-29).

4. И если Бог благоволит не к словесам эллинской премудрости, но к труду молитвы и смиренномудрия, как уже было доказано, то будем совершенно уклоняться от ложного знания, чтобы не отпасть от божественной премудрости.

5. Я знаю простецов, которые будучи смиренномудры на деле, стали мудрее мудрецов. А был простец, услышавший о них, но не подражавший их смирению: он стал гордиться своим невежеством и впал в превозношение.

6. Кто унижает разумность и хвалится невежеством, тот невежествен не только на словах, но и в мыслях.

7. Как премудрость в слове отличается от настоящего разумения, так и простота на словах отличается от неразумного невежества. Как отсутствие учености не может повредить благоговейному человеку, так и премудрость в слове не может повредить смиренномудрому.

8. Не говори, что я не знал, что нужно делать, и потому невиновен, что этого не сделал. Если бы ты хорошо сделал то, что знаешь, тогда и все остальное было бы открыто тебе: как в деревне, ты знакомишься с одним, а потом и со всеми.

9. Не полезно тебе прежде исполнения первых дел, начинать узнавать про вторые. Знание надмевает из-за безделья, а любовь созидает благодаря терпению всяких неустройств.

10. Как зло усиливается, цепляясь одно за другое, так и благо укрепляется, способствуя одно другому, и все больше продвигает вперед своего сопричастника.

11. Без памяти о Боге знание не может быть истинным. Без познания основных вещей знакомство с последующими будет фальшью.

12. Жестокосердному полезно слово о тончайшем ведении, потому что, не узнав страха, он не примет на себя тяготы покаяния.

13. Кроткому подобает обсуждение вопросов веры, потому что он не искушает долготерпения Божия и не уязвляется частым преступлением заповедей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий