Благолюбие. Том IV (продолжение)

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 21. О том, что сны бывают всякие и лучше им не верить; и о том, что бесы ничего не
знают о будущем, они только делают вид, что знают, и предсказывают наобум

А. Из Григория Двоеслова

Петр: Прошу тебя, объясни мне, стоит ли внимать сновидениям?

Григорий: Следует знать, Петр, что сновидения возникают в душе по шести причинам: от переполненности чрева, от пустоты, от наваждения или помыслов вместе с наваждением и от откровения. О снах двух первых видов нам известно по опыту, а примеры остальных четырех видов находим на страницах божественного Писания. Если бы так часто не происходили сны по наваждению тайного врага, то мудрец никогда не воскликнул бы об этом с такой горечью:

Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеющиеся на них подверглись падению (Сир 34, 7), а так же: Не ворожите и не гадайте (Лев 19, 26).

Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться от снов, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы ночные грезы не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то мудрец не сказал бы: Сновидения бывают при множестве забот (Еккл 5, 2). А что сны бывают и от откровения, свидетельствует Иосиф, который увидел во сне, как он возвысился над братьями, и потом это произошло на самом деле. И Иосифу, обручнику Приснодевы Марии, ангел во сне велел взять Младенца и бежать в Египет.

Опять же, если бы сны иногда не происходили от размышления и откровения вместе, то пророк Даниил, истолковывая сон Навуходоносора, не стал бы говорить о корне размышления: Ты, царь, на ложе своем стал размышлять, что будет после сего?. И далее: И Открывающий тайны показал тебе то, что будет. И еще: Вот, какой-то большой истукан...он стоял перед тобою. (Дан 2, 27-45). Дальше Даниил пересказал сон и объяснил, от какого помысла и откровения он произошел.

Но если сны отличаются такою разновидностью, то все же, возможно, скорее следует верить им, чем понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях самым внутренним чувством различают голос и образ видений, так что узнают, что идет от благого духа, а что от диавольского наваждения. Если ум не будет с осторожностью подходить к снам, то через духа-обольстителя впадет в многочисленные заблуждения, потому что этот лжец и обманщик имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы, в конце концов, заморочить душу какой-нибудь ложью.

Так недавно и случилось с одним из наших сограждан, который слишком доверился снам. Когда он спал, ему была обещана долгая жизнь. Когда же он скопил превеликое богатство для такой долгой жизни, то внезапно умер, оставив все свое имение нетронутым и не взяв с собой никакого доброго дела.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий