Благолюбие. Том IV (продолжение)

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 22. О том, какова мера бесстрастия, какие его отличительные свойства и отчего оно возникает в человеке

А. Из Отечника

Старец прожил пятьдесят лет без хлеба и вина и сказал:

― Я покончил со страстями блуда, сребролюбия и тщеславия.

Когда авва Авраам услышал, что старец так говорил, при­ шел к нему и спросил:

― Правда, что ты так сказал?

― Правда.

Тогда авва Авраам задал ему вопрос:

― Представь, ты вошел к себе в келью и увидел на циновке женщину. Сможешь ли ты не думать о ней, как о женщине?

― Нет, но я буду бороться с помыслом, чтобы к ней не при­касаться.

― Ты, ― сделал вывод авва Авраам, ― не убил страсть, она в тебе живет, хотя и связана. И еще: ты идешь по дороге, видишь камни и черепки, а посреди золото. Может ли твой разум одинаково отнестись к золоту и черепкам?

― Нет, но я буду сражаться с помыслом, чтобы не взять золото.

― И эта страсть осталась в тебе, хотя и связана, ― сказал Ав­раам. И еще спросил: ― Ты услышал о двух братьях, что один любит тебя, а другой ненавидит и злословит тебя. Если они придут, будешь ли ты одинаково смотреть на обоих?

― Нет, но я буду сражаться с помыслом и начну благотво­рить ненавидящему меня.

― Так что и эта страсть живет в тебе, хотя связана, как и другие, ― сказал в заключение авва Авраам. ― Страсти остают­ся жить даже после того, как подвижники их связали.

2. Сказал старец: «Не может человек стать хорошим, даже если захочет и даже если очень постарается, если Бог не все лится в него. Никто не благ, как только один Бог (Мк 10, 18).

3. Сказал старец: «Если для тебя унижение то же, что и по­ хвала, бедность ― что богатство, нужда ― что изобилие, ты не погибнешь. Нельзя представить, чтобы человек, добившийся такого отношения к вещам, впал в нечистоту страстей или бе­совское заблуждение».

4. Авва Лонгин сказал авве Акакию: «Женщина тогда пони­мает, что она зачала, когда прекращается кровотечение. Так и душа тогда понимает, что зачала Духа Святого, когда прекра­щается истечение из нее низких страстей. А пока она осквер­няет себя страстями, может ли она похваляться своим бесст­растием. Отдай кровь и прими Дух».

5. Один монах, встретив инокинь, сошел с дороги. Игуменья, видя, как поступил брат, взглянула на него и сказала:

― Правильно ты поступил, чадо, потому что еще немощен. Но если бы ты был совершенным монахом, то даже не заме­тил бы, что мы женщины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий