Благолюбие. Том IV (продолжение)

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 24. Как и откуда ум становится причастником Божьей благодати и восходит к созерцанию и как удерживать эту благодать

А. Из Отечника

Авва Арсений говорил: «Если мы ищем Бога, он явится нам, и если удержим Его, то Он останется с нами».

2. Брат спросил старца:

― Что такое возделывание души, чтобы она плодородила?

― Возделывание души, ― ответил старец, ― это исихия тела и премногая телесная молитва, и не смотреть на чужие грехи, но только на свои. Если человек устоит в этом, душа его не замедлит принести плоды.

3. Авва Пимен сказал: «Когда душа удалится от всяких разговоров и споров, человеческой суматохи и шума, на нее снизойдет Божий Дух, и она начнет плодородить, даже если прежде была бесплодной».

4. Однажды ученик аввы Силуана Захария пошел на послушание и попросил старца:

― Отче, открой воду и полей сад.

И старец пошел поливать сад, При этом он закрыл все лицо куколем, так что мог видеть только, куда ступить ногой.

5. К нему зашел один брат. Он еще издали заметил авву и понял, чем собрался заняться старец, подошел к нему и спросил:

― Скажи мне, авва, зачем ты закрыл лицо, когда поливаешь сад?

― Чтобы мои глаза не видели деревьев и из-за них мой ум не отвлекался от молитвы.

6. Брат пожаловался авве Сисою:

― Я хочу хранить свое сердце, но не могу.

― Как мы можем хранить сердце, ― сказал старец, ― если наш язык ― как настежь распахнутые ворота.

7. Братья спросили авву Силуана:

― Какие подвиги ты совершил, отче, чтобы достичь такого духовного разумения?

― Я всегда гнал из сердца помысел, который мог бы прогневить Бога.

8. Как-то авва Сисой сидел у себя в келье. Ученик постучался к нему, и старец крикнул:

― Уходи, Авраам, и не входи, я занят!

9. Брат сказал авве Моисею:

― Вижу свою задачу, но не могу с ней справиться.

― Пока ты не станешь мертвым, как в могиле, ни с чем несправишься.

10. Брат задавал старцу вопросы и получил такие ответы:

11. Вопрос: Какое делание должно стяжать сердце, чтобы быть обращенным к самому себе?

12. Ответ: Совершенное делание у монаха такое: внимать Богу всегда, не отвлекаясь.

13. Вопрос: Как должен ум изгонять лукавые помыслы?

14. Ответ: Сам ум совершенно не может сделать это. Нет у него такой силы, но если впадет душа в помыслы, она тотчас должна прибегнуть с молитвой к своему Творцу, и Он растопит эти помыслы, как воск, потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12, 29).

15. Вопрос: Но как же отцы Скитские пользовались проти­водействующим помыслом 1 ?

16. Ответ: Это делание великое и исключительное, требующее больших усилий и не для всех безопасное.

17. Вопрос: Почему же «не для всех безопасное»?

18. Ответ: Когда помысел войдет в душу и она сможет после длительной борьбы прогнать его, то войдет другой и захватит душу. Таким образом она весь день будет возражать помыслам, и никак не сможет сосредоточиться на созерцании Бога.

19. Вопрос: С помощью каких средств можно обратить помысел к Богу?

20. Ответ: Если к тебе придет блудный помысел, тотчас отвлеки от него ум и немедленно с усердием вознеси свой ум  небу. Ибо промедление тут означает согласие с помыслом.

21. Вопрос: Если во мне возникнет помысел тщеславия, что , мол, совершил добродетель, разве не должен на это возразить мой собственный помысел?

22. Ответ: Всякий раз, когда кто-то возражает помыслу, омысел становится еще более ожесточенным и агрессивным. И этот внешний помысел получает преимущество над обой, как раз пока ты сражаешься с ним. Тем более что Святой Дух не берет всю борьбу на Себя, ибо Он видит, что ты ордишься, думая, что собственными силами можешь сражаться со страстями. Как тот, у кого есть духовный отец, пору­чает ему все и остается без собственных забот, и уже не отвечает ни за что перед Богом, так и совершенно предавший себя Богу не должен обращать внимания на свои помыслы, ни озражать им, ни вообще позволять им войти внутрь.

А если помысел и войдет в тебя, то вознеси его прямо ко Отцу небесному и скажи: «Я не понимаю, что ты говоришь.

Вот Отец мой, и Он все знает об этом». И продолжай возносить его к небу ― он сразу убежит от тебя среди дороги и исчезнет, ибо он не силах войти вместе с тобой к Отцу небесному и предстать перед Ним. Более значительного и более безопасного средства нет во всей церкви.

23. Вопрос: Но как же Скитские отцы угодили Богу «противодействующим помыслом»?

24. Ответ: Они сделали это в простоте и страхе Божием и потому Бог помогал им. А после им было дано по воле Божией дело созерцания за их великие труды и боголюбие.

Великий старец, который это объяснял, сказал:

― Когда я однажды остановился в Скиту, то зашел к одному святому, который давно там жил. Мы поприветствовали друг друга и сели, и больше он ничего не сказал. Я сидел и был погружен в созерцание, а он плел корзины и даже не поднимал глаз, чтобы посмотреть на меня, и не приглашал поесть, хотя сам уже шесть дней ничего не ел, и плел корзины весь день. На следующий день около десятого часа он спросил:

― Брат, откуда у тебя это делание?

― А ты откуда о нем узнал ― мы ведь с юности научились этому от наших отцов?

― Я это дело принял не от моих отцов, ― ответил скитянин, ― но каким ты видишь меня сейчас, так я живу весь свой век: немного рукоделия, немного монашеского делания и по силам очищение помысла и возражение приходящим помыслам. А затем уже был дан мне дух созерцания, хотя я совершенно этого не ожидал и вообще не знал, что есть у некоторых такое делание.

― А я научен созерцанию с юных лет.

25. Вопрос: Каким образом человек должен внимать созерацанию?

26. Ответ: Как учат нас божественные писания: Даниил видел Бога как Ветхого днями (Дан 7, 13-14), Иезекииль ― на колеснице херувимов (Иез 1, 2), Исаия — на престоле высоком и превознесенном (Ис 6,1), Моисей — как Невидимого с терпением великим (Евр 11, 27).

27. Вопрос: Как может ум созерцать то, чего никогда не видел?

28. Ответ: А разве ты никогда не видел восседающего царя на портретах?

29. Вопрос: Должен ли ум мысленно представлять Божество?

30. Ответ: Лучше, наверное, мысленно представлять и не потакать нечистым помыслам.

31. Вопрос: Но не будет ли это грехом?

32. Ответ: Держись того, что пророки видели как историю будущего, чему предстоит совершиться вполне. Как говорит апостол: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно, тогда же лицом к лииу (1 Кор 13, 12). Слово «тогда» означает, что самый помысел прекратится, и можно будет дерзновенно видеть все.

33. Вопрос: Не сведет ли это с ума?

34. Ответ: Ни в коем случае, если совершаешь свой подвиг истинно. Я знаю, как было: «Уже неделя прошла, а я не вспомнил ни об одном человеке». Другой сказал: «Как-то я шел по дороге, и увидел, что рядом со мною идут два ангела, один слева, другой справа, а я и не обратил на них внимания».

35. Вопрос: Почему же не обратил внимания?

36. Ответ: Потому что в Писании сказано: Ни ангел, ни дух не могут отлучить нас от любвц Христовой (Рим 8, 38-39).

37. Вопрос: Всегда ли может ум созерцать?

38. Ответ: Даже если и не может, то когда страсти превозмогут твой помысел, не замедли прибегнуть к Богу в созерцательной молитве. Говорю тебе, что если помысел усовершенствуется в этом, то легче будет гору передвинуть, чем помысел совлечь с той высоты. Заключенный, содержащийся во тьме, когда получает свободу и выходит на свет, уже не хочет вспоминать о тьме. Таким становится и помысел, когда начинает видеть собственное сияние.

Сказал кто-то из отцов: «Некогда я хотел испытать мой помысел, выйдет ли он из подчинения, если я отпущу его в мир, и отпустил. Он остался там, где и был прежде, не зная, куда дальше идти, пока я опять его не поставил на высоту. Ибо помысел знал, что если он отойдет к мирским вещам и станет беспечным, то его сразу обуздают». Такое делание может выполнить только безмолвие вместе со смирением и молитвой. Постоянная молитва со смирением вскоре приводит ум к истинному преуспеванию.

Примечание:

1 «Противодействующим помыслом» называется острый ответ ума на атаку вражеского помысла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий