Благолюбие. Том IV

Благолюбие. Том III-IV

монах Павел

Тема 2. О том, что мирянам, которым недоступна нестяжательность, следует непременно подавать милостыню, ибо за это они сами во много раз больше
получат благодеяний, причем подавать ее щедро, включая в милостыню лучшие

А.Из Отечника

Как-то мы с софистом Софронием пришли к авве Иосифу в Эннатонский монастырь. Старец, весьма образованный и украшенный всеми добродетелями, приветливо принял нас и стал охотно беседовать с нами. Когда мы так сидели и разговаривали о душеполезных вещах, к старцу зашел христолюбивый гость из Аилы. Он дал авве три монеты и сказал:

— Прими, честный отче, и помолись за мой корабль — я отправил его в Эфиопию, доверху наполнив товаром.

Авва Иосиф не обратил никакого внимания на его жест.

Тогда господин Софроний сказал ему:

— Возьми деньги и раздай нуждающимся братьям.
— Это будет двойной стыд, чадо, — заметил авва, — если я возьму то, в чем не нуждаюсь, и если своими руками буду вырывать чужие тернии. Вырывай тернии из собственной души.

Как сказано в Писании, если ты сеешь, то сей свое, ибо чужое горше терний. Тем более, если просят помолиться не о душе.

— Если человек дает милостыню, — спросил Софроний, — неужели Бог не засчитывает ему этого?
— Чадо, — ответил авва, — цели милостыни многообразны.

Один творит милостыню, чтобы благословился его дом, и Бог благословляет. Другой — ради своего корабля, и Бог спасает его корабль. Третий — ради своих чад, и Бог хранит их. Четвертый — ради того, чтобы быть прославленным, и Бог прославляет его.

Бог никого не отвергает и подает то, чего каждый хочет, иначе
человеческая душа может получить вред. Все эти люди отказались от духовной награды, ибо никто из них не оказал милостыню ради Бога, и целью их милостыни была не польза для души.

Ты оказал милостыню, чтобы благословился твой дом? И Бог благословил твой дом. Ты оказал милостыню ради корабля?

И Бог спас твой корабль. Ты оказал милостыню ради чад? И Бог спас их. Ты оказал милостыню, чтобы прославиться? И Бог прославил тебя. Чего еще ты ждешь? Сотвори милостыню, чтобы спаслась твоя душа. Ибо написано: Даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19, 5). Есть много богатых, которые, думая, что творят милостыню, (на самом деле) гневают Бога.

— Разъясни нам это, отче, — попросили мы.
— Бог повелел, — сказал старец, — чтобы начатки плодов, пшеницы, ячменя, овса, вина, овощей, елея, шерсти и первенцы людей и чистых животных, не имеющие никаких изъянов, то есть поврежденных ушей, куцых хвостов, приносились Богу ради отпущения грехов (Исх 13, 1-2; 14-15; Чис 3 12-13; Лев
23, 10-14). Богатые же делают наоброт: хорошее едят сами, а негодное отдают нищим; пьют дорогие вина, а прокисшее несут вдовам и сиротам; нищим отдают худую и латанную-перелатанную одежду и испортившиеся и даже гнилые плоды. Они ведут себя, как Каин, и поэтому Бог не принимает приносимое ими. Если у богатого есть не только сыновья, но и красивые дочери, то он думает о приданом и свадьбе, о юных прекрасных
женихах, которых высматривает повсюду, и это становится его главной заботой. А если у него сын или дочь без глаза, калека или телом хилая, то мальчика он готовит в монастырь, а девочку — в киновию для дев. Такие люди должны знать и трезво осознавать, что, почитая людей смертных и тленных, они ценят только первенство в миру, придают ему исключительное значение и отводят ему самое почетное место. Но разве не Богу нужно приносить самое почетное и исключительное? Ибо Бог требует от нас просто нашего душевного расположения, благодарности хотя бы на словах, но не потому что Он нуждается в словах, но для того, чтобы нас научить быть благодарными. Он не отвергает то, что исходит из наших уст, ибо то, что мы решили или договорились отдать
Богу с великим тщанием и усердием, нужно сразу отдавать со страхом перед Богом и устремляясь к Нему. Так и жертва Ноя, которая была копотью и дымом, пред лицом Божиим оказалась ароматом благоухания. В Писании сказано: И обоял Господь приятное благоухание (Быт 8, 21). А начатки
плодов, жертвы и дары, принесенные порочными людьми, оказываются мерзкими перед Господом. Послушай пророка, сказавшего иудеям, которые тогда еще были народом Его: Курение отвратительно для Меня (Ис 1, 13). Ведь лукавство приносящих жертву превращало благовоние фимиама в явную
мерзость.

Нужно, чтобы всякий человек, желающий спастись, совершенствовался не только молитвами и милостыней в простоте сердца и всецелом устремлении к Богу, но и приносил Богу самое ценное и самое славное. Тогда молитва не будет с позором возвращена в недро наше (Ср.: Пс 34,13) и не окажется отвергнутой. Приносимые нами плоды не должны оказаться гнилыми и негодными, как дары Каина1.
Мы спросили авву:

— Наносит ли общение с помыслом вред нашей душе?
— Если бы душе не приносили вред постыдные и нечистые помыслы, то и чистые, благочестивые и христолюбивые помыслы не приносили бы пользу. А так как последние приносят пользу, то первые приносят вред. Даже если нас извне окружают тысячи мирных обстоятельств и исцелений, а внутри
нас рождается смятение, помешательство и шум от помыслов, то никакой пользы не будет от того, что мы живем в мире со всеми. Точно так же, даже если город окружен тысячами стен и валов, внутри могут оказаться предатели, которые откроют ворота врагу. Если мы сохраним себя от сочетания с постыдными помыслами, Владыка дарует нам то великое и превосходное, что было Им возвещено и что превосходит наш помысел: вкушение Царства Небесного, приобщение несказанных благ, жизнь с ангелами. Эти и подобные и близкие им Божьи дела не знают пределов, не имеют конца, не ведают перемен и остаются незыблемыми.

Когда старец увидел, что мы усомнились в сказанном им, он встал перед нами и возведя очи к небу, громко произнес:

— Иисусе Боже наш, сотворивший небо и землю, море и все, что в нем, Искупитель душ наших, если есть какая-то ложь в том, что я сказал братьям, пусть эта глыба останется нетронутой. А если все сказанное истинно, то пусть расколется.

И глыба раскололась на пять частей. А была она частью колонны высотой в четыре локтя. Мы, изумившись этому и получив духовную пользу, отправились в путь. И старец на прощание сказал:

— Чада, в следующую субботу приходите ко мне, это будет для вашей духовной пользы.

Когда мы пришли в субботу в третьем часу, то увидели, что он скончался. Похоронив его, мы ушли, поблагодарив Бога за то, что Он удостоил нас предать земле такого великого святого.

2. Сказал старец: «Бывает, человек совершает что-то доброе, а враг влагает в него мелочность в ничтожных вещах, чтобы лишить его награды за благие дела, которые он делает. Как-то я жил в Оксиринхе2 у одного пресвитера, творившего милостыню. Пришла вдова и стала просить у него немного
муки. Он сказал ей:

— Давай плащ, и я насыплю тебе муки.

Она дала плащ. Он измерил его рукой.

— Нет, он слишком большой, — сказал он и пристыдил вдову.
— Авва, — спросил я, — ты разве торгуешь мукой?
— Нет, конечно, я подаю милостыню.
— Если ты решил подать милостыню, — спросил я, — зачем же ты тогда измеряешь плащ с такой точностью да еще стыдишь вдову?

3. Пресвитер авва Тимофей рассказал авве Пимену, что одна блудница в Египте свой заработок за блуд раздает как милостыню.

— Она не пребывает в блуде, — сказал авва. — В ней явно видны плоды веры.

Когда к пресвитеру Тимофею пришла его мать, он спросил ее:

— Та женщина, все еще живет блудом?
— Да, — ответила мать, — и число любовников у нее увеличилось, и она еще больше раздает милостыни.

Авва Тимофей рассказал об этом авве Пимену, и тот повторил:

— Она не пребывает в блуде.

На следующий раз мать пришла к авве Тимофею и сказала:

— Знаешь, эта блудница хочет прийти к тебе вместе со мной и попросить помолиться за нее?

Пресвитер сказал об этом авве Пимену, и тот велел ему:

— Лучше ты пойди и встреть ее.

Авва Тимофей поступил по слову старца. Блудница, увидев его и услышав от него слово Божие, растрогалась и расплакалась.

— Отныне я верна Богу и чужда всякому блуду, — воскликнула она, ушла в монастырь, покаялась и угодила Богу.

4. Кто-то из отцов рассказал, как (однажды) император направил своего приближенного с важным поручением. По дороге тот увидел тело нищего, раздетого догола. Он сжалился над покойным, слез с коня и приказал слуге:

— Возьми коня и иди вперед.

Он снял с себя одну из своих льняных одежд, накрыл труп и продолжил свой путь. А через несколько дней этот знатный придворный получил
новое поручение. Так случилось, что при выезде из города он упал с коня и сломал ногу. Слуга доставил его домой. За ним стали наблюдать врачи. Через пять дней сломанная нога  почернела. Видя такое положение, врачи собрали консилиум и решили, что ногу нужно отнять, иначе все тело загниет, и человек умрет. А больному сказали:

— Мы придем завтра утром и вылечим тебя.

Больной сделал знак слуге, чтобы он разузнал у них, что они решили. А слуге врачи прямо сказали:

— Нога у твоего господина почернела, и если ее не отнять, то он может умереть. Мы придем завтра утром и поступим, как будет Божья воля.

Слуга пошел к господину и со слезами рассказал ему о решении врачей. Услышав это, придворный опечалился, а потом впал в уныние и потерял сон, и свечу на своем столе не гасил всю ночь. И вот около полуночи он увидел, как через окно входит некий человек, подходит близко к нему и спрашивает:

— Почему ты плачешь? Что тебя так опечалило?
— Как мне не плакать и не горевать, мой господин, если я сломал ногу, и врачи решили отнять ее.
— Покажи мне ногу, — сказал гость. Он помазал ее маслом и сказал:
— Ну, а теперь вставай и пройдись.

— У меня нога сломана — я не могу ступить на нее, — сказал больной.

— А ты обопрись на меня, — сказал незнакомец.

И больной пошел, хромая. Гость посмотрел на него и спросил:

— Как, ты еще хромаешь? Ну-ка, садись опять.

Он снова помазал его, выравнял ноги и сказал:

— А теперь вставай и ходи.

Придворный встал и пошел, как ни в чем ни бывало.

— А теперь ложись и засни, — сказал гость и напомнил ему слова о милосердии, которые сказал Господь. — Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7), и суд без милости не оказавшему милости (Иак 2, 13) — и другие слова Спасителя.
— Ну, а теперь будь здоров, — попрощался незнакомец.
— Как, — с сожалением воскликнул придворный, — ты уже уходишь?
— Да. Ты же исцелен. Разве тебе нужно еще что-то? — спросил посетитель.
— Ради Бога, пославшего тебя, скажи мне, кто ты?.
— Посмотри-ка на меня (внимательно) — Узнаешь эту одежду?
— Да, господин, это мое платье.
— Я тот, — ответил незнакомец, — кого ты нашел мертвым на дороге и укрыл своей льняной одеждой. Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога за все. — и с этими словами он вышел в то же окно, через которое вошел. С той поры придворный не переставал благодарить Бога и щедро раздавать милостыню нуждающимся.

5. Кто-то из христолюбцев сказал, что человек должен давать милостыню также охотно, как и принимать. Только такая милостыня приближает человека к Богу.

6. Некий христолюбивый человек, отправившись по делу, увидел на дороге нагого нищего, сжалился над ним и отдал ему свой плащ. Но тот пошел и продал плащ. Даритель, узнав, как нищий поступил с его пожертвованием, огорчился. Ночью ему явился Христос, одетый в его плащ, и указав на подарок, сказал: «Не огорчайся, Я ношу то, что ты дал Мне».

1. См. Быт 4, 3-7: И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел, потому что его жертва была не добрая и не от души...

2. Οξυρρυγχοσ греч. — название Оксиринхского монастыря букв, означает Осетровый.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий