Благолюбие

Монах Павел мирно отошел ко Господу 11 апреля 1054 года, успев оставить после себя великое собрание святоотеческой мудрости, принесшее ему славу, которая выше всяких похвал. Вместе с ним в могилу положили также его умилительную молитву Пресвятой Богородице. С древних времен она включена в церковные службы и молитвословы и называется «молитва молебная ко Пресвятей Богородице Павла, монаха обители Евергетиды, сиречь, Благодетельницы», и читается в конце службы после вечерней трапезы. Из тьмы веков до нас и ныне доносится голос прославленного автора и смиренного аскета Павла, свои подвиги, свои труды и свою жизнь посвятившего Божией Матери, которая заботилась о нем, как нежная Мать. И брат Павел присутствует, живет и поет вместе с нами бессмертные спасительные слова: Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Дево, Богоневесто Владычице, яжеБога Слова Человеком Преславным Твоим рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокуплыиая...

Ученик и последователь Павла Тимофей (1054 — позднее 1067 г.) — тот, кто преобразил первоначальную скромную обитель и сделал ее поистине прославленным монастырем Пресвятой Богородицы Евергетиды и потому рассматривается как его второй создатель и благодетель (ктитор). Он сам написал два устава, ктиторский и служебный. В ктиторском устанавливались правила организации и управления хозяйственной деятельностью, а в церковном – порядок проведения храмовых служб (эти документы хранятся в каталоге под номером 788 в Национальной афинской библиотеке, изданные А. Дмитриевским в Киеве в 1895 году). В них четко регламентируются задачи и деятельность обители и монашеская жизнь.

В Евергетидском монастыре было три храма. Один в честь Спасителя, другой — апостолов и третий кладбищенский, где отпевали и совершались поминальные службы по усопшим братьям. Обширные пространства монастырских стен были расписаны на тему Успения Пресвятой Богородицы. Братия отмечала два главных праздника в году: Успение — 15 августа и День обновления4 — 29 декабря.

Достойна упоминания и монастырская библиотека. Она начала создаваться довольно рано, сразу после появления ктитора Павла, который передал братии свои собственные обширные собрания духовных

назидательных текстов. А его последователь Тимофей организовал в обители мастерскую по переписке рукописей, в которой работали искусные каллиграфы. Он так же заботился и о пополнении монастырской библиотеки большим количеством новых рукописных книг (тогда типографий еще не существовало), приобретении священной утвари, икон, мебели, как и обширных земельных угодий для обеспечения братства всем необходимым.

Каждый день в установленное время нищие получали в монастыре питание и пособие. В нем работал и странноприимный дом, в котором была больница, где помощь оказывалась и бедным.

У монастыря было свое подворье, посвященное преподобному Андрею Христа ради юродивому, расположенное внутри крепостных стен Константинополя, в его юго-западной части. Примерно в 1200 году в нем останавливался русский святой Антоний из Новгорода (ум. в 1238 г.) и работал над Молитвословом. На подворье храниласьтрость преподобного Андрея.

Монастырь Евергетиды не был ни под церковной, ни под императорской, ни под частной юрисдикцией, он оставался независимым и самоуправляемым. Такое положение ему обеспечила золотая булла, полученная от императора Константина IX Мономаха (1042—1055).

Мужскому монастырю Евергетиды принадлежала еще и женская обитель со строгим уставом, закрытая для мужчин, но не совсем: с благотворительной целью ее могли посещать те, кто был известен своим благочестием и добродетелями, но и то не часто и под присмотром.

Уставная монастырская литургия исполнялась в сокращенном виде по сравнению с той, которую служили в главном храме, т.е. в Софийском соборе Константинополя. Она была приспособлена под нужды монашеской братии. Как кгиторский, так и литургический уставы монастыря Евергетиды отличались уже с начала 12 века от уставов других монастырей на Среднем и Ближнем Востоке, на Черноморском побережье, на Афоне, в Греции и в Сербии.

Две сербские обители могут вполне считать себя дочерними монастыря Евергетиды, поскольку с конца 12 века они связаны дружескими узами с династией сербских правителей Неманичей. Ее основатель Стефан Неманя (1114—1200), великий жупан (1196—1200), а потом монах и ктитор святого монастыря Хиландаря на Святой Горе Афон, он же преподобный Симеон Мироточивый, поддерживал тесные связи с Евергетидским монастырем и оказывал ему щедрую помощь. К тому же он ввел евергетидский устав в монастыре Студеницы, основанном им в Сербии. Его сын святой Савва (1169—1136), основатель автокефальной сербской епископии и ее первый архиепископ (1219—1233), тоже был связан довольно крепкими узами дружбы с монастырем Евергетиды, где он останавливался всякий раз, когда посещал Константинополь, как пишет об этом святой Антоний Новгородский. Святой Савва составил кгиторский и литургический уставы монастыря Хиландаря на Афоне, аналогичный уставу монастыря Евергетиды.

После захвата Константинополя латинянами в 1204 году, в марте 1206 года кардинал и папский легат Венедикт отдал монастырь Евергетиды папской обители Санта Марии в Монте Кассино (Италия), но монахов не разогнал, заставив их подчиняться игумену Монте Кассино. Однако константинопольские братья проявили полное неповиновение и оставались в обители до 1222 года, когда окончательно освободились из-под власти латинян.

С тех пор письменные сведения о Евергетидском монастыре встречаются крайне редко. В 1399 году Константинопольский патриарх Матфей I (1397—1410) в своем письме упоминает о нем в связи с тем, что монастырь располагал небольшим подворьем на острове Лемносе. В 1424 году, как сообщил некий русский паломник, он видел монастырь за крепостными стенами Константинополя, полностью разграбленным турецкими захватчиками, о которых уже упоминалось, а его монахи нашли пристанище на подворье святого Андрея Христа ради юродивого, располагавшемся внутри городской крепости.

Монах Павел начал собирать и редактировать несколько великих сборников святоотеческих рукописных текстов еще задолго до основания своего монастыря и, очевидно, в нем довел свою работу до конца. Полагаю, уже тогда он смотрел далеко вперед, думая о приумножении духовного цветника монашества, этом чудесном обычае, впервые введенном в IV веке в ≪Апофтегмате≫. Благодаря широте взглядов и своему систематизированному методу ему удалось выполнить поистине гигантскую работу, которую в подзаголовке определил как собрание боговещанных глагстов и наставлений богоносных и святых отцов. В этом собрании сконцентрированы избранные выдержки из Отечников (Патериков), из жизни преподобных отцов и мучеников, истории из «Лавсаика» епископа Еленопольского Палладия, Антиоха Пандекта, как и из рукописей святых отцов Ефрема и Исаака Сириных, Варсонофия, Григория Двоеслова, Диадоха Фотикийского, Исаии, Кассиана, Максима Исповедника, Марка и других. Все содержание труда разбито на двести тем и делится на четыре книги по пятьдесят тем в каждой.

Его труды оказались чрезвычайно успешными. Рукописное творение распространялось и с течением времени стало носить прозвание составителя «Благолюбивый» (по-греч. Ευεργετινος). Работа была принята с большой теплотой и интересом всеми, особенно верующими, поскольку ее страницы наполнены не только подвигами монахов, но и поучительными случаями из жизни обычных людей, показывающими, как сказал преподобный Никодим Святогорец, «превеликое бесстрастие, совершенное послушание, благоговейнейшее смирение, божественное различение, радостное терпение, богоподобное сострадание, душеполезное милосердие, неиссякаемую молитву, горячие слезы покаяния, правдивую исповедь, безупречную совесть, обожествленную любовь и прочие драгоценные сокровища добродетелей». Блаженнейший святогорец старец Гавриил Карульский5 (ум. в 1968 г.) считал «Благолюбие» полезнейшим чтением для идущих по пути духовной жизни, а архиереям советовал читать еще и «Жития святых» для развития хорошего вкуса.

Первое печатное издание «Благолюбия» было выпущено преподобным Макарием Нотарой (1731—1805), бывшим епископом Коринфским, и Никодимом Святогорцем (1749—1809). Первый обнаружил работу в рукописном виде в монастыре Кутлумуш на Святой горе Афон. Когда же она попалась в руки Никодиму Святогорцу в 1777 году в афонской столице Карее, то он позаботился о том, чтобы исправить в ней ошибки, снять с нее копию и издать. В действительности же преподобный Никодим не только отредактировал, но и обогатил текст богословским предисловием и напечатал его в 1783 году в Венеции в типографии Антонио Вортоли. Расходы на это издание после кончины преподобного Макария Нотары взял на себя Иоанн Канна. У книги был длинный подзаголовок: Собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов, взятых из всякого богодухновенного писания и доступно изложенных преподобнейшим монахам Павлом, основателем монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы и нареченным Благолюбивым (Ευεργετινος), извлеченное из библиотеки царского и патриаршего монастыря Кутлумуш на Святой Горе Афон и впервые изданное на средства достопочтеннейшего и благочестивейшего господина Иоанна Канны для пользы молящихся.

Второе издание труда выпустили в Константинополе в 1861 году «по предложению и щедрому взносу богоносных отцов Святой горы Афон сыновья Фокаевса Константин и Лука». Третья публикация увидела свет в 1900 году, а через год и четвертая. Пятая была опубликована в Афинах только в 1957 году монахом Виктором Матфеем, который снабдил книгу обильными примечаниями на полях. Начиная с шестого издания, которое осуществил в 1980 году его преемник иеромонах Матфей Лангис, оригинальный текст выходит с параллельным переводом на ново-греческий язык (кафаревуса). В таком же виде в 2001 году увидела свет седьмая публикация в четырех томах.

Под заголовком «Благолюбие», слова и наставления святых отцов, начал публиковать этот труд в свободном переводе на ново-греческий язык в четырех томах издательский Дом Пресвятой Богородицыв Салониках.

Знаменательно, что эта древняя работа в целом и частично переведена на иностранные языки: английский, арабский и др.

Великое благо для православного читателя — издание на русском языке этого святоотеческого труда монаха Павла, который преподобный Никодим Сятогорец назвал «самым верным путем к вершине добродетелей», ≪наставлением по борьбе со страстями» и «сокровищницей всех духовных благ».

Мы поздравляем издателей, подготовивших «Благолюбие» к публикации на русском языке, которое займет свое место на книжной полке замечательных святоотеческих трудов.

Прославим же Пресвятую Троицу и покорнейше попросим Господа освятить Своей благодатью боголюбивых читателей, чтобы они последовали чудеснейшему примеру наших отцов и сделали для себя родными дружеские боговдохновенные наставления святых, которые проистекают с упомянутых страниц для их душевной пользы и спасения. Аминь!

 

Архимандрит Тимофей
священноигумен монастыря Параклита
Оропос, Аттика, Греция

Картинка. Благолюбие

 

Примечания:

1. Василий II Болгаробойца (958-1025), в 1988 г. выдал сестру замуж за великого князя Вл. Святославича. В 1018 году победоносно завершил войну с Болгарией.
2.  Сельджуки — ветвь племен тюрок-огузов, создавших династию султанов Сельджукидов (ΧΙ-ΧΙΥ в.в.) в странах Ближнего и Среднего Востока.
3. Силиври — город у Мраморного моря во Фракии, неподалеку от Константинополя.
4. 1 В христианской церкви под обновлением разумеется освящение, совершаемое по церковному чину новой церкви, и люди обновления — народ, взятый Богом в удел в особенную собственность (1 Петр 2, 9), а также обновление духа — присутствие в верующих новых, благодатью Божьей образуемых и действующих начал духовной жизни (Рим 7, 6).
5.  Каруля — пожалуй, одно из самых суровых и труднодоступных мест на Святой Горе Афон, которое в шутку называют Сибирью.

 

Далее

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий